Санкт-Петербургская Евангелическая Богословская
Академия
“Евангельские Христиане-баптисты в России”
Предмет: “История Евангельского движения”
Преподаватель: Григоренко А.Ю.
Студент: Коптяев Алексей Валентинович,
3 курс, заочное отделение.
Введение................................................................................................................................ 2
Евангельские Христиане в России до Революции........................................................... 2
Молокане........................................................................................................................... 4
Штундизм.......................................................................................................................... 4
Евангельские христиане.................................................................................................. 5
Преследование баптистов в царской России................................................................ 6
Деятельность баптистов в начале ХХ века.................................................................... 6
Евангельские Христиане и Революция............................................................................. 8
Положение баптистов в России до 1929 года............................................................... 8
Начало преследований после 1929 года...................................................................... 10
Евангельские Христиане после Великой Отечественной войны................................ 11
Евангельские Христиане-баптисты в современный период истории.......................... 13
Заключение......................................................................................................................... 14
Библиография..................................................................................................................... 15
Оглавление.......................................................................................................................... 15
Мы, как русские люди, сталкиваясь с Христианской религией, подсознательно думаем, что она “заключена” лишь в рамках Православия. Мы даже не задумываемся, что в мире существует не только Русская православная Церковь, но официально признается 15 автокефальных Православных Церквей. Если бы мы были итальянцами (по национальности), то нам естественно было бы думать, что вся Христианская Церковь сосредоточена лишь в лоне Католической Церкви. Как часто люди этого мира не хотят посмотреть немного шире, немного глубже того, что для нас привычно и естественно.
Но то, что для нас является “априори” – часто бывает угождением узконациональной традиции, и с таким ясным по своей чистоте предметом как истина, ничего общего не имеет! Это вполне справедливо в вопросе религии. Особенно остро этот вопрос стоит у нас, в России. Свои панимпериалистические амбиции мы с неразумным упорством пытаемся применить в такой тонкой сфере человеческого бытия, как религиозное чувство индивида.
Сейчас стала естественной такая логическая цепочка общенародного мышления: “Если ты истинно русский человек, – то ты должен быть верующим! Если ты верующий, – то обязательно православный!” Если все замыкается в данное кольцо, то все в порядке. Но уж если чего-то не хватает, то тогда ты скрытый агент каких-то немыслимо потусторонних сил!
Но я не открою истину заново, если скажу, что Христианство – это отнюдь не только Православие, но это также и Католицизм, Лютеранство, Баптизм, Пятидесятничество, Харизматическое движение и т.д. В России исторически сложилось так, что доминировало Православие, но параллельно ему всегда присутствовали и другие ветви Христианства.
В этой работе не место для обсуждения плюсов или минусов Русской Православной Церкви. Она имеет право и место быть, и она есть такая, какая есть! Она не лучше и не хуже! Это суверенная ветвь Христианства, благословенная Господом! Но я хочу посмотреть на присутствие христиан-баптистов в истории нашей России.
Баптизм (от греческого "окунаю", "крещу в воде") основан на протестантской теологии, включившей в себя основополагающие идеи М. Лютера и Ж. Кальвина. Единственным источником вероучения баптисты считают Библию (преимущественно Новый завет), верят в Христа как личного спасителя, отвергают церковные обряды и церковную иерархию. Согласно баптизму спасение человека осуществляется посредством личной веры в искупительную жертву Христа без посредничества церкви. Личная вера определяется "обращением", зависящим от человека, и "возрождением", зависящим только от Бога.
Крещение полным погружением в воду (часто в открытых водоемах) в баптизме совершается над совершеннолетними, сознательно принявшими веру, после прохождения ими испытательного срока. Во время него кандидаты ("обращенные") изучают Священное писание под руководством специальных Наставников и могут присутствовать на богослужениях, проводимых от двух до шести раз в неделю. Основу богослужения составляет проповедь - чтение и изъяснение Священного Писания, сопровождаемое хоровым исполнением духовных песнопений с использованием органной и инструментальной музыки.
Автором текста и музыки духовных песнопений может быть любой член баптистской общины - принцип авторитета и канона не применяется.
Руководители богослужения - пресвитеры и их помощники - диаконы избираются из членов общин и рукополагаются (утверждаются в должности профессионального служителя) представителями вышестоящего церковного руководства. Формально проповедническую деятельность может осуществлять любой член церкви, но фактически к ней допускаются лишь профессиональные проповедники, имеющие соответствующую подготовку. В баптизме существует также институт благовестников - разъездных проповедников-миссионеров.
