Модернизация современных религиозных систем, в особенности появление новых религий, воспринимается официальными богословами как недопустимая авантюра от религии. Новые вероучения рассматриваются как еретические, верующих считают схизматами, которые одурманенные пропагандой и психологическим влиянием харизматических лидеров. Приверженцем новых религий в наше время становится молодежь. Это выходцы в основном из среднего класса, которые имеют среднее или высшее образование и достаточную материальную обеспеченность. Кроме того, общины новых религий нередко становятся приютом для людей, выбитых из обычной жизненной колеи. В новых религиях привлекает четко организованный образ жизни, твердые моральные правила поведения, авторитет духовного пастыря.
К новым религиям примкнули, прежде всего, битли, панки, хиппи и другие. Для неофитов привлекательными оказались те идеи, которые несут в себе новые учения. Последователям новых религий предлагается вероучения, которые вбирает у себя элементы христианства, буддизма, ислама, индуизма, а также идеи оккультизма (мистическое учение о возможности общения с сверхъестественными силами через определенные магические действия и заклинание); спиритизма (вера в посмертное существование душ умерших и возможность людей непосредственного общения с ними); теософии (религиозное учение о возможности богопознания через интуицию и откровение); антропософии (мистическое учение, которое на место Бога ставит человека, человек на основе пробуждения скрытых в ней таинственных сил способный властвовать над природой, манипулировать ее закономерностями); астрологии (учения о влиянии планет и звезд на судьбу народов и отдельных людей) и тому подобное.
Новые религии и культы строятся, как правило, на принципе синкретизма и есть целиком эклектичными. Вероучения и культовая практика их находятся в процессе становления. При этом каждая религиозная течение претендует на универсальность и определенную исключительность своего вероучения. Каждый из лидеров этих течений доказывает, что его религия самая справедливая и наилучшая, а сам он живой земной бог или пророк Всевышнего, которого должны уважать верующие. Именно культ земного бога есть одной из характерных признаков нетрадиционных религий. Иногда приверженцы новых религий и культов стараются доказать, что принципы их учения ничего общего с религией не имеют, они исключительно направлены на самосовершенствование личности.
Для нетрадиционных религий характерные такие основные признаки, как вера в сверхъестественное и система связей с ним, что есть необходимым атрибутом любой религии. Упражнения йоги, сеансы медитации и самовнушения как формы обрядовых действий оказывают содействие возникновению религиозного экстаза и ощущение «слияния с богом». Нетрадиционным религиям и культам присуща своеобразная организационная структура, их последователи объединяются в «братства», «семьи», «коммуны», «ашрамы» (монастыри), возглавляемые харизматичным лидером, которого часто называют гуру (учитель). Члены религиозных общин безвозмездно работают, передают к фонду братства свои сбережения и ценные вещи. Такой способ накопления богатств присущ многим новым религиозным течениям. Неорелигии формируются как разновидность харизматических культов. Главные признаки нетрадиционных религий:
1. Возглавляет религиозную общину харизматический лидер, который считает, что он якобы получил от сверхъестественной силы, Бога, новое уникальное «объявление» и призванный выполнять роль нового мессии. Каждый, кто не разделяет его взглядов, глубоко ошибается и является последователем сатаны.
2. Лидер создает собственную религиозную общину, которую называет «семьей», «коммуной», «миссией», «колонией» или «центром». В этой религиозной общине лидера называют «отцом» или «учителем». Он имеет неограниченную власть.
3. Лидер, как главный руководитель религиозной общины, устанавливает обязательные правила и нормы поведения членов общины, которые объявляются священными. Сам лидер не обязательно придерживается установленных правил и живет в значительно лучших условиях, чем его последователи.
4. Религиозная община придерживается, как правило, апокалипсических взглядов на мир, ее члены отказываются от собственного имущества в пользу религиозной группы, изменяют местожительства, а также собственные имена.
