Другую подгруппу составляют наивные искатели чего-то нового, необычного, таинственного. Они также хотят выйти из серой массы, быть причастными к современному, международному духовному движению. Их манят завлекающие, многообещающие рекламы сект, возможность пообщаться с заграничными проповедниками, не говоря уже о перспективе бесплатно съездить за границу. На предупреждения об опасности связываться с сектами они самонадеянно говорят, что когда захотят, легко бросят это дело. К сожалению, они не замечают скрытой, но последовательной психологической обработки и постепенного развития синдрома психологической зависимости, после формирования которого, обратный ход практически закрыт.
Как при решении вопроса о вменяемости, так и вопроса о дееспособности сектантов судебно-психиатрическая оценка психических изменений в результате негативного социально-психологического воздействия в секте должна исходить из общих принципов определения глубины психической патологии. Статья 22 УК РФ, предусматривающая вменяемость при отсутствии возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, действует в отношении значительного числа сектантов, обнаруживающих «зависимое расстройство личности». Во всех этих случаях суд может назначить принудительное лечение, поскольку без специального психотерапевтического и иного способа избавления от синдрома психологической зависимости риск рецидива преступления по причинам сектантского фанатизма остается высокой.
Проблема культовых новообразований деструктивно-тоталитарного типа обозначилась в России недавно. Но угроза национальной безопасности и здоровью нации катастрофически растет. Нарастает и циничная активность сектозащитников. Без срочных объединенных усилий священнослужителей традиционных конфессий, педагогов, юристов, медиков, журналистов, прокуроров, следователей, судей будет окончательно утрачена не только духовность общества, но и самостоятельность российского государства.
Признаки деструктивных псевдохристианскихобъединений
Ключевым признаком деструктивных псевдохристианских объединений, с духовно-нравственной точки зрения, является то, что они самочинно и своевольно отвергают принципиально значимые составляющие той единственной христианской религии (непрерывно существующей уже более 2000 лет), которая основана непосредственно Самим Иисусом Христом, а именно: Священное Предание (живое слово Божие); Единую Святую Вселенскую Церковь; законную апостольскую преемственность; законные таинства; законное священство.
Весьма часто подобным объединениям в их самочинных вероучениях присущи примитивные и неразборчивые эклектизмы, не выдерживающие никакой научной критики. Некоторые псевдохристианские культы произвольно используют элементы восточных и иных языческих вероучений, несовместимых с христианством.
С правовой точки зрения важно то, что значительная часть подобных объединений считает государство и государственные институты сатанистскими учреждениями, а государственных служащих – слугами сатаны. Ими враждебно воспринимается само понятие патриотизма. Они уклоняются от воинской службы, проповедуя пацифизм, а также используют скрытые его формы (тайный саботаж в военно-промышленном комплексе, в армии и правоохранительных ведомствах). Необходимо помнить, что псевдохристианские культы свои особенности, указанные в этом абзаце, как правило, утаивают от представителей государственных структур. Все упомянутые здесь негативные правовые особенности с необходимостью вытекают из вышеназванных духовно-нравственных доктрин псевдохристианских культов.
Практически все эти религиозные объединения тесно связаны с зарубежными спецслужбами, поставившими своей целью раздробление России как государства и раскол единого и объединяющего духовно-нравственного пространства наших народов.
Все подобные секты ведут напрямую или скрытно инициируют активную лживую враждебную пропаганду против Русской Православной Церкви и ее священства, против наших традиций, культуры и преемственности поколений, против властных государственных структур.
Исчерпывающее изложение богословской аргументации можно найти в трудах подвижников единой Вселенской Церкви, начиная с апостолов, далее по преемственной и непрерывной цепи их законных (а не самочинных) учеников вплоть до современных православных ученых. Приведем здесь краткие соображения. С христианской точки зрения осмысление истины о Святой Церкви – одно из главных направлений при сравнении вероучений, именующих себя «христианскими» или, хотя бы, признающих Библию священной книгой.
