Исламизация Ирана положила конец зороастризму как широко распространенной и тем более официально господствующей религии. В мусульманском Иране огнепоклонники стали преследуемым меньшинством, В самом Иране в XVII в. насчитывалось 14 зороастрийских сект, в основном небольших общин. Впрочем, многое из идей зороастризма было воспринято исламом и особенно отдельными шиитскими сектами, как, например, исмаилитами.
· Гаты (Песнопения);
· Ясна (Книга ритуала);
· Яшта (Книга гимнов);
· Вендидад (Кодекс против дэвов);
· Висперад (Книга обо всех высших существах);
· Нийайишн (Молитвы);
· Гах (Молитвы);
· Хорд (Ежедневные молитвы);
· Хадохт Наск (Книга писаний);
· Аокмаэга (Мы принимаем);
· Нирангистан (Правила культа);
· На языке пехлеви:
· Зенд (Толкование Авесты);
· Бундахишн (Первотворение);
· Денкарт (Деяние веры);
· Сборник жреца Затспрама;
· Датисан-и-Диник жреца Манушчехра;
· Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений);
· Намак (Книга);
· Датисан-и Менок-и Храт.
Существует 3 календаря, используемых сегодня зороастрийцами — Фасли, Шахеншахи и Кадими. Наиболее древним из них является календарь Фасли. Согласно нему, год начинается с дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта) и состоит из 12 месяцев, по 30 дней каждый. Последние 5 или 6 дней года называются Днями Гат. Каждый из месяцев ("мах") и дней ("руз") календаря посвящен одному из Амешаспандов (Бессмертных Святых, Архангелов) или Язадов (Достойных Почитания, Ангелов).