5. Члены религиозной общины в основном изолируются от внешнего мира с помощью своеобразной техники контроля за поведением верующих. Это достигается максимальной насыщенностью программы разными групповыми мероприятиями, которые проводятся на протяжении определенного времени. Участие в мероприятиях такой программы рассматривается верующими и их наставниками как образец высокой религиозной дисциплины.[4]
В научной литературе это получило название «промывания мозгов». Для «промывания мозгов» верующих в религиозной организации существуют благоприятные условия. Каждая религиозная община – это сплоченный коллектив, который имеет групповые потребности и единую задачу. Став членом такого коллектива, человек ощущает себя участником общего дела и лишается чувства самостоятельности, приобщается к тем ценностям и взаимоотношениям, которые, с ее точки зрения, давно забытые грешным миром.
Понимая привлекательность подобных чувств и настроений, лидеры нетрадиционных культов настойчиво рекламируют свои организации как оазисы «настоящей человечности», прообразы образцового коллективизма, царства справедливости, райского блаженства и любви. Такая реклама привлекает людей, прежде всего тех, кто столкнулся с равнодушием и бездуховностью окружающих. Пропагандистская реклама, на которую расходуются огромное средство, объединяется с четкой системой вербовки прозелитов – на улицах, вокзалах, в метрополитенах, стадионах, учебных заведениях, клубах, домах культуры и других местах.
Эффективность влияния нетрадиционных религий на сознание верующих поясняется удачным объединением крайне примитивного, буквального объяснения религиозных принципов с агрессивными методами влияния на личность. Верующих убеждают в потому, что когда они впустят в свое сердце Иисуса Христа, то вместе с тем сбудутся все их желания. Подобное внушение направленное на подавление критических чувств и умственных способностей человека.
Высшим законом для члена религиозной общины есть слово наставника как избранника Божьего и неповторимого спасителя. Лидеры нетрадиционных культов стремятся добиться полного влияния на верующих. Они разными способами изолируют членов общины от влияния окружающего мира, отворачивают их от светских моральных ценностей и привычек, парализуют волю и самосознание. Поставленная задача достигается с помощью насыщенной программы разных групповых мероприятий, которая содержит общие молитвы и собеседования, религиозные семинары, многоразовое выполнение одних и тех же песен, изучения текстов «священных книг», прослушивания записей уроков лидера о принципах вероучения, лекции на религиозные темы, общие трапезы. Кроме того, обязанностью каждого верующего становится собирание пожертвований и милостыни на улицах, распространения религиозной литературы. Распорядок дня планируется так, чтобы каждая минута жизни верующего была заполнена, чтобы он не оставался в одиночестве с собственными раздумьями. Истощают нервную систему человека постоянное недосыпание, ночные сборища, систематическое недоедание. Руководители религиозных общин стараются контролировать даже чувство и переживание верующих, их мысли и интересы. Они безапелляционно вмешиваются в самые интимные отношения верующих, регламентируют чувства их собственных симпатий, право избирать друзей и спутников жизни, особенно, чем граница религиозной общины.
Жесткие средства влияния употребляются к тем, кто недостаточно лояльный или колеблется в выборе религиозной веры, их берут на испуг, грозят разными наказаниями, совершают давление на сознание, нередко прибегают к телесным наказаниям, лишают нормального сна и питание. Не случайно некоторые исследователи нетрадиционных религий отмечают их антигуманный характер и называют тоталитарными культами.
Основные направления нетрадиционных религий
Нетрадиционные религии довольно разнообразные, количество их названий превышает тысячу. Между тем разнообразия нетрадиционных культов условно можно выделить пять основных групп:
1. Неоориенталистичиские (то есть восточные) культы – модернизация разных вариантов индуизма и буддизма. К ним належат «Общество Сознания Кришни», «Тихоокеанский дзенбуддийський центр», «Миссия Божественного света», «Международная коммуна саньясинов», «Трансцендентальная медитация» и тому подобное. Основным есть мистический путь увольнения, то есть пробуждения у человека имманентного божественного начала. Для слияния с божественной природой верующий использует разные способы медитации.
2. Неохристианские объединения – синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий. Это «Церковь Унификации», «Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и другие. В них религиозный лидер считается посланцем Бога, который призван принести людям новую весть о спасение, новые моральные установки.
3. Сайентологичное направление – образовывают «Церковь сайентологии», «Космические религии», например «Общество Астариус», которые проповедуют связь Земли и высших космических сил, «космического ума». Для этих культов характерный мистицизм, считается, что физические приборы способные регистрировать биологическую природу, будто сверхъестественных сил, их тайное влияние на человека.