Введение
Древнеримская религия представляет очень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытному характеру, так и по тому назначению, которое получили само Римское государство и его культура в истории человечества. Религия римлян, несмотря на ряж общих черт с греческой религией, порожденных частью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась, однако, совершенно своеобразным обликом.
Источники изучения древнеримской религии: археологические памятники (остатки храмов, алтарей, жертвенников, изображения богов); многочисленные надписи, особенно посвятительные; свидетельства античных писателей; произведения раннехристианских авторов, полемизировавших с язычниками.
Историческое развитие римской религии поддается изучению гораздо лучше, чем греческой: очень заметно, как она изменялась в связи с ростом Римского государства – от небольшой городской общины до огромной империи. Но вместе с тем в ней до самого конца оставалось много глубоко архаических черт.
Семейно-родовой культ
Одним из древнейших пластов религиозных верований и обрядов римлян, сохранявшимся очень прочно вплоть до конца существования самого Римского государства, была родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей. Устойчивость этой формы религии объясняется живучестью пережитков самой родовой организации, в особенности в патрицианских семьях.
Римляне верили, что души или тени умерших – маны – являются покровителями семьи и рода. Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально олицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами (от penus – провизия, съестные припасы), а в последующем стали домашними духами-хранителями.
К этим двум представлениям было близко и третье – лары, которое имело более широкое значение. Лар – это вообще дух-покровитель: помимо семейных, существовали еще духи-покровители путей. Духи-покровители перекрестков, духи мореплавания, духи военные и т.д.
Культ семейно-родовых покровителей, естественно, имел частный, узкосемейный или родовой характер. Семья под руководством главы чествовала своих предков-покровителей у домашнего очага. Очевидно, аналогичным образом устраивались и родовые моления. Предметом их обычно был предок - эноним рода, может быть легендарный или даже мифический.
По мере растворения древней родовой организации в государственной, шел процесс перехода от родовых форм культа к более широким. Некоторые родовые боги превращаются в объекты общегосударственного культа (сохранились следы прежнего родового или фамильного происхождения некоторых римских богов).
Необычайная живучесть семейно-родового культа у римлян видна хотя бы из того факта, что он продержался до полной победы христианства над старой религией.
Семейно-родовой культ был связан у римлян с архаичным почитанием огня. Пенаты были духами домашнего очага. Неугасимый огонь, горевший в общинном святилище, олицетворялся в виде богини Весты, что может считаться пережитком эпохи матриархата. Веста не имела антропоморфных изображений. Её символом оставался натуральный вещественный огонь, вечно горевший в храме. В этом еще одно доказательство глубокого архаизма культа огня у римлян.
Погребальный культ
Хотя обряды семейно-родовой религии в честь предков исполнялись римлянами неукоснительно, их представления о загробной судьбе душ умерших были крайне смутны. Верили в подземное царство, подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк и куда идут все души умерших. Но существовала и вера в Элизиум – поля блаженных, куда попадают добродетельные души. Сохранялось при этом и более древнее представление, по которому тень умершего не теряет связи с телом. Интересно, что римляне старались сооружать гробницы близ дорог. На таких гробницах можно обнаружить многочисленные надписи. Судя по ним, верующие римляне были убеждены, что умерший поддерживает связь с живыми.
Души безродных покойников, так называемые Ларвы и Лемуры, считались злыми, т.к. их некому было покормить. Чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды – лемурии, справлявшиеся в мае.
Аграрные культы
К числу древнейших слоев римской религии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования. В отличие от родовых форм культа, преимущественно патрицианских и городских, эти земледельческо-скотоводческие культы были сельскими и плебейскими. Однако резкой грани между теми и другими не было, ибо самое разделение города и деревни было для древнего Рима весьма условным.
