3.3. Природа оправдывающей веры.
Фундаментом всех богословских идей Реформации стало глубокое рассмотрение Лютером природы оправдывающей веры вообще, а в частности просто понятия веры. При этом он выделял три аспекта понятия «вера», каждый из которых впоследствии переняли и развили более поздние реформаторы.
1. Вера является личностной, а не чисто исторической категорией. Признание историчности Евангелия и личности Христа, даже признание того факта, что Он действительно Спаситель, но для других людей не является спасающей верой. Только принятие Христа как личного Спасителя – путь к спасению.
2. Вера касается доверия Божественным обещаниям. Понятие «доверия» и «уверенности» занимает значительное место в богословских взглядах Реформации. Здесь важен такой элемент веры, как полное и безоговорочное доверие обещаниям Бога оправдать тех, кто исповедует свои грехи. То есть на первое место здесь выходит не ценность исповеди, а ценность Божественного обещания оправдать всех тех, кто исповедуется. И, видимо, вопрос о искренности и полноте раскаяния у Лютера не возникает – имеет значение только факт.
3. Вера присоединяет верующих ко Христу. Согласно концепции Лютера, вера становится как бы мостиком, связующим грешника и Христа, при этом благодать, святость и праведность Христа становится достоянием грешника, а грехи и смерть человека принадлежать теперь Христу.
Таким образом, если в ранние годы Лютер рассматривал в качестве условия оправдания веру, выраженную в определенных человеческих действиях, то теперь он отводит человеку пассивную роль – «только верь, а Бог по своей милости Сам сделает все для твоего спасения». То есть, оправдание грешника основано на благодати Божией и получается через веру.
Многие критики сочли взгляды Лютера отрицающими всякую мораль и необходимость добрых дел. Однако можно говорить о том, что Лютер просто немного переиначил само восприятие и значение доброделания – из условия оправдания и спасения оно превратилось в следствие этого и в знак благодарности Богу за спасение.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение появления доктрины оправдания верой
Доктрина оправдания Лютера появилась как богословская позиция университетского преподавателя. Виттенбергский университет, где преподавал Лютер, не был в числе значительных университетов в Европе ни по числу студентов, ни по каким – либо иным показателям. Первоначальные взгляды Лютера касались не более чем изменений в богословской программе второразрядного университета, без какого-либо существенного значения для Церкви и общества. Как же могла незначительная академическая дискуссия превратиться в великое народное движение Реформации? Очень большое значение здесь имел социальный контекст богословских позиций.
В период позднего средневековья понятие греха становится социальным, рассматривается как нечто видимое и социальное, требующее видимого и социального прощения. В решении вопроса покаяния принимает участие не только человек и Бог, но еще Церковь и общество. В 1215 г. Четвертый Латеранский Собор объявил, что "все верующие обоих полов, достигшие совершеннолетия, должны лично исповедоваться в своих грехах священнику и стараться исполнить наложенную епитимию".
Спасение широко рассматривалось как нечто, что можно было заслужить добрыми делами. Запутанное и туманное богословие о прощении периода позднего средневековья, особенно относительно индульгенций, придавало вес предположению, что возможно приобрести как прощение грехов, так и освобождение от "очистительного наказания". Другими словами, вечное наказание, являющееся результатом греховных действий, можно было уменьшить, если не отменить, уплатив соответствующую сумму денег соответствующему церковному лицу.
Доктрина оправдания верой Лютера и связанная с ней доктрина "священства всех верующих" приобрела, таким образом, важность, выходящую далеко за рамки академического богословия. Прощение было делом между верующим и Богом: больше в этом не участвовал никто. Концепция чистилища, на которой основывалось многое из народных суеверий и их церковная эксплуатация, отвергалась как выдумка, не содержащаяся в Писании. Вместе с отрицанием существования чистилища изменилось отношение к смерти и умершим и обряды, которые были с этим связаны. Новый акцент на отношениях отдельного человека с Богом, частично обязанный своим появлением индивидуализму Ренессанса, а частично - Новому Завету, оставлял "за кадром" учреждения Церкви. Лютер нападал не только на доходы, получаемые от продажи индульгенций, - эта практика противоречила его взгляду на роль Церкви в отпущении грехов.
Акция Лютера, выразившаяся в том, что 31 октября 1517 г. (который в настоящее время отмечается в Германии как День Реформации) он прибил к дверям виттенбергского храма Девяносто пять тезисов об индульгенциях, была не просто протестом против рекламной кампании Тецеля. Не было это и требованием, чтобы Церковь прояснила свое учение о прощении. Она ознаменовала появление нового богословия о прощении (или, точнее, появление заново старого и, очевидно, забытого богословия спасения), которое грозило лишить официальную Церковь участия в процессе прощения, угрожая, таким образом, материальным интересам папы, большой части духовенства и некоторых князей. Доктрина оправдания одной верой подтверждала то, что Божественное прощение даровалось, а не покупалось, и было доступно всем, независимо от материального и социального положения. Связанная с ней доктрина "священства всех верующих" означала, что верующий, с благодатной помощью Божией, мог сам сделать все, что необходимо для его спасения, не прибегая к помощи ни Церкви, ни священников (хотя сам Лютер считал, что профессиональные проповедники и учреждения Церкви должны играть существенную роль в христианской жизни). Поэтому не вызывает удивления, что взгляды Лютера были с волнением восприняты церковными учреждениями и вызвали такой интерес у многих мирян того времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Мак - Грат. Богословская мысль Реформации. – СПб.: Изд – во ХО «Библия для всех», 1998 г. – 136 с.
2. А. Мак – Грат. Введение в христианское богословие. – СПб.: Изд – во ХО «Библия для всех», 1998 г. – 495 с.
3. М. Лютер. 95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций. – СПб.: Изд – во «Герменевт», 1996 г. – 10 стр.
4. Аугсбургский (лютеранский) символ веры. - СПб.: Изд – во «Герменевт», 2006г. – 10 стр.