Первые общины баптистов возникли в начале XVII века в Лондоне и Амстердаме. В 1606 - 1607 гг. английский проповедник Дж. Смит выдвинул принцип совершения водного крещения только над теми, кто доказал свою преданность Христу. Его последователи составили первую баптистскую общину. В 1639 г. в связи с религиозными преследованиями баптисты во главе с проповедником Р. Вильямсом переселились в Северную Америку, где основали поселения-общины на территории будущего американского штата Массачусетс. Вновь на европейском континенте баптизм появился в XIX веке: в 1834 г. - в Германии; в 1839 г. - в Дании; в 1847 г. - в Швеции; в 1857 г. - в Норвегии.
В настоящее время баптизм является наиболее многочисленным протестантским течением. Его последователи, обитающие практически во всех регионах мира, насчитывают до 75 млн. человек.
На территории Российской империи первые баптистские общины, объединившие выходцев из лютеран, появились в ее западных регионах: в 1855 г. - в Великом княжестве Финляндском; в 1858 г. - в Царстве Польском; в I860 г. - в Лифляндской губернии (Латвия). Постепенно баптизм распространился среди жителей немецких колоний Юга России, Поволжья, Кавказа, в числе которых было немало меннонитов - родственного баптизму протестантского течения.
Однако российский баптизм нельзя рассматривать исключительно как результат миссионерской деятельности зарубежных баптистов. Современная евангельско-баптистская церковь сформировалась не только из числа последователей зарубежных миссионеров, но и на базе близкородственных христианских течений, возникших на русской почве, прежде всего молокан.
Молоканство появилось в 60 - 70-х годах XVII века как сектантское течение, отделившееся от православия. Его основоположником считается крестьянин Тамбовской губернии Семен Уклеин. Преследования со стороны духовных и светских властей вынудили молокан переселяться на окраины Российской империи, в частности в Закавказье. Там в 60-е годы XIX века произошло их соприкосновение с баптистами, жившими в немецких колониях. Известный немецкий баптистский проповедник Мартин Кальвейт (1833 - 1918) крестил 20 августа 1867 года в водах реки Куры тифлисского купца-молоканина Никиту Воронина. Этот день считается датой возникновения российского баптизма. К возникшей баптистской общине присоединились молокане Тифлисской губернии, а в дальнейшем из нее вышли многие духовные руководители российского баптизма - братья Мазаевы, В. Павлов, Прохановы и Другие.
В немецких колониях Юга России первоначальной базой развития баптизма явился штундизм - религиозное движение крестьян, создававших кружки по изучению Библии.
В поселениях российских немцев на таких чтениях присутствовали и русские работники, из числа которых сложились общины, условно именовавшиеся "братства штунды". Первыми последователями штундизма в 1861 - 1862 гг. стали крестьяне Ф. Онищенко и М. Ратушный из деревни Основа Одесского уезда Херсонской губернии, Е. Цымбал и И. Рябошапка из деревень Карловка и Любомирка Елисаветградского уезда Херсонской губернии. В 1867 - 1870 гг. они приняли баптистское водное "крещение по вере", официально отделившись от православия-
В 70-х - начале 80-х гг. XIX века отмечается стремительный рост числа баптистских общин по всему Югу России: только в Херсонской губернии численность баптистов в 1875 -1881 гг. возросла с 1,5 тыс. до 3,3 тыс. В мае 1884 года в селе Ново-Васильевка Бердянского уезда Таврической губернии состоялся первый съезд российских баптистов, собравший 33 делегата от 12 общин. На съезде образовался Союз русских баптистов Южной России и Кавказа. Его первым председателем был немецкий проповедник И. Виллер, обращенный из меннонитов, которого вскоре выслали из России.
В Москве баптисты появились в 70-х годах XIX века: проповедники Э. Синицын и С. Васильев.
В 70-е годы XIX века в Санкт-Петербурге возникло близкородственное баптизму течение евангельских христиан, связанное с деятельностью английского проповедника лорда Гренвилла Редстока (1833 - 1913). Видный английский аристократ, сделавший блестящую военно-морскую карьеру, Редсток в зрелом возрасте пережил духовный кризис, после чего посвятил себя проповеди Евангелия и евангельских принципов жизни, совершая поездки по многим странам Европы.
В 1874 г. по приглашению своей последовательницы Е. Чертковой Редсток прибывает в Санкт-Петербург, где выступает с проповедями в великосветских салонах столичной аристократии. Одним из постоянных мест его проповедей становится дом отставного полковника В. Пашкова .