37. Hasting's Enciclopedia of Ethics & Religion, vol. IV, p. 239.
38. Wilfred W. Briggs, "Introduction tj the History of the Christian Church", p. 49.
39. Will Durant, "The Age of Faith".
40. В жестокостях церкви читатель может убедиться, прочитав работу Гиббона (гл. XXI).
41. Will Durant. "The Age of Faith", p. 46.
42. op. cit., p. 49.
43. The Modern Churchmen, vol. XV, No. 5, August 1925, p.219.
44. Цит. по "The Unrest in Religion", p. 87.
45. Marjorie Bowen, "The Church and Social Progress", pp. 4-5.
46. A. H. M. Jones (Constantine and conversion of Europe, p. 83).
47. op. cit. 48.op.cit., p. 200.
49. Will Durant, "A History of conflict between Religion and Science", p. 48.
50. J. M. Robertson, op. cit., p. 138
51. op. cit., p. 147. Тежевзглядывыражал Will Durant, "The Age of Faith", p. 8.
52. Gibbon, charter XXVII, p. 208 (1897).
53. Gustav, "Europe's Debt to Islam", p. 21.
54. Draper, "Intellectual Development of Europe", p. 318.
55. Марк, 1: 15,Матф.,4: 177. Лука, 10: 9, и т. д.
56. J. M. Robertson, op. cit., p. 117.
57. Члены этой секты все еще существуют в Ливане и Сирии (ср. Aziz S. Atiya, "A History of Eastern church, p. 282).
58. Renan, Ernst "Life of Jesus", p. 98 (foot-note).
59. Цит. по Dr. F. R. Ansari "Islam and Christianity in the Modern World", p. 21
60. J. M. Robertson "A Short History of Freethought", vol. I, p. 277.
61. Однако, этот запрет был снят в 787 г. Вторым Никейским Собором
62. Подробностисм. в "An Open Letter to the Christian Churchers" Published in "The Voice of Islam",
August 1963, pp. 602-605.
63. Робертсон вспоминает: "Когда Готфрид занял Иерусалим, все евреи были сожжены заживо в синагогах, и хроника рассказывает, что крестоносцы въехали в храм на конях по колено в крови многих тысяч убитых неверных. Во имя Иисуса было убито огромное количество людей всех возрастов" (ShortHistoryorChristianity,p.219).
64. Матф., 5: 39-41 65. "A Short History of Saracens", p. 326. Подробностисм. в Thomad Keightley's "The Crusader's".
66. Syed Mohammad Jamil "The Moral Side of the Christian Clergy", p. 12, Sir Alexander G. Cardew "Slavery and the Churches" Racionalist Annual, 1934, (pp. 27-34).
67. Wilfred W. Bigg, op. Cit., p. 103
68. Durant's "The Story of Civilization" - The Age of Faith, part IV, Simon and Schuster - New York, 1950, pp. 773-774.
69. Durant. "The Story of Civilization", yjl. VI, pp. 197-220.
70. Rev. Canon W. P. Hares (The teching and practice of the church of Rome in India Examined, p. 122).
71-Jbid.
72. Rev. W. P. Hares, op. cit.
73. John William Draper, "History of Intellectual Development of Europe, vol. II.
74. Rev. W. P. Hares, op. cit., 123.
75. Jbid. "The News Week" in its article "Massacre of the Pure" оценилаобщуюцифруубитыхальбигойцевнеменеечемвмиллион (см. Moral Side of the Christian Clergy, p. 21, by Syed Mohammad). Jamil
76. Цит. по Rev. W. P. Hares, op. cit.. p. 126.
77. Jbid.
78. Jbid.
79. Rev. W. P. Hares, op. cit.
80. "The Age of Faith" title "Inquisition", p. 784. Утверждается, что инквизиция с 1481 по 1808 г. покарала 340000 человек, из которых 32000 было сожжено. За предшествовавшие 300 лет Кеннет Уокер оценивает число убитых в 300000 человек cf.: iagnosisofMan, p. 210).
