Константин провозгласил, что при ясном дневном свете он увидел на небе символ – монограмму, состоящую из двух греческих букв «хи» и»ро», первых букв греческого написания имя Христа. Эта монограмма отдаленно похожа на крест, над ним Константин увидел слова: « В этом знаке побеждай». Константин, который к этому времени еще не принял христианство, тем не менее, принял это видение как знамение христианского Бога, и, что только под этим христианским символом он сумеет победить врага. Этот символ был изображен на личном штандарте Константина и его приближенных.
В битве с Максентием, который был так уверен в своей победе, что вышел из стен укрепленного города, Константин одержал победу, а сам Максентий погиб на Малвинском мосту от рук кавалеристов Константина.
Утвердившись у власти, Константин в первые семь месяцев своего правления указал вернуть все отобранные церковные земли, а духовенство освободил от всех общественных повинностей. Одним из первых своих указов, он подарит Латеранский дворец епископу Римскому. К церкви также отошли прилежащие ко дворцу территории. В течение последующих двух веков этот дворец оставался резиденцией епископа Рима.
Через два года Миланским эдиктом Константина и Лиципия христианство было признано терпимой религией. Предусматривалось свободное вероисповедание для всех приверженцев любой религии, но о христианстве в нем говорилось особо. Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом, в том числе и недвижимым.
Христианские эмблемы стали появляться на императорских монетах еще в 314 году, и к 321 году совсем исчезла языческая символика. Все церковные дела расследовались судом епископов, и это признавалось вполне законным. Церкви также получили право наследования собственности. Сам Константин воспитывал своих детей как христиан; более того, он даже запретил некоторые языческие обряды, хотя сам, как уже упоминалось, принял крещение перед самой своей смертью. Результатом, проводимой Константином политики, стало то, что в 324 году христианство было признано государственной религией Римской империи, что стало триумфом ранней церкви.
Выводы
Как свидетельствуют исторические источники, христианство в первые три века своего существования было гонимой религией. Гонения носили как официальный характер, так и характер репрессивных актов со стороны отдельных правителей и враждебности со стороны местного населения, поклонявшегося языческим богам.
Главными первоначальными причинами гонений был отказ приносить жертвы перед богами и статуями императоров. В дальнейшем причинами гонений служили наветы, распространяемые о христианах, как о безбожниках, святотатцах, аморальных людях, совершающих каннибальские обряды.
С развитием и укреплением церкви, к причинам гонений можно отнести материальное благосостояние, которое приобретала церковь. Не раз во времена репрессий христиане лишались своего имущества: сжигались церковные здания, отбирались земли и личное имущество граждан.
Немаловажное значение имел рост авторитета христианской церкви и увеличение количества ее приверженцев, в котором правящие императоры усматривали угрозу империи и общественному порядку.
Гонения проявляли себя не только в идеологическом и экономическом планах, но и в большей массе своей носили характер физического уничтожения христиан. Тысячи и тысячи христиан были преданы жесточайшим пыткам и казнены.
Тем не менее, христианская церковь раннего периода не только не прекратила своего существования и выжила, она завоевала официальное признание и стала государственной религией Римской империи. С 10% верующего в христианство населения в начале ІV века, к концу века приверженцы христиан уже составляли до 90%, т.е. около 45 миллионов человек. Это заложило крепкую основу дальнейшего развития и распространения христианства во всем мире.
Литература
1. Донини А. У истоков христианства: От зарождения до Юстиниана. - М., 1979. - 341с.
2. Косидовский З. Сказания евангелистов. - М., 1975. - 456с.
3. Крывелев И. История религий. Т. 1,2. - М., 1987.
4. Крыжановский Р.А. История христианства: конспект лекций. - Одесса, 130с.
5. Радугин А.А. Введение в религиеведение. - М., 1997. - 236с.