Смекни!
smekni.com

Зарождение Ислама (стр. 2 из 3)

Незадолго до хиджры Мухаммад совершил таин­ственное и волшебное путешествие на крылатом коне с человеческим лицом, побывав в Иерусалиме, Вифлееме и Хеброне. Пророк встречался там с Авраамом, Моисе­ем и Иисусом Христом, что окончательно убедило его в богоизбранности. После совместной молитвы с проро­ками (которой руководил Мухаммад) ему было предло­жено три сосуда: с водой, молоком и вином. Мухаммад избрал молоко, что символизировало верный путь, ко­торым пойдут его последователи. Вино с тех пор стало запретным для мусульман. По одному из преданий Му­хаммад взошел на «семь небес» по спустившейся к нему лестнице и познакомился с устройством рая и ада. Все это сложное путешествие происходило как бы вне вре­мени: из опрокинутого Мухаммадом перед отправлени­ем кувшина до его возвращения не успело вытечь ни капли воды.

Собрав своих сторонников из Медины (число кото­рых быстро выросло), пророк разбил войско Мекки, но впоследствии война приняла затяжной характер. Во время этой войны произошло очень важное событие — Мухаммад полностью разорвал отношения с иудеями. Поначалу он пытался привлечь их на свою сторону в войне с непокорной Меккой, но иудеи фактически от­казали ему в поддержке, более того, племена, испо­ведовавшие иудаизм, оказались в стане врагов Мухам­мада.

В 630 г. Мухаммад возвращается в Мекку победите­лем. Город становится центром ислама, а мусульманст­во — религией всех арабов. Как раз в это время и заро­дилась идея войны мусульман со всеми неверными. Угроза «исламизации» дошла до самой Византии. Начи­налась эра арабских завоеваний, принявших форму ре­лигиозной войны — джихада (усилие), или газавата (так были названы походы Мухаммада против Мекки). О сущности джихада в Коране имеются неоднозначные высказывания. Джихад в древности действительно счи­тался важным и священным долгом мусульман, однако трактовки его различны. В исламе существует точка зрения, что священная война становится обязанностью только тогда, когда на общину мусульман кто-либо на­падает. В стане противника в любых случаях запрещено убивать женщин и несовершеннолетних, а взрослых мужчин положено обращать в военнопленных. Послед­них можно убить или превратить в рабов (пленных, принявших ислам, убивать нельзя). Такая оборонитель­ная доктрина джихада наиболее характерна для боль­шинства идеологов ислама в наши дни. Существует и вообще иное иносказательное истолкование джихада как духовной борьбы человека с самим собой, собствен­ным грехом.

Не успев, очевидно, отдать последние указания о судьбе объединенной в результате религиозных войн Аравии и о своем наследнике, пророк Мухаммад умер в 632 г. Перед смертью он находился на вершине могущес­тва, соединяя в себе единого вождя, правителя и духов­ного лидера всех арабов. Мухаммад — бесспорно исто­рическая личность и, независимо от того, верить в его богоизбранность или нет, нельзя не признать, что он входит в небольшой круг исторических деятелей, гло­бальным образом вметавшихся в ход истории. Почти не возникает сомнений также и в том, что Коран — резуль­тат своеобразного пророческого озарения и действитель­но был написан как некое неосознанное творение.

Распространениеислама. Коран.

Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быс­тро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась силой и оружием. После смерти Мухамма-да в Аравии правили так называемые халифы (букв, за­местители Мухаммада и самого Аллаха) — жестокие за-воеватели. Первым из них был Абу-Бакр, который укрепил свою власть в Аравии и сделал первые завоева­ния за пределами халифата (государства, возглавляемого халифами). Но правил он всего два года (632—634). При нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммада с целью сведения их в единую книгу (Коран). Еще более беспощадным завоевателем был второй халиф — Омар, устроивший погромы в за­хваченных им центрах древней культуры — Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развали­ны разрушенной до того римлянами святыни древних евреев — Храма Соломона надолго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI— XIII вв. происходили, как вы помните, под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). Во владения халифата вошли Египет, Сирия, Ирак и другие территории. С тех пор подавляющее насе- | ление этих стран — арабы, носители ислама. В более |1 позднее время, пользуясь слабостью Византии и Персии, [ мусульмане распространили свое влияние на Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии — Аджарию), позже — на отдельные народы Се­верного Кавказа, на часть Индии (вытеснив из этой стра­ны буддизм). Через завоевания турок ислам распростра­нился на территории павшей в 1453 г. Византии и дошел до Европы (ислам приняли после турецкого завоевания отдельные славянские народы Балканского полуостро­ва). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах.