81. W. E. H. Lecky "Rise and Influence of Rationalism in Europe", vol. II, pp. 32-33.
82. ВсестороннееисследованиеРеформацииданоу Clark "A Short History of Christian church" иу Will Durant” The Age of Reformation", p. 267-367.
83. J. M. Robertson, op. cit., p. 262
84. Jbid, p. 269
85. Jbid.
86. Bertrand Russel, "Why I am not Chriatian", p. 20.
87. J. M. Robertson, op. cit., p. 269.
88. Jbid.
89. Jbid.
90. Marjorie Bowen, op. cit., p. 9.
91 .Цит.по Dean Inge in "The church in the world" ,p.52.
92. Hector Hawton "The Thinker's Handbook", p. 36.
93. Joseph Wood, op. cit., p. 32.
94. Will Durant, "The Reformation", Hfrt IV of the Story of Civilization, p. 571.
95. London Syllabus of Religion Education, pp. 130-131.
96. The Bible Today: The English Bible before the Authorized Version, p. 128:
97. The London Syllabus, pp. 130-131.
98. How We Got Out Bible.
99. The London Syllabus, pp. 130-131, Stanley Cook's "Introduction to the Bible", pp. 9-12
100. English Modernism. "Its Origin. Methods and Aims' by HDA. Major, pp. 97 et. aeg. Подробностисм. в "Chaos of Cults" by Karen Van Baleen. 5th Edition.
101. Cf: Hector Hawton's "The Thinker's Handbook", p.161.
102. HDA. Major, op. cit., p. 97.
103. Robertson, op. cit., p. 208.
104. Islamic Literature, October 1966, art: Food for Thought for Christians.
105. John M. Allegro, "The Dead Sea Scrolls",р 127.
106. Bertrand Russell, op, cit.. pp. 20-21.
Прежде чем перейти к рассмотрению взаимоотношений между христианством и мифологией, есть смысл составить панорамный обзор различных мифических фигур, почитавшихся язычниками в то время, когда рождалось христианство. Если мы вернемся примерно на две тысячи лет назад, мы найдем, что в мире существовало множество солнце поклоннических культов. Ни одна из конкретных религий не была универсальной; вокруг личностей их основателей создавались мифы. в результате чего каждая религия представала в виде сказочных историй, пронизанных мифологическим духом. От Мексики до Индонезии протягивалась одна и та же нить мифологических вымыслов. Средиземноморье не было исключением. Оно также стало жертвой гипнотического воздействия солнцепоклонничества, бывшего тогда в моде. Здесь мы сталкиваемся в основном со следующими мифическими фигурами, бывшими предметами обожествления
Это был персидский бог Солнца. Согласно преданиям, он был сыном непорочно зачавшей небесной девы и родился 25 декабря в пещере. У него было 12 учеников, и он был Мессией, давно ожидаемым народом. Он был убит, взяв на себя грехи своих последователей, воскрес и ему поклонялись как воплощению Бога (1). Его последователи проповедовали суровую и строгую нравственность. У них было семь святых таинств. Наиболее важные из них - это крещение, конфирмация и евхаристия (причастие), когда "причащающиеся вкушали божественную природу Митры в виде хлеба и вина"(2). Приверженцы Митры установили центральное место поклонения в точности в том месте, где Ватикан воздвиг свою церковь.
Это бог плодородия в древне финикийской мифологии (соответствует вавилонскому Таммузу). Верили, что от родился 25 декабря. Он был убит и погребен, но боги подземного мира (Аида), где он провел 3 дня, позволили ему воскреснуть. Он был спасителем сирийцев. В Ветхом Завете упоминается о плаче женщин над его идолом (3).
