Смекни!
smekni.com

Древнегреческая мифология (стр. 1 из 5)

Контрольная работа

на тему:

«Древнегреческая мифология»

Содержание

Введение

1. Общая характеристика древнегреческой мифологии

2. Мифы о богах

3. Мифы о героях

Заключение

Список литературы

Введение

За последние годы в нашей стране возрождается интерес к классике. Новая роль церкви в обществе способствует популяризации библейских и евангельских сюжетов. Попытки воссоздать утраченные было связи с домом европейской культуры заставляют обращаться к античной мифологии и ученых, и литераторов, и режиссеров, и педагогов. Переиздаются сборники древних мифов, их переложения, переводятся труды европейских исследователей, пишутся пересказы мифологических сюжетов для детей и романы для взрослых.

Роль религиозного фактора в жизни древних обществ, без сомнения, трудно переоценить, поэтому исследование проблем древнегреческой мифологии является важнейшим и необходимым элементом изучения истории и культуры древней Греции. Изучение древнегреческой мифологии позволяет понять не только специфику мышления живших в то время в Элладе людей.

Актуальность и значимость данной темы определяется и тем, что история мифологии и степень ее влияния на развитие политической и других сфер жизни общества в различные исторические эпохи является одной из центральных проблем современного гуманитарного знания. Неоценима также та роль, которую сыграла древнегреческая мифология и религия в становлении европейской культуры и в ее последующем развитии.

Цель работы - исследование некоторых вопросов истории изучения и теории мифа, комплекса мифологических представлений древних греков, проблемы соотношения религии и мифологии.

Задачи работы:

- представить общую характеристику древнегреческой мифологии;

- охарактеризовать мифы о богах;

- выявить специфику мифов о героях.

1. Общая характеристика древнегреческой мифологии

Представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления[1].

В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц[2].

Древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, и смысл мифов следует искать в них самих.

Сущность хтонического периода развития греческой мифологии заключается в следующем. Во время создания первых мифов люди всецело зависели от природных условий. Все непонятное представлялось им проявлением божественной силы, спастись от гнева которой невозможно. Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде, все окружающее материализуется, одушевляется, наделяется непонятными слепыми силами.[3] Земля представляется живой, все из себя рождающей. Поэтому древнейшая мифология и называется хтонической. Средоточие силы – фетиш, и вся мифология представляла собой фетишизм. Духовная жизнь человека тоже отождествляется с фетишизмом. Первые боги – ужасные создания, нередко выглядящие как люди с головами или туловищами животных. Однако к олимпийским богам иногда можно было обращаться с просьбами и надеяться на их выполнение.

В мифологии олимпийского периода появляются герои, которые успешно борются с демонами и чудовищами. Это связано с тем, что многие природные процессы люди уже в состоянии объяснить. Вместо мелких богов и демонов появляется один верховный бог – Зевс, которому подчиняются все остальные божества. Так в мифологии отражается переход к патриархату.

2. Мифы о богах

В греческой мифологии проявляются представления людей о происхождении мира, причем прослеживается аналогия с другими древними религиями.

Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Греки представляли себе хаос в виде некоей разверстой пасти (само это слово родственно греческому "зевать")[4]. Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов восстать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.

Греки называли период правления Крона золотым веком. Однако этому новому владыке мира было предсказано, что он, в свою очередь, будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея[5].

Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер, и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась ни той, ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.

Считаем целесообразным охарактеризовать некоторые, наиболее известные, божества.

Зевс олицетворяет переход к патриархату поскольку воспринимается как верховное божество отец богов и людей, главу олимпийской семьи богов. Его появление символизирует переход к олимпийскому периоду, поскольку Зевс для утверждения в качестве верховного бога вынужден бороться с чудовищами – Тифоном и гигантами. В то же время Зевс близок людям и, как нам представляется, лишь номинально обладает всеобщей властью. Он порой борется за власть с другими богами (Герой, Посейдоном, Афиной), периодически у него появляются дети от смертных женщин(Геракл, Персей, Минос, например). Верховенство Зевса проявляется также в насаждении им моральных устоев и государственности(именно Зевс вложил в людей стыд и совесть как предвестники морали; мораль – предтеча права, а право возникает одновременно с государством).

Во внешнем облике перечисленные и другие важнейшие качества Зевса проявляются в том, что его обычно изображают в виде могучего великана в расцвете сил с длинными волосами и бородой(символ житейской мудрости). Атрибуты Зевса – эгида, скипетр, иногда молот(символы верховенства власти).