Утверждение свободы вероисповедания по отношению к евангельским христианам-баптистам совпало с восстановлением федеративной структуры их Союза. Ввиду того, что с распадом СССР отдельные части единой организации евангельских христиан-баптистов оказались в разных независимых государствах, на съезде в Москве в ноябре 1992 года было принято решение о создании новой федеративной организации Евро-Азиатской Федерации Союзов евангельских христиан-баптистов.
Союзы, входящие в Евро-Азиатскую Федерацию, объединяют около 2,8 тыс. общин и групп, имеющих свыше 220 тыс. членов (без учета "приближенных", а также посещающих богослужения детей и членов семей). Союз евангельских христиан-баптистов России (председатель - П. Коновальчик), по данным на 1993 г., насчитывал 994 общины и группы общей численностью 73,5 тыс. членов, являясь второй по численности организацией после украинской. По сравнению с 1992 г. возникло 89 новых общин, а крещение приняло 9,5 тыс. человек. В 1996 г. на территории Российской Федерации действовали 604 общины евангельских христиан-баптистов.
Наибольшее число евангельских христиан-баптистов сосредоточено в Москве - 5,2 тыс. человек, объединенных в 9 общин-церквей и 20 групп. Старейшая из баптистских церквей - Центральная церковь (Иерусалимская), расположенная в Малом Вузовском переулке. Ее здание, построенное в 1865 г. архитектором Г. Ниссеном для реформатской церкви, в апреле 1917 г. перешло к евангельским христианам. С 1944 г. она является центральной церковью Союза евангельских Христиан- баптистов. Из церквей, организованных в последние годы, можно назвать церковь "Воскресенье" в районе Красной Пресни. Многочисленные общины действуют также в Санкт-Петербурге (3,5 тыс. членов), Омске (1,5 тыс.), Воронеже (1,1 тыс.).
Рост численности евангельских христиан-баптистов, как и других протестантских течений, вызвал негативную реакцию части руководства Русской православной церкви и околоцерковных кругов националистической ориентации. Лидер союза "Христианское возрождение" В. Осипов, например, игнорируя, глубокие корни российского протестантизма, в возрастании числа последователей протестантских конфессий России видит исключительно результат действий антирусских сил из-за рубежа, стремящихся "разрушить традиционное мировоззрение русского народа" посредством "миссионеров с валютой из полуатеистической Европы, явившихся обращать православных в баптизм, квакерство, кришнаизм" /31/. Явные антипротестантские ноты звучат и в высказываниях отдельных православных иерархов.
Под давлением подобных сил бывшим Верховным Советом Российской Федерации в июле 1993 года была принята новая. редакция закона о свободе вероисповеданий, которая поставила в неравноправное положение протестантские конфессии, России, имеющие многочисленных единоверцев за рубежом. В связи с этим группа руководителей протестантских конфессиональных объединений в июле 1993 года обратилась к президенту Б. Ельцину с открытым письмом, содержащим требование не допустить принятия дискриминационного законодательства, ущемляющего права россиян, духовно и организационно связанных с зарубежными единоверцами, и тем самым углубляющего раскол российского общества. Письмо оказало воздействие: предлагавшаяся редакция закона президентом была отклонена.
История не стоит на месте! Не успеешь оглянуться, а сегодняшнее событие уже завтра стало достоянием всемирной истории! Мы посмотрели на полтора века истории Евангельских Христиан-баптистов в России. Здесь было все: преследования и времена тишины. Нельзя сказать, что преследовали христиан только кровожадные большевики. НЕТ! Царское правительство также приложило к этому гонению свою государеву руку. Номинальное православие также не осталось в стороне от этого сатанинского процесса репрессий и гонений. Они опозорили свое православие нехристианским, цезарепапистским поведением подогреваемым великодержавным, империалистическим шовинизмом.
Итак, кто же такие Евангельские Христиане-баптисты?
Во-первых: это Христиане, т.е. люди, уверовавшие в Иисуса Христа.
Во-вторых: это Христиане Евангельские, т.е. сверяющие свою повседневную жизнь с нормами поведения и мышления, зафиксированными в Евангелии.
Это не есть противопоставление себя другим, не есть “непримиримая оппозиция”, всегда ненавидящая вся и всех. Нет! Это есть способ выражения своей веры в жизни этих конкретных, современных людей.