Сельскохозяйственные верования занимали, несомненно, видное место в религии римлян. Об этом свидетельствует уже тот факт, что многие из важнейших божеств римского пантеона, получившие впоследствии разнообразные функции, были по своему происхождению связаны именно с земледельческо-скотоводческими культами. Так, например, Марс в классическую эпоху считавшийся богом войны, вначале был божеством-покровителем земледелия и скотоводства, богом войны и оплодотворения. Ему был посвящен первый весенний месяц – март, когда в честь Марса устраивались празднества. Фавн был покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в конце зимы, 17 февраля, веселый оргиастический праздник – луперкалии. Богиня Венера, позже отождествленная с греческой Афродитой, первоначально была божеством садоводства и виноградарства. Богом виноделия также был Либер, чисто плебейское божество. С земледелием был связан Сатурн, бог посева, чествовавшийся веселыми обрядами сатурналий в декабре, перед первым посевом, а также Церера, покровительница хлебных злаков. Бог рубежей Терминус был в начале охранителем полевых меж и границ; земледельцы справляли его праздник 23 февраля. В сложном образе Юпитера тоже присутствовал элемент земледельческих верований: Юпитер считался покровителем винограда. Были и другие боги, представлявшие собой олицетворение отдельных сельскохозяйственных работ или связанных с ними явлений природы.
Большая часть древнеримских праздников, долго сохранявших свое значение, была связана по происхождению с аграрной и скотоводческой обрядностью. Помимо уже упомянутых сатурналий и луперкалий римляне справляли еще такие праздники как цереалии (апрельский праздник посева в честь Цереры), апрельские и августовские виналии с жертвоприношениями Юпитеру, консуалии - августовский праздник жатвы, февральские терминалии и ряд других праздников.
Римский пантеон
Сложный состав римского пантеона был порожден в значительной мере пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. В состав этого пантеона вошли многие божества тех племен и родов, чьими покровителями они прежде считались. Известно, что римская община составилась из латинских, сабинских, этрусских и иных племенных и родовых групп.
Римляне различали в классический период в своем пантеона две группы божеств: старые, туземные, отечественные боги, и новые боги, пришельцы. Однако и в составе первой группы выделяются божества разного племенного происхождения.
Большинство римских божеств, видимо, местного италийского происхождения: они включались в римский пантеон по мере разрастания римской общины, вхождения в нее новых и новых племен и областей. Так, Диана была местным божеством Ариции. Покровителем какой-то древней общины был бог Квирин, в позднейших представлениях сближенный с Марсом и с легендарным основателем Рима Ромулом. Вернее всего, что это был патрон-эпоним самого Рима, судя по архаическому названию римлян – квириты. Очень вероятно, что и некоторые другие боги римского пантеона из числа «старых» были первоначально покровителями общин, влившихся в Римское государство.
Однако подавляющее большинство древнеримских божеств носит совершенно иной характер. Многочисленные боги римского пантеона никогда не были покровителями каких-либо общин. В большинстве своем они являлись не чем иным. Как олицетворением различных сторон человеческой деятельности, которым они покровительствовали. В не дошедших до нас списках этих мелких божеств указывается, в каких точно определенных случаях, в какие моменты своей жизни. К какому из этих богов должен был обращаться с молитвой верующий римлянин. Каждый шаг человека, начиная с самого его появления на свет, находился под покровительством того или иного божества, функция которого была весьма ограничена. Боги эти имели не собственные имена, а нарицательные, по выполняемой каждым из них функции (возможно, что имена были, но тайные, и они остались нам неизвестны), Немецкий исследователь Герман Узенер назвал эту, по его мнению, древнейшую, категорию богов «мгновенными богами». Нетрудно видеть, что наше слово «бог» не совсем соответствует римскому «deus», означавшему самые разнообразные олицетворенные образы и сверхъестественные существа.
Каждый мужчина имел своего личного духа-покровителя – гения. У женщин были свои богини-покровительницы – юноны, которые благоприятствовали их брачной жизни, рождению детей.
Помимо личных гениев были и многочисленные гении – покровители местностей, видимым символом которых обычно считалась змея. Эти гении мест близки к ларам, и на практике едва ли между ними проводилась ясная грань.
Вопрос о происхождении великих божеств римского пантеона сложен. Некоторые из них, как уже говорилось, были когда-то покровителями отдельных общин и племен. Но большинство представляло собой в значительной мере непосредственное олицетворение отдельных отвлеченных понятий, имевших отношение к общественной и государственной жизни. Римляне почитали такие божества как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, Счастье и т.п. Эти чисто абстрактные обозначения содержали в себе весьма мало черт живых личных образов, еще меньше мифологии. Их трудно даже назвать настоящими олицетворениями, однако в честь их в Риме строились храмы, приносились жертвы. Мифологическая фантазия римлян была чрезвычайно бедна, антропоморфизация богов весьма слаба.