Смекни!
smekni.com

Евангельские Христиане-баптисты в России (стр. 2 из 4)

В 1876 г. В. Пашков и М. Корф создали "Общество поощрения духовно-нравственного чтения" с целью распространения среди народа Священного писания на русском языке (полный перевод Библии на русский язык был издан как раз в 1876 г.) Члены общины активно занимались и благотворительной деятельностью: Е- Черткова являлась членом Дамского комитета попечительниц тюрем.

После отъезда в 1878 г. Редстока из России главой общины евангельских христиан становится Б. Пашков, вследствие чего последователей данного течения стали именовать "пашковцами". Вероучение евангельских христиан восходило к воззрениям общих баптистов.

Вскоре общины пащковцев возникают в Московской, Тульской, Нижегородской, Тверской, Псковской, Оренбургской, Ярославской губерниях. В Москве они собирались в доме графини Шуваловой.

С конца 70-х годов XIX века баптизм в России признается официально. Согласно циркуляру от 15 августа 1879 года, подписанному императором Александром II, баптизм был отнесен к числу признаваемых в России протестантских вероисповеданий. Разрешались баптистские молитвенные собрания. Пресвитеры могли совершать обряды и произносить проповеди после их утверждения губернаторами в звании духовного наставника. Однако после убийства в 1881 г. императора Александра II террористами-народовольцами отношение властей к неправославным христианским течениям стало крайне негативным.

Преследование баптистов в царской России

По инициативе обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева, поставившего цель "переломить хребет русскому баптизму, штундизму и редстокизму (пашковщине)", начинаются преследования баптистов и евангельских христиан. В 1882 г. согласно разъяснению Министерства внутренних дел из сферы действия циркуляра 1879 г. исключаются русские баптисты, перешедшие в баптизм из православия- Их браки, заключенные не по православному обряду, признаются недействительными, а дети, рожденные в баптистских семьях, считаются незаконнорожденными, что влекло серьезные ограничения в праве наследования.

В 1887 - 1891 гг. руководители Тифлисской баптистской общины Н. Воронин, В. Павлов и А. Амирханянц были высланы в Оренбургскую губернию, а видные баптистские руководители И. Лясоцкий, С. Капустинский, Т. Хлыстун и Г. Мороз - в отдаленное горное село Гирюсы (Нагорный Карабах). Правительственным циркуляром от 3 сентября 1894 года баптисты были отнесены в разряд особо вредных сект, а их молитвенные собрания запрещены.

Преследованиям подверглись и евангельские христиане. Делегаты собравшегося в апреле 1894 г. в Санкт-Петербурге съезда общин пашковцев (с участием представителей баптистов и меннонитов) были арестованы и высланы из столицы. В мае 1884 года закрылось "Общество поощрения духовно-нравственного чтения", а его руководителям В. Пашкову и М. Корфу было предписано навсегда покинуть Россию.

Преследования, однако, не дали желаемых результатов: в 1883 - 1885 гг. возникают баптистские общины в Поволжье, а в 90-е годы - в Сибири и на Дальнем Востоке. В 1891 г. в г. Шуше (Нагорный Карабах) появилась первая армянская баптистская община. Общины евангельских христиан в Санкт-Петербурге продолжали собираться в доме княгини Н. Ливен, в Москве - в доме фабриканта Ф. Савельева.

Деятельность баптистов в начале ХХ века

В 1907 г. в рамках Союза русских баптистов было учреждено "Баптистское миссионерское общество" со штатом разъездных миссионеров и самостоятельным бюджетом. В 1909 г. основана баптистская молодежная организация "Всероссийский союз кружков молодежи". Подготовка квалифицированных кадров пресвитеров и проповедников велась в баптистской семинарии г. Гамбурга (Германия): к 1911 г. ее окончили 42 человека из России. К 1912 г. по неполным данным Министерства внутренних дел в России насчитывалось около 115 тыс. баптистов, в том числе русских и украинцев — 67 тыс.; немцев, эстонцев, финнов, латышей - 48 тыс.

В руководстве Союза русских баптистов преобладали выходцы из молокан. Они привнесли в него традиции авторитарной власти "старцев" и изоляции общин, а также жесткую иерархическую структуру их построения. Вплоть до 1917 г. в Союзе русских баптистов преобладало патриархально-консервативное направление, возглавляемое Д. Мазаевым и отличавшееся демонстративной аполитичностью. Дня верующих исключалась сама возможность иметь суждения по политическим вопросам, а их социальная активность должна была проявляться исключительно во внутриобщинной, религиозной и миссионерской деятельности.

В начале XX века происходило формирование общероссийской организации евангельских христиан. В результате решений трех съездов 1907 - 1909 гг. (последний из которых, собравшийся в сентябре 1909 г. в Санкт-Петербурге, носил общероссийский характер) был создан Всероссийский союз евангельских христиан, воспринявший вероучение общих баптистов. Численность последователей данного течения возросла с 20,8 тыс. в 1905 г. до 30,2 тыс. в 1912 г. Председателем Всероссийского союза евангельских христиан стал И. Проханов - выдающийся религиозный деятель, проповедник и публицист.

