Гуманизм не был однородным явлением, однако в его основе лежали некие общие установки, которые и отразились на развитии идей реформаторов. Среди них можно назвать лозунг «назад к источникам», возросший интерес к индивидуальности человека.
Если анализировать влияние гуманизма на идеи Лютера, то приходится отметить крайне незначительное внимание реформатора к идеям гуманизма. Лютер был богословом, чей путь определялся мыслительным рядом академической схоластики. Гуманисты же основной упор делали на нравственных моментах жизни церкви, нежели на богословских проблемах. Однако Лютер использовал плоды деятельности гуманистов для своих нужд, например, греческий перевод Нового Завета и трудов блаженного Августина, подготовленные гуманистическими редакторами. Таким образом, влияние гуманистических взглядов на систему идей Лютера можно ограничить только филологическими и текстуальными достижениями гуманистов.
2. ДОКТРИНА ОПРАВДАНИЯ ВЕРОЙ – ОСНОВНЫЕ ИДЕИ.
2.1 Концепции, лежащие в основе доктрины.
В основе доктрины оправдания верой лежит учение о благодати как незаслуженном благоволении Бога к падшему человечеству. Эта идея нашла свое глубокое отражение в трудах Августина Блаженного, а именно на них основывал свое богословие М.Лютер.
В средние века благодать понималась не как отношение Бога к человечеству, а как некая сверхъестественная субстанция, вводимая в человеческую душу и способствующая искуплению. В подтверждение такой идеи использовался довод о различности природ Бога и человека и непреодолимом между ними разрыве. Для того, чтобы спасти человека и заполнить существующий разрыв и необходима благодать Божия.
Такой взгляд на концепцию благодати был подвергнут строгой критике еще до Реформации и к ее началу прекратил свое существование.
Кроме того, рассматривать доктрину оправдания верой невозможно без понимания еще одной основной темы христианской мысли – «искупление через Христа». Этого искупления нельзя было достичь иным способом. Для обозначения учения о спасении в богословии применяется термин «сотериология» (от гр. Soteria -спасение), который определяет ряд образов, связанных с этим учением.
1. Образы победы. Своим Воскресением Христос одержал победу над смертью и те из людей, которые примут Христа, могут надеяться на то, что эта победа будет и их победой.
2. Образ измененного юридического статуса. Христос, умерев на кресте, своей покорностью заслужил прощение для грешников и примирил Бога и человечество.
3. Образ измененных личных отношений. Люди в своей греховности отошли так далеко от Бога, что самостоятельно не в силах примириться с ним. Это становится возможным только через смерть Христа.
4. Образы освобождения. Находясь в плену сил зла, смерти и греха, человек может получить освобождение только через смерть Христа на кресте. Точно так же, как Он освободился от плена смерти, так и верующие могут сделать это.
5. Образ целостности. Благодаря Своей смерти и Воскресению, Христос может восстановить нашу целостность, поврежденную грехом душу, физическое и душевное здоровье.
Сотериология приобрела особое значение во времена Реформации, частично благодаря новому интересу к писаниям Св. Павла, в которых она занимает заметное место (особенно в Посланиях к Римлянам и Галатам). В центре программы реформ Лютера лежал вопрос о том, как грешники могли быть оправданы.
2.2. Начальный период становления доктрины.
Доктрину оправдания верой называют «богословским открытием» Лютера, хотя довольно подробно она разработана еще в трудах Августина. Открытием ее можно назвать только в новом смысле, применимом к конкретным историческим условиям Реформации.
Богословские достижения Лютера или «Опыт, пережитый в башне», касаются вопроса о том, как может грешник войти в общение с праведным Богом.
Лютер получил образование в Эрфуртском университете (1501/1505). Хотя первоначально после окончания университета он собирался изучать право, это намерение было оставлено после несчастного случая, случившегося с ним во время грозы, который имеет любопытные параллели с опытом Моисея у неопалимой купины. Приведенный в ужас молнией, которая ударила в землю неподалеку от него, Лютер поклялся стать монахом. Он поступил в эрфуртский августинский монастырь, где предпринял изучение богословия.
В 1508 г. он был приглашен преподавать нравственную философию во вновь основанный Виттенбергский университет, который проявлял тенденцию набирать преподавателей из Августинского ордена. После периода, в течение которого он выполнял различные поручения для своего ордена, в 1511 г. Лютер был назначен на кафедру библейских исследований в Виттенберге. В соответствии со своими обязанностями он читал лекции по различным Книгам Библии: Псалтири (1513-1515), Посланиям к Римлянам (1515-1516). Галатам (1516-1517), Евреям (1517-1518), затем он вернулся к лекциям по Псалтири (1519 - 1521). Мы обладаем текстами лекций Лютера (сохранившихся в различных вариантах), что позволяет нам проследить развитие его идеи в течение всего периода, предшествовавшего Девяносто пяти тезисам (1517 г.) и знаменитого Лейпцигского диспута (1519 г.).
