Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине 19 века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище «Баб» («врата» в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабитского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подвергались суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишились боевого настроя. Один из бывших последователей Баба – Мирза Хусейн Али, принявший прозвище «Бехаулла», существенным образом изменил бабитское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и прочие. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подвергались смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроением народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.
Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное – махдистское движение в Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его – Мухаммед Ахмед – объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Махди призывал к простоте нравов, граничащей с актетизмом, осудил культ святых. Считая истинными источниками веры Коран и предание о пророке Мухаммеде, последователи махди признавали в качестве «священных книг» прокламации своего руководителя и сборник молитвенных упражнений для мистических радений («Ратиб»). Махдистское движение продолжалось около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.
Современный ислам является второй по численности последователей (после христианства) мировой религией. Общая численность мусульман на нашей планете достигает почти миллиарда. Более чем в 120 странах мира существует мусульманские общины, в тридцати пяти из них мусульмане составляют большинство населения. В двадцати восьми странах Африки и Азии ислам признан государственной религией. В наше время влияние ислама на все сферы жизни этих государств расширилось. Европейские и американские ученые объясняют это рядом причин, среди которых основными являются жизненность и гибкость мусульманской религии, молодость ислама, тотальность ислама, простота и доступность исламской религии, фанатизм и воинствующий характер ислама, идея «завершения пророчества», полное соответствие вероучения ислама личности мусульманина.
В современном исламе выделяют три направления: традиционалистское, модернистское и фундаменталистское. Традиционалисты стремятся сохранить вероисповедные основы ислама такими, какие они есть сейчас, и по возможности возродить утраченные религиозные ценности. Модернисты предлагают идти по пути преобразования ислама, сочетания его догматов с положениями других религий. Фундаменталисты требуют восстановления норм исламской жизни в той форме, в которой они существовали при Пророке Мухаммеде и первых четырех халифах. Они провозглашают приверженность исходным идеям, принципам и ценностям учения ислама, стремятся преодолеть появившиеся в ходе его развития извращения, уклоны, ереси и восстановить первоначальную чистоту. Фундаменталистские тенденции присутствуют в каждой религии, но в исламе они получили столь большое распространение потому, что в нем изначально служение Богу охватывало все стороны жизни мусульманина. Что бы мусульманин ни делал, он должен совершать это с мыслью об Аллахе. Между государством и умой (религиозной общиной) не может быть никакой разницы. Государство необходимо строить на религиозных принципах. Основой исламского законодательства (шариат) был Коран – Священное Писание мусульман, а значит, законы в Средние века воспринимались последователями ислама как установленные самим Аллахом.
Согласно современному фундаментализму, в исламском государстве должны господствовать религиозные лидеры, а исламская экономика подчиняться государству. Хотя частная собственность и разрешена, но распределение результатов труда также контролирует община и духовные авторитеты в соответствии с принципом «от каждого – по способности, каждому – по благочестию». Помимо создания идеального общества, основанного на исламских законах, важное место в мировоззрении фундаменталистов занимает идея джихада. Умеренные фундаменталисты понимают под джихадом не войну против «неверных», а распространение исламского вероучения среди немусульманских народов, и так как принципы ислама верные, несут правильный порядок, ислам должен победить. Уже ныне он стал мировой религией. Посланник Мухаммед явил истинное, правдивейшее откровение Божие, которое в наши дни действенно так же, как и сотни лет назад.
Список литературы
1. Ислам. Краткий справочник. М., 1986 г.
2. История и теория атеизма. М., 1987 г.
3. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. Мн., 1990 г.
4. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождение и мифологии. М., 1998 г.