Этот вопрос связан с пониманием, что такое «Священное Предание», «Священное Писание», «спасение», с тем, что истина может быть только одна, а, следовательно, и истинная вера – только одна: «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4.5.). Истинная вера сохранилась неповрежденной только в той единственной Святой Вселенской Церкви, которая основана Самим Господом Иисусом Христом и возникла после сошествия Духа Святого на апостолов в Иерусалиме в 33 году после Р.Х. Для спасения любого человека, согласно подлинному учению Иисуса Христа, необходима именно эта единственная Святая Церковь, а не какая-либо иная. Единое Тело Иисуса Христа представляет Собой одну Вселенскую Православную Церковь..Эта Православная Церковь, как однозначно предопределено в Священном Предании и Священном Писании, со дня Пятидесятницы никогда не прекращала и не прерывала своего существования. Пресвятая Троица никогда не оставляла ее как в невидимом мире, так и на Земле, всегда во все времена непрестанно предоставляя все средства спасения любому желающему человеку. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16.18.). «Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3.15.). «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28.20.). «Долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию...» (2Петр.3.9.). «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины...» (1Тим.2.4.).
Главная отличительная черта Православной Церкви, согласно православной вере, заключается не в организационной структуре, и даже не в традициях и догматах. Ключевыми признаками являются соборная, единодушная и непрерывающаяся жизнь и нераздельное сознание всей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (напрямую созданной и охраняемой Господом Иисусом Христом). Кроме того, центральное значение имеет духовная действенность законно и правильно совершаемых таинств, подаваемых и освящаемых Святым Духом лишь через законно и правильно действующих священнослужителей Вселенской Церкви – истинного Тела Иисуса Христа, а не через любого своевольного самозванца или самочинную «церковь».
В связи со сказанным важно понимание того, что такое законное вероучение. Законное вероучение – 1)в общем смысле – вероучение, не изменившее свои духовные характеристики (преемственность священства и таинства), полученные от своего основателя, а также имеющее специальные внутренние механизмы сохранения этих характеристик; 2)в христианском смысле – вероучение, данное, ограждаемое и сохраняемое непосредственно Самим Богом; 3)в правовом смысле – вероучение, соблюдающее права и свободы личности, а также признающее государственную власть, как таковую, данной от Бога.
Специалистам известны десятки псевдохристианских культов, кроме того, постоянно возникают новые их разновидности.
Признаки неоязыческих объединений
Основным признаком неоязыческих культов является утверждение о равноправной борьбе добра и зла в мире, что сближает их с некоторыми направлениями сатанизма. Поэтому их вероучение может у своих адептов инициировать с одинаковой степенью вероятности и добрые (нравственные), и злые (безнравственные и криминальные) поступки. Эти культы спекулируют на примитивном национализме и, как правило, враждебны христианству. Неоязычники стремятся приукрасить свои культы, умалчивая о кровавых жертвоприношениях, характерных для всего язычества. В свою очередь, сатанисты, зачастую, используют элементы неоязычества в своих вероучениях и обрядах. Неоязычеству свойственен неразборчивый эклектизм и наивное дилетантство.
Человеческие жертвоприношения имеют огромный смысл в языческих религиях. Подобные жертвы совершались древними ассирийцами, финикийцами, ацтеками, греками, римлянами, славянами и другими. Греки приносили в жертву людей, отправляясь в дальнее плавание, в начале войны, перед битвой и вообще, когда опасность угрожала жизни многих. Среди язычников были распространены так называемые строительные жертвы (замуровывание человека, впоследствии также животного и других замещений) для укрепления фундамента дома, плотины и т.д. В индуизме весьма развиты тантрические жертвоприношения. Некоторые гностические секты также практиковали кровавые обряды. В языческих жертвах присутствует некий выгодный обмен, предполагающий ответную милость богов. Любопытно, что сами языческие боги попадают в зависимость от количества и качества приносимых им жертв. Такие «боги», оказывается, могут усиливаться или слабнуть в соответствии с интенсивностью языческих культовых жертвоприношений.