Смекни!
smekni.com

Происхождение государства (стр. 2 из 8)

Любой общности людей присуща необходимость регулиро­вания их отношений. В первобытном обществе действовали со­циальные нормы, регулирующие труд и быт членов рода, пле­мени, которые выражались в форме обычаев, традиций, ритуа­лов, обрядов, мифов, и т.д. Эти нормы получили название «мо­нонормы», т.е. единые, специфические нормы первобытного общества. Основной нормой поведения являлся первобытный обычай.

Обычай это исторически сложившееся и вошедшее в при­вычку правило поведения, не имеющее письменного закрепления и содержащееся в сознании людей.

Первобытные обычаи характеризуются следующими призна­ками:

1) выражали интересы всего общества, личные интересы не учи­тывались;

2) являлись жизненной необходимостью и исполнялись в силу привычки;

3) обеспечивались всем обществом, специального аппарата уп­равления и подавления не было;

4) мерами обеспечения исполнения обычаев выступали запреты, устрашения, и т.п.

Выделяют три способа регулирования поведения членов пер­вобытного общества:

1) запреты (например, табу на кровнородственные браки — «ин­цесты»);

2) дозволения (например, охота на определенной территории);

3) связывание (например, разжигание костра и его поддержание). В качестве санкций за нарушение первобытных обычаев могли выступать и физические наказания, и смертная казнь, и изгна­ние из племени, и т.п. Однако наиболее эффективным было устра­шение, обусловленное страхом первобытного человека перед «сверхъестественными» для него явлениями природы, перед угро­зой наказания соответствующим божеством.

1.4. Основные закономерности происхождения государства

По вопросу происхождения государства существуют различ­ные мнения, взгляды. Разными авторами были выдвинуты на пер­вое место те или иные факторы. Однако современная юридическая наука выработала определенную концепцию основных закономер­ностей возникновения государства.

Процесс возникновения государства связан с так называемой «неолитической революцией», которая началась около 10—12 тысяч лет назад и продолжалась несколько тысячелетий.

Неолитическая революция — это переход от присваивающей экономики (собирательство, охота, рыболовство) к производящей, когда человек стал сам разводить скот, ремесленничать, и т.д., иными словами «перешел к подлинно трудовой деятельности»1.

Во многих регионах ведущую роль в образовании государства сыграло появление частной собственности. В общих чертах этот процесс можно представить следующим образом. Произошло круп­ное общественное разделение труда — появились скотоводство, зем­леделие, затем ремесло. Совершенствуются орудия труда, повы­шается его производительность, человек начинает производить большее количество продукта, чем ему необходимо для собствен­ного потребления, появляются излишки, происходит внутриродовой обмен полученной в результате хозяйственной деятельности продукцией. Постепенно обмен выходит за пределы семейного кла­на, разворачивается торговля между общинами. Появление избыточного продукта ведет к возникновению новой формы собственно­сти помимо общей — частной.

Коренным образом изменившиеся экономические условия жизни первобытного общества влекут за собой социальное и эконо­мическое неравенство. Выделяются классы богатых и бедных, по­являются первые раннеклассовые общества. Естественным резуль­татом является изменение структуры власти, поскольку организа­ция первобытной власти рассчитана на управление равноправным обществом, где нет противоречия интересов между его членами. Таким образом, требуется новая организация власти1,

Марксистско-ленинская доктрина вычерчивала четкую схему возникновения государств: общественное разделение труда — со­вершенствование орудий труда — рост производительности труда — появление излишков — частная собственность — появление клас­сов — борьба классов — государство (рабовладельческое). Этот про­цесс был отражен в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «О государ­стве» и впоследствии закреплен советской наукой в качестве основ­ного постулата о происхождении государства и права.

Отечественная наука советского периода рассматривала появ­ление государства как результат противоборства классов. При этом государства, как считалось, возникали только как рабовладельчес­кие.

Однако данные современной науки свидетельствуют о том, что первые государственные образования возникли не как результат раскола общества на классы, а как естественный процесс развития первобытнообщинного строя. Самые ранние государственные об­разования складывались на Востоке на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек: Нила, Инда, Ганга, Тигра и Евфрата, Янц­зы. Сюда относятся такие восточные цивилизации, как Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Месопотамия, Древний Китай.

Ведущим фактором возникновения государственности здесь являлось объединение родоплеменных образований для совмест­ного ведения общественных работ. При этом возникает необходимость организовывать и контролировать эти работы. Выделяется группа людей, выполняющих управленческие функции, и, соответ­ственно, группа управляемых. Создается сложный организацион­но-управленческий аппарат. Образуется прототип государства. Сельская община сохраняется, в том числе и право общей собствен­ности на землю. При этом возникает и государственная форма соб­ственности на эту землю.

Таким образом, в различных регионах в зависимости от соци­ально-экономических, природно-климатических, географических, демографических, военных, национальных и других факторов по-разному шел процесс образования государственности. Выделяют два пути: восточный и западный. При этом восточный путь считается типичной формой происхождения государственности, западный — уникальной (Венгеров А.Б., Лазарев В. В.).

Типичнымсчитается переход от первобытного строя к госу­дарству с сохранением сельской общины, общей собственности на землю, так называемый азиатский способ производства.

Государство возникает вследствие проведения крупномасштаб­ных работ по строительству ирригационных сооружений. Органи­зация подобных работ требует привлечения большой массы людей, создания централизованной системы органов управления. Таким образом, люди объединялись для ведения общественных работ, при этом возникала государственная собственность, общинники имели право общей собственности на землю (Древний Восток и др.). В этом случае государство порождает классы.

Уникальнойформой возникновения государственности явля­ется переход от раннеклассового общества к рабовладельческому (Рим, Греция) и феодальному (страны Европы) типам государства.

Так, античным государствам в отличие от восточных не бла­гоприятствовали природные климатические условия, малоплодо­родные почвы не требовали проведения ирригационных работ. Со­ответственно не сохранилась сельская община, а также обществен­ная форма собственности. Но развитие торговли, рост частной соб­ственности, рабовладение привели к усилению социального нера­венства античного общества, появлению классов. Таким образом, в этом случае классы порождают государство.

С позиций марксистского подхода рабовладение как первичная форма существования государственности было типичным явле­нием для всех государств. Современная наука существенно изме­нила и внесла новые сведения в марксистскую концепцию, опреде­лив рабовладельческое государство как уникальное явление и госу­дарства с азиатским способом производства как типичные, однако сохранив при этом классовый подход, поскольку роль классов в образовании государства достаточно велика.

1.5. Теории происхождения и сущности государства

Представления о причинах происхождения государства, его сущности и социальной роли менялись по мере развития государ­ственности. Многообразие взглядов объясняется сложностью самого процесса становления государства, различными формами существо­вания государственности, субъективными идеологическими и по­литическими позициями мыслителей, и т.д.

Сформировались различные теории по вопросу происхожде­ния и сущности государства. К наиболее распространенным из них относятся:

1. Теологическая теория происхождения государства

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен и др. Основные идеи:

— государство создано Богом, как и весь мир;

— государь исполняет Божью волю, его власть незыблема;

— беспрекословное подчинение воле государя;

— церковь выступает посредником между Богом и государем.

Недостатки теории: не имеет научного обоснования, посколь­ку построена на вере.

2. Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:

— государство возникает в силу общественного договора, за­ключенного между людьми;

— согласно договору люди теряют часть своих естественных

прав, своей свободы в пользу государства, но при этом при­обретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;

— каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;

— государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обще­стве, защиту личности, имущества каждого;

— государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.

Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства — это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (со­циально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).