После убийства собственным рабом в 644 г. Омара третьим халифом стал престарелый зять Мухаммада — Усман. При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатыва­лись. Окончательно они были канонизированы в каирском издании в начале XX в. Важно знать, что Коран является священной книгой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык, — лишь текст для информации о ее со­держании1. Коран делится на так называемые суры (букв, наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры расположены не по содержа­нию, а по длине: вначале — самые длинные, в конце — короткие (от 286 до 3 стихов). За исключением корот­кой первой суры они расположены в обратном поряд­ке: ранние — в конце, поздние — вначале. Так как на­писана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывочно, хаотично и многопланово. Не­смотря на это, Коран признан не только религиозным, но и выдающимся философским и литературно-худо­жественным памятником древности. Если вам когда-либо приходилось видеть мечеть (мусульманский храм), то вы, наверное, обратили внимание на то, что она свер­ху донизу покрыта сложным орнаментом. Это не что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а храмы (мечети) укра­шаются только орнаментом — каллиграфическим текс­том. Не случайно некоторые ученые-религиоведы гово­рят о том, что в центре ислама стоит слово, причем не просто слово, а слово, сказанное пророком Мухаммадом на арабском языке.

Общие черты мусульманского вероучения

Догматика мусульманства довольно проста. В основе всего лежит вера в Аллаха — единого Бога. Каждая сура Корана начинается словами «Во имя Аллаха милостиво­го, милосердного...». Аллах судит людей, он строг, ми­лостив, но самое главное — всемогущ. Все происходит по воле Аллаха. Бог мусульман един, христианскую Тро­ицу они трактуют как уступку многобожию.

Мухаммад — пророк и посланник Аллаха. Библейс­кие персонажи и пророки рассматриваются как его предшественники (Моисей, Иисус, Ной, Авраам, Адам), но все они — ниже Мухаммада.

В исламе есть учение об ангелах (Джибраил — Гав­риил, Мисаил — Михаил и др.). У каждого человека — два ангела, сопровождающие его по жизни. Ангелы сто­рожат рай и ад. Наряду с ангелами существуют и демо­ны (джинны и их разновидность шайтаны) — олицетво­рение зла. Ангелы, джинны и люди созданы Аллахом.

Существует рай и ад. Рай изображается в виде пре­красного сада с реками из молока, вина и меда. Всем праведникам в раю достанутся очаровательные жены (гурии). Ад же представляет собой воронку, состоящую из кругов. Мучают грешников огнем. После смерти че­ловек попадает в рай или ад в зависимости, от своих заслуг и деяний и, разумеется, веры в Аллаха. Но всем умершим еще предстоит Страшный суд! Согласно пред­ставлениям мусульман, он будет происходить на Земле и все люди должны будут пройти над бездной по ост­рию лезвия. Праведники спокойно преодолеют этот путь. Аллах вручит в руку каждого человека книгу, в которой будут описаны его деяния. Праведники полу­чат ее в правую руку, а грешники — в левую.

Как видно из этого короткого изложения, вероуче­ние мусульман имеет много общего с христианством.

Это можно объяснить едиными (хотя и далекими; кор­нями двух мировых религий. Некоторые христианские богословы и религиоведы рассматривают ислам как ис­каженный и огрубленный вариант христианства, при­способленный к более примитивному общественному укладу. Мнение исламских богословов, естественно, абсолютно противоположно: с их точки зрения, христи­анство есть «недозревший ислам».

Каждый мусульманин имеет религиозные обязанности — предписания. Их пять.

1. Исповедовать веру в Аллаха («Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его» — произносит каждый новообращенный в ислам после ритуального омовения). Вера должна быть искренней — любое лицемерие является непростительным грехом.

2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву (шмаз). Все ритуалы (поклоны, чтения) строго регламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя.

3. Мусульманин должен соблюдать пост (ураза), который длится целый месяц — рамадан. Первоначально он приходился на лето, но после реформы календаря стал приходиться на весну. В течение' рамадана отмечаются памятные даты — праздники. В пост нельзя есть и пить в течение всего светового дня (исключение дела­ется для больных и стариков). В эти дни запрещены развлечения, а в мусульманских странах даже отмечает­ся спад деловой активности. В пост нельзя вести воен­ные действия.

4. Мусульманин обязан платить налоги и творить милостыню для спасения собственной души (в мечеть, нищему, калеке). Обязательная доля налога составляет 1/40 часть дохода, кроме этого он должен вносить и дополнительную часть добровольно.