Одно из очень характерных религиозных представлений, которое было если не порождено, то по крайней мере расширено и усилено в связи с культом вождей, - это представление о безличной таинственной силе. В науке её принято называть меланезийско-полинезийским словом мана. Корни этой идеи, частично связанные с тайными союзами, более непосредственно сплетаются с культом вождей. Идея маны служит объяснением всего необычного, сверхъестественного, это синоним любой опасности, но в то же время и всякой полезной и благодетельной силы, если её действие превышает понимание человека. Древнейшие представления о ней связаны с вредоносной магией. Мана вождя – это его власть, авторитет, храбрость, могущество. Наследственность достоинства вождя осмыслялась как наследование его маны. Если вождь как-нибудь унижал своё достоинство, например, проявлял недостаточную храбрость или недопустимую мягкость в сражении, он терял свою ману. У некоторых народов был даже обычай умерщвлять вождя при первых признаках его постарения, ибо считалось, что одряхлевший вождь уже не может поддерживать магическое равновесие сил природы. [1]
На почве культа вождей развились и некоторые анимистические представления. Культ умерших вождей содействовал пополнению пантеона* фигурами различных второстепенных божеств, посылающих различные милости. На более поздней исторической стадии образы почитаемых умерших царей превращаются в фигуры героев, – таково происхождение и античного культа героев как второстепенных божеств.
Роль культа вождей оказалась очень важной в истории религии. Фараоны Древнего Египта, вавилонские и ассирийские цари считались либо возлюбленными сынами богов, либо равными богам. Персидские Ахемениды были любимцами-избранниками Ахурамазды. Древнеиндийские цари получали свою власть от богов. Китайский император был сыном неба, а японский – потомком солнечной богини. Русские императоры считались помазанниками божьими.
*
Пантеон (греч.
Pantheion - храм всех богов) - все боги, почитаемые каким-либо народом.
Культ племенного бога
Культ племенных божеств складывается на грани доклассового и классового общественного строя. Он принимает формы регламентированной, строго ритуализированной религии. Здесь имеется оформившееся жречество, с которым конкурируют вожди, выполняющие самостоятельные культовые функции. Создаются определённые святилища и храмы, в которых ставятся изображения бога, совершаются установленные моления, приносятся жертвы. Выделяются образы бога-творца, бога-воителя и др.
Образ племенного бога, являвшийся продуктом переплетения различных мифологических представлений, может считаться одним из главных слагающих в дальнейшем развитии пантеона богов классового общества. Культ племенного бога есть первообраз тех развитых ритуализированных культов с установленной жреческой организацией, которые характеризуют вообще религии классовых обществ. Путь от этого образа идёт через различные модификации к образам развитог политеизма, а затем образу единого бога-творца монотеизма. [2] В греческом пантеоне богов можно, наряду с образами разного происхождения, обнаружить образы местных покровителей: микенская богиня Гера, сохранившая тотемические черты коровы, аркадская Артемида с чертами медведицы. Римский бог Марс был вначале богом сабинян (племени марсиев), Квирин – покровителем первоначальной римской общины, Диана – местной богиней Ариции. Из древнекельтских богов большинство были племенными покровителями: Аллоброкс – бог племени аллоброгов, Арвернорикс – арвернов, Арамо – арамиков, Бриксантос – бриксантов, Дексива – богиня дексиватов, Нервины – боги нервиев, Воконтия – богиня воконтиев и т.д. То же можно сказать и о древнегерманских божествах: богиня Танфана была покровительницей племени марсов и близких им племён, богиня Бадугенна – фризов, богиня Нертус – союза семи племён Ютландского полуострова, боги-близнецы Алки – покровители наганарвалов. Древнееврейский племенной бог Яхве составил впоследствии основу образа христианского бога-отца.