Наш интерес особенно привлекает первый курс лекций по Псалтири, известный как "Dictata super Psalterion". В ходе этих лекций Лютер часто обсуждал вопрос о доктрине оправдания, что позволяет нам установить, какими были его ранние взгляды по этому вопросу. Бог заключил завет (pactum) с человечеством, по условиям которого Он обязуется оправдать всякого, кто будет отвечать определенным минимальным предварительным условиям ("quod in se est"). Лютер учил, что Бог оказывает милость смиренным, так что все, кто смиряется перед Богом, могут в итоге ожидать оправдания. Для пояснения этого принципа приведем две цитаты из "Dictata super Psalterium":
"Вот по какой причине мы спасаемся: Бог заключил с нами завет, согласно которому каждый, кто верит и крещен, будет спасен. В этом завете Бог правдив и верен, и связан Своим обещанием."
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает..." (Мф. 7. 7-8). Поэтому правильно говорят доктора богословия, что Бог неизменно оказывает милость всем, кто исполняет то, что внутри него ("Quod in se est")".
То, что грешник признает свою нужду в благодати и молит Бога о ниспослании ее, накладывает на Бога, по условиям завета, обязательство сделать это, оправдывая, таким образом, грешника. Другими словами, грешник своей мольбой берет на себя инициативу: он в состоянии кое-что сделать для обеспечения Божественного ответа в виде оправдания. Завет между Богом и человечеством установил структуру, в рамках которой относительно небольшое человеческое усилие приводит к непропорционально большой Божественной награде. Тем не менее, для наложения на Бога обязательств по награждению грешника благодатью требуется определенное человеческое усилие.
Такими были ранние взгляды Лютера на доктрину оправдания, сформировавшиеся под влиянием университетского образования и господствовавших в то время богословских взглядов.
2.2 Идея «праведности Божией».
Изучая Псалтырь, значительное место в которой занимает идея праведности Божией, Лютер подробно рассматривал эту идею в своих лекциях. На этой стадии своего становления он понял, что праведность является беспристрастным Божественным свойством. Бог судит людей, рассматривая их дела, и не может проявлять ни снисходительности, ни предрасположенности. Каждый получает то, что он заслужил – ни больше, ни меньше.
Чем дальше, тем более сложной представлялась Лютеру эта теория. Что происходит с грешником, который сам не в состоянии вырваться из греха и выполнить Божественные требования? На этом этапе Лютер начинает понимать и принимать учение Августина, утверждавшего, что человек не имеет возможности самостоятельно, без Божественного вмешательства и милосердия заслужить себе спасение.
Важную роль сыграли в понимании этой идеи и субъективные религиозные переживания Лютера. Будучи монахом и исполняя все обеты, он не мог почувствовать Божье благоволение к нему. Постоянное чувство греховности, нераскаянности даже после исповеди и осознание невозможности удовлетворить условиям спасения привели к тому, что идея праведности Божией стала для Лютера не Благой Вестью, а постоянной угрозой. Обещание спасения было реальным, но условия спасения – невыполнимыми, впереди его ждали лишь наказание и смерть.
То есть можно утверждать, что проблема спасения человека стала для Лютера не только богословской и чисто академической проблемой, она приняла экзистенциональный, личностный характер.
Затем произошло нечто, что стало рождением новой идеи спасения, и что исследователи называют «Опытом, пережитым в башне». Об этом нам известно из более поздних воспоминаний Лютера, путаных и неточных, однако, что бы это ни было, оно вывело Лютера в первые ряды реформаторов.
Из «автобиографического фрагмента» Лютера мы видим, как меняется его понимание слов Писания «праведность Божия». И на это влияет переосмысление еще одного фрагмента Писания «праведный верою жив будет».
Отличие принципиальное. Если ранее Лютер был убежден, что для спасения грешнику необходимо выполнить невыполнимое условие, то теперь «новое» понимание идеи «праведности Божией» дает ему возможность утверждать, что Бог Сам выполнят Свое же условие спасения грешника. Точнее, Он дает грешнику то, что необходимо для его оправдания – праведность. Бог перестает быть для Лютера карающим судьей, но становится милостивым и милосердным, предоставляя грешнику то, чего сам бы тот никогда не достиг.
Среди исследователей Лютера существует единое мнение о том, что его богословие оправдания подверглось коренному переосмыслению где-то в 1515 г. Тот Лютер, который в октябре 1517 г. обнародовал свои Девяносто пять тезисов, уже обладал взглядами, которые он позднее положил в основу своей программы реформ.