В 1908 г. Проханов выступил инициатором создания Русского евангельского союза. Его членами могли стать последователи любой христианской конфессии, разделяющие идеи духовного возрождения на основе учения Иисуса Христа, вне зависимости от внешнего проявления веры и церковного устройства, Поэтому Русский евангельский союз мыслился объединением не церквей, а отдельных христиан, сплоченных на основе обищости понимания главных вопросов веры.

Ввиду того, что экуменические идеи Проханова не встретили поддержки у большинства представителей христианских конфессий России, его деятельность сосредоточилась во Всероссийском союзе евангельских христиан. В 1911 г. этот союз вошел в состав Всемирного союза баптистов, а Проханов стал его вице-президентом. В 1912 г. в Санкт-Петербурге на Васильевском острове открылся Дом Евангелия, сделавшийся главным центром евангельских христиан. По сравнению с Союзом русских баптистов структура Союза евангельских христиан была более демократичной. Это привлекло к нему часть баптистов, недовольных господством мазаевской группировки.

С политической деятельностью баптистов и евангельских христиан связано возникновение христианско-демократического течения российской политической мысли. Попытка создания христианско-демократической партии была предпринята в годы первой русской революции

В марте 1917 года Прохановым была создана христианско-демократическая партия "Воскресенье", также в основном разделявшая политическую платформу конституционных демократов, но с акцентом на духовно-нравственные аспекты политических преобразований. Партия просуществовала до октября 1917 года. В августе 1917 года Проханов принял участие в работе Государственного совещания в Москве, где сделал доклад о свободе совести

В годы первой мировой войны баптисты и евангельские христиане развернули активную деятельность по сбору денежных средств в пользу раненых: только Петроградская община евангельских христиан внесла на эти нужды 11 тыс. рублей. Помещения общин предоставлялись под лазареты. Была создана специальная Солдатская миссия, проводившая миссионерскую работу в действующей армии. Много баптистов и евангельских христиан находилось в войсках, хотя случаи отказа от участия в боевых действиях имели место, особенно среди евангельских христиан.

К началу 1917 года Евангельско-баптистское движение христиан в России стало в основном сложившейся и полноценной ветвью Христианской Церкви. Евангельские христиане России не являются абсолютно “слепой” копией баптистов Запада, точно также, как Русская Православная Церковь не является точной копией Греческой Православной Церкви, откуда она восприняла первых своих миссионеров. Российская земля весьма благотворна для творческой национальной адаптации всякой свежей идеи! Именно с таким “расширенным сердцем” подошли Евангельские христиане к тому “водоразделу”, который называется у нас Октябрьской революцией. Движение евангельских христиан-баптистов имело все черты общей для всего мира веры во Христа, но также было, и национальным выражением идеи “живой, простой” веры!

Евангельские Христиане и Революция.

Положение баптистов в России до 1929 года

После Октябрьской революции в связи с отрицательным отношением ряда религиозных течений к войне и воинской службе Советское правительство 4 января 1919 года приняло специальный Декрет "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям". Согласно этому Декрету в Москве в 1919 - 1926 гг. действовал Объединенный совет религиозных общин и групп, возглавляемый толстовцем В. Чертковым, Совет имел право выдавать удостоверения о Принадлежности к религиозным течениям, отрицающим военную службу, которые являлись основанием для освобождения от воинской повинности. В условиях гражданской войны большинство баптистских лидеров высказалось против службы баптистов в Красной Армии. Лишь в 1926 г. баптистский съезд признал несение баптистами воинской повинности обязательным условием.

С образованием СССР российские объединения баптистов и евангельских христиан приобрели всесоюзный характер. На баптистском съезде 1926 г. в Москве был образован Федеративный союз баптистов СССР, объединивший девять местных баптистских союзов: Северо-Российский (с латышской секцией), Волго-Камский, Северо-Кавказский, Сибирский, Дальневосточный, Закавказский, Всеукраинский (с немецкой секцией), Крымский, Среднеазиатский.

В течение 20-х годов происходил рост численности баптистов. К концу 20-х годов Союз баптистов СССР объединял уже 6,5 тыс. баптистских общин, насчитывавших около 500 тыс. членов /21/. В 1922 - 1925 годах возникают баптистские и евангельско-христианские общины осетин, татар, чувашей, якутов, удмуртов, марийцев, мордвы. Баптистский проповедник Я. Винс вел проповедь среди дальневосточных корейцев. С 1924 г. Проханов возобновил издание журнала "Христианин", а с 1925 г. был возобновлен журнал "Баптист". Регулярными были съезды: в 1917 - 1926 гг. состоялось шесть съездов баптистов и семь - евангельских христиан.