Аграрный культ
Аграрный культ – комплекс обрядов и верований, связанных с земледельческими работами. Корни древнейших аграрных обрядов очень близки, почти тождественны с корнями охотничье-рыболовческих обрядов. Однако в дальнейшем развитии они связываются с иными общественными отношениями. Эти корни заключаются в таком же – если не большем - бессилии первобытного земледельца перед природой, как и бессилие первобытного охотника. Урожай всегда находится под угрозой, зависит от условий, неподвластных земледельцу: отсюда попытки помочь растительным процессам с помощью магических обрядов. [1]
Наиболее сложный и развитой вид получают земледельческие магические обряды в тех случаях, когда идея плодородия земли связывается с представлением о плодородии самого человека. Здесь аграрные обряды перекликаются с эротическими, но цель их не вызывает сомнений – обеспечение урожая. Иногда эти обряды принимали характер жертвоприношений: мужская и женская сила плодородия переносились на поля через умерщвление женщины или мужчины, которые чаще всего являлись пленниками. Некоторые племена кровью умерщвлённой жертвы окропляли земледельческие орудия или новые посевы.
У многих народов зарождаются олицетворённые образы духов, а позже – божеств-покровителей плодородия земли и садов. Эти духи подразделяются на «внутренних» - в почве, в самом растении, в плоде – и «внешних» - духи воздуха, дождя, погоды, солнца и других сил природы, влияющих на урожай. С этими олицетворениями духа растительности связан и древний широко распространённый миф об умирающем и воскресающем боге. Вполне правдоподобно предположение, что в основе древневосточных культов страждущих и воскресающих богов – Осириса, Таммуза, Адониса, фракийско-греческого Диониса – лежал архаический ритуал умерщвления человека с целью передать его производительную силу полям и садам. Этот элемент влился и в образ Иисуса Христа – образ сложный, но несомненно связанный с древневосточными богами плодородия. Отсюда благословение семян в церкви, моление о дожде, крестный ход против засухи или градопобития.[2]
Как отражение замкнутости, внутренней солидарности сельской общины и земледельческого, консервативного по своему укладу хозяйства складывается особая форма религии, называемая земледельческой религией сельской общины. Это обычно культ божеств, так или иначе связанных с земледелием: культ покровителей плодородия, божеств грозы и дождя, земли духов растительности, почитание священных мест. Обрядность религии сельской общины тесно связана с сезонными земледельческими работами, со стремлением обеспечить урожай, с магией погоды. По своей форме эта религия замыкается в рамки местных общин, руководителями её обычно выступают деревенские старшины или общинные жрецы.
[1] - по материалам монографии С.А. Токарева «Ранние формы религии», г. Москва, «Издательство политической литературы», 1990г., 622 стр., из серии «Библиотека атеистической литературы»
[2] – по материалам www.public.ru, статьи Г.Н. Липецкого «Бог после перестройки», 2001г., 20 стр.
III. Вывод
Рассмотренные формы доклассовой религии обнаруживают генетическую связь друг с другом и в ходе развития переплетаются между собой самым различным образом. Многие из религиозных форм оказываются весьма устойчивыми и удерживаются, подвергаясь различным видоизменениям. Другие – вплетаются в более сложные формы религии и теряют свою первоначальную природу. Но все они занимали исключительно важнуюроль в жизни первобытнрого общества. Никакое действие не могло быть совершено без совершения определённого набора ритуальных действий: ни охота, ни посевные работы, ни создание семьи, ни погребение... Однако, основа - фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил – остаётся неизменной. Независимо от географического положения возникаюшие на той или иной территории культы отражают одни и те же потребности древнего чеоловека, его представления об окружающем мире. Кроме этого, ещё одной общей чертой дла всех описанных культов является то, что ни один из них не выродился, каждый оказал влияние на формирование последующих религиозных представлений человека. И эти представления, таким образом, тоже имеют много общего, так как в основе их лежат одинаковые идеи. Так что, если не извращать существующие мифологические представления разных народов, как это делают, например, исламские фундаменталисты, а стремиться понять друг друга, то мы обнаружим что в сущности все религии призывают к одному – к гармонии с окружающим миром.
IV. Анализ используемой литературы и интернет - источников
1. С.А. Токарев «Ранние формы религии», г. Москва, «Издательство политической литературы», 1990г., 622 стр., из серии «Библиотека атеистической литературы»
Книга написана известным историком и этнографом С.А. Токаревым, она знакомит читателя с работами этого учёного, посвящёнными происхождению религии и её ранним формам. Книга рассчитана на широкий круг читателей. С современной точки зрения недостатком книги является идеологическая заданность и как следствие надуманность некоторых выводов, сделанных с целью полного развенчания религии, видимо, в угоду цензуре.