Это фригийский вариант вавилонского Таммуза (Адониса). Он родился от матери-девственницы и считался "единственным рожденным сыном" Высочайшей Кибелы. Сочетал в одном лице Бога-отца и Бога-сына Он пролил свою кровь у подножия сосны 24 марта во искупление грехов человечества; был погребен в скале, но воскрес 25 марта (параллель пасхальному воскресению), когда происходил всеобщий праздник верующих в него. Специфические атрибуты этого культа крещение кровью и причастие (4).
Бог виноградарства и виноделия в греческой мифологии. Он был сыном фиванской царевны Семелы, зачавшей его от Зевса без телесной связи. Родился 25 декабря. Он был спасителем и освободителем человечества. В честь него ежегодно устраивались празднества, изображающие его смерть, схождение в ад и воскрешение (5).
Египетский бог Солнца. Родился 29 декабря от Девственницы, называемой "девой мира". У него было 12 Учеников, один из них Тифон предал его, в результате чего он был убит, погребен, но затем воскрес после пребывания в аду в течение 3 дней. Его считали воплощением Божества, и он был третьим в египетской триаде.
Рожден девственницей Деваки без сношения с мужчиной; он был единственным рожденным сыном Высочайшего Вишну. О его рождении возвестил хор ангелов. Будучи царского происхождения, он появился на свет в пещере. Считался альфой и омегой Вселенной. Совершил множество чудесных исцелений. Отдал свою жизнь ради людей. В момент его смерти в полдень солнце померкло. Спустился в ад, но воскрес и вознесся на небеса (6). Последователи индуизма верят, что он снова вернется на землю и будет судить умерших в день Последнего суда. Он - воплощение божества, третье лицо индуистской Троицы (7).
Во время жизни совершал великие чудеса. Спаситель человечества, несущий мир на землю. Он вел аскетическую жизнь и сеял мир. Он должен вновь прийти на землю и судить умерших. Он искупил грехи человечества, заплатив своей кровью дьяволу. Его главной целью на земле было установление всемирного царства религии (Дхарма Чакра). Он обещал, что после него придет другой Будда.
Из беглого обзора упомянутых выше мифологических фигур видно, что между ними много общего (8). Почти все они
1) были рождены примерно 25декабря;
2) появились на свет от матери-девственницы в пещере или другом скрытом месте;
3) вели аскетическую жизнь ради человечества;
4) назывались спасителями, освободителями и т. д;
5) сначала были побеждены (погибали), но впоследствии возносились на небо. В случаях Митры и Осириса это сходство особенно поразительно;
6) основывали сообщества святых и церкви, в которых подвергались инициации их ученики. Пример Митры и здесь особенно показателен;
7) евхаристические праздники организуются в их честь их последователями. Аттис особенно сходен с Христом в этом отношении.
Поскольку все эти культы были близки, их синтез не противоречил бы ни одному из них. Более того, поскольку все они приходили в упадок, такое слияние было не только неизбежным, но и в определенной степени желательным.
Действительно, некоторые иудейские секты стремились к формированию комбинированной религии, представляющей все разновидности мнений. Филон Александрийский, иудейско-эллинистический философ первого столетия, был в авангарде такого движения, В этих условиях каждая новая религия испытывала влияние этих своеобразных верований. Е. Carpenter отмечает:
"Учения о грехе и жертве. Спасителе, причастии. Троице, непорочном зачатии и т. д. были распространены повсеместно. Ни один религиозный синтез не мог избежать их влияния; все, что он мог сделать - это усвоить их, придав, быть может, им своеобразную окраску" (9).
Как уже говорилось, христианство родилось в Израиле, но было вскормлено в лоне Греко -египетско - персидских культов солнцепоклонничества. Оно унаследовало очень мало от иудаизма и представляет собой главным образом наследие языческих культов. Даже немногие иудаистские концепции, обнаруживаемые в христианстве, пришли в него через Павла, который (хотя сам и был евреем) высоко ценил греческую философию и мало обращал внимания на еврейские законы; все, что он привнес в христианство, было скорее языческого, чем еврейского происхождения. Он сделал это для того, чтобы привлечь язычников в лоно новой Религии. Уильям Данкенбринг пишет: