Смекни!
smekni.com

Древнегреческий обряд погребения (стр. 4 из 6)

* В дальнейшем находки железных предметов неоднократно повторялись. В частности, в погребении микенского времени в Фарсале (Фессалии) были найдены железная задвижка и гвозди.

кольца, обнаруженного на пальце скелета вместе с двумя другими кольцами из золота и бронзы, показывает, что железо

только еще начало входить в обиход и по своей ценности приравнивалось к изделиям из золота. Среди других находок выделяются золотые кубки с изображением быков, двойная шейная цепь, украшенная 80 аметистами, и браслеты, состоящие из гемм. Почти все найденные вещи, особенно украшения и туалетные принадлежности, выполнены в чисто критском стиле и технике. Удельный вес оружия в общем числе других вещей относительно не велик, особенно по сравнению с инвентарём шахтовых гробниц.

Гробница в Мидее (Дендре) дошла в значительно худшем состоянии, ибо в ней ещё, очевидно, а древности успели побывать грабители. Все же на полу было обнаружено несколько мелких вещей. Обследование погребального помещения позволило установить следы двух ям. На дне этих ям были обнаружены нетронутые погребения двух женщин и двух мужчин. Погребальный инвентарь в этих могилах также оказался состоящим из украшений и драгоценных сосудов. На одной из золотых чаш изображено море, на других – серебряных - охота на оленя и скачущие быки. Стилизованные головы пяти быков украшают и чашу из серебра с золотой обкладкой, найденную подле женского скелета. Среди украшений большие геммы, четыре кольца – из железа, меди, свинца и серебра, золотая цепь из 36 розеток и многочисленные мелкие украшения из слоновой кости, бронзы, фаянса, стекла и даже скорлупы страусового яйца. Было обнаружено и оружие: четыре меча, ножи и наконечники копий. Мечи значительно меньших размеров и более лёгкие, чем из шахтовых гробниц. этот навый тип оружия, гораздо более близкий к критским образцам, чем оружие XVI в. до. н.э. Датируются все перечисленные вещи II половиной или даже концом XV в. Все сосуды и украшения из металла также обнаруживают сильное влияние критского стиля и техники.

Область сохранившая в рассматриваемое время местные черты,

было строительное искусство. Ни мегарон, занимающий центральное место в микенских зданиях, ни погребальные камеры с дромосом и купольные гробницы не имеют аналоги с

Критом. Если же погребения такого типа в XVI-XIII вв. до н.э. и появляются на Крите, то сравнение их с гробницами Эллады ясно обнаруживает заимствование. Т. о., даже во второй половине XVI- XV вв. до н. э., знаменующих собой кульминационный пункт в культурном влиянии Крита, взаимоотношения его с материковой Грецией в известной мере сохраняют характер двустороннего процесса.

В XIV в. строительство купольных гробниц достигает наивысшего расцвета. Так называемая Сокровищница Артея представляет собой монументальное сооружение исключительно совершенной техники. Внутренние стены и дромос выложены в ней гладкими, правильной формы, прекрасно отделанными плитами. Притолоки внутренней двери покрыты рельефами и бронзовыми украшениями. Заметно какие значительные изменения претерпела в своём развитии специфическая микенская архитектурная форма по сравнению-с подобными погребальными сооружениями XIV- XII вв. до н. э. с их ульеобразным прототипом XVI в. до н. э.

Т.о. погребальные сооружения Крита и Микен имели влияние на строительство усыпальниц материковой Греции того времени.

ГЛАВА 3 Античные государства Северного Причерноморья

1. Погребальные обряды Северного Причерноморья

Античные некрополи раcполагались в непосредственной близости от городов за пределами их оборонительных стен. Наряду с грунтовыми могильниками они включают и курганы. Ранее V в. до п. э. некрополи состояли только из грунтовых могил. Курганные за­хоронения встречаются в Греции, в Западном При­черноморье их значительно больше. Несмотря на это, широкое распространение курганов вокруг горо­дов Северного Причерноморья большинство иссле­дователей связывают со скифскими традициями. Господст­вующим обрядом погребения было трупоположения в простых могильных ямах. Трупосожжения встре­чаются почти во всех некрополях северопричерноморских городов, но сравнительно редко. Чаще всего обряд, кремации считают греческим, несмотря на спорадическое его применение различными племена­ми Северного Причерноморья. Наиболее высок процент могил с трупосожжением в Херсонесе эллинистического пе­риода - до 25%. В Пантикапее трупосожжения в VI — V вв. до н. э. составляют примерно 10—13%, а к эпохе эллинизма их доля снижается до 3% Совсем незначительно число могил с трупосожжением в Ольвии Греческим погребальным обрядом является обы­чай хоронить детей в амфорах пли крупных сосу­дах В Ольвии захоронения в амфорах отмечены и архаический и римский периоды Они встречаются в Херсонесе, реже в Пантикапее — только в V—IV вв. до н. э., значительно чаще в ази­атской части Боспора. В Фанагории они известны на протяжении всей античной эпохи, встречаются в Гермонассе, Кепах, Танаисе

Значительно труднее выяснить вопрос, с какими традициями связаны захоронения и простых могильных ямax прямоугольной формы или со скругленными углами. Они одинаково характерны для античных и местных могильников. Более показательны дополнительные конструкции в могилах или отдель­ные черты обряда. Часто встречающиеся деревян­ные надмогильные перекрытия объясняют влиянием местного погребального обряда. Прием покрытия могил поверх деревянного настила слоем камки встречается в пантикапейском некропо­ле VI в. до н. э., но особенно широко он распростра­няется па азиатской стороне Боспора, так как он был обычен у окрестных племен. Могилы с каменны­ми перекрытиями и часто с дном и стопками, выло­женными камнем, были одинаково распространены в античном и племенном мире.

Связь погребальных традиций с обрядовыми нормами греческой метрополии особенно отчетливо проявляется в VI—V вв. до н. э. Почти во всех некро­полях этого времени покойники, как правило, лежат головой на восток, что считают влиянием греческой традиции, так же, как и обычаи ставить над могила­ми стелы с надписями и рельефами или антропо­морфные надгробия; хоронить в гробах и саркофа­гах, класть в могилы предметы палестрического ха­рактера и монеты. Подбор вещей, которые клали в могилы, зависел от пола и возраста, положения в обществе и материальных возможностей умершего. Все, что употреблялось умершим при жизни, могло быть положено в могилу. Так, в могилу воина клали оружие, юноши-палестрита — стригиль и сосудике для масла, женщины — украшения и статуэтки, ре­бенка — игрушки. Часто в могилы ставили сосуды и светильники. Терракотовые статуэтки клали в моги­лы как изображения богов и как любимые ве­щи. В монументальных склепах стояли жертвенные столы, куда родственники приносили дары умер­шему.

Варварские погребальные традиции проявляются в некрополях почти каждого города. С ними свя­зывают конструкции могил, невосточную ориенти­ровку погребенных, подсыпку и подстилку в моги­лах, употребление для захоронении деревянных ко­лод, скорченное положение костяков, наличие в мо­гилах красной краски, мела, напутственной пищи и специфические предметы погребального инвентаря, такие, как оружие, ножи, точила, бусы ярких расцветок, лепные курильницы, разбитые зеркала и т. д. Выводы исследователей о том, что считать гречески­ми чертами, что варварскими, часто расходятся. Так, захоронения со скорченными костяками большинст­вом исследователей расцениваются как признаки проникновения и город местного населения, однако, такие захоронения в Херсонесе считают греческими Вместе с тем хорсонесские захоронения со скорчен­ными костяками норных иском нашей эры связывают с сарматами. По-разному расцениваются находки оружия м могилах. М. И. Ро­стовцев считает, что оружие свидетельствует о принадлежности мо­гил негреческому населению, а Г. А. Цветаева придерживается мнения, что это могилы греков. Наибольшее распространение в античных некрополях Северного Причерноморья получили, по-видимому, те обычаи, которые соответ­ствовали традициям, распространенным как грече­ском, так и варварском мире. К ним относится и устройство ни моги­лах тризны, своего роди поминок, от которых сохраня­лись скопления костей животных и птиц и множество битой, посуды. Остатки тризн встречаются и в грунтовых и в курганных некрополях. Е. Г. Каста-наян констатирует широкое распространение этого обряда в Гомеровской Греции и приходит к выводу, что первые переселенцы перенесли его в Северное Причерноморье, где он и нашел благоприятную почву.

С IV в. до п. э. наблюдается большее разнообра­зие в типах погребальных сооружений. Во второй половине IV в. до н. э. вначале в Ольвии, а затем и в других городах, появляются земляные склепы. В Ольвии они составляют больше 50% захоронений. В не­крополях Пантикапея, Тузлы, Гермонассы, Кеп,. Фанагории, Тирамбы земляные склепы появляются в III в. до н. э. в Херсонесе с I в. н. э. Конструкция их не единообразна. Так, например, в Ольвии наибольшее распространение получили од­нокамерные склепы с длинным дромосом, в Пантикапее — двухкамерные склепы с обычными входны­ми ямами. Появление склепов в некрополях городов. Северного Причерноморья объясняют влиянием античной погребальной традиции Средиземноморья, другие связывают их с проникновением сарматского населения или с традициями, восходящими к эпохе поздней бронзы в Прикубанье. С античной традици­ей связано широкое распространение (с IV в. до и. э.) черепичных гробниц, хорошо известных в античном мире. В Херсонесе они составляют около четверти всех захоронений. В Ольвии в могилах находят только отдельные обломки чере­пицы . Види­мо, с варварской погребальной традицией связано распространение подбойных могил. В IV — начале III в. до н. э. п Ольвпи они составляют около 50% всех могил; в III в. до н. э. их около 28,4% —а во II —I ив. до п. э. их совсем мало. В III в. до н. э. появляются нодбойные могилы в Пантикапее. Со II в. до н. э. они там широко распространены и появля­ются на азиатской стороне Боспора. М. Парович-Псшикан считает, что они ведут свое начало от скифской погребальной традиции сооружения ката­комб. На Боспорe их появление связывают с прито­ком в города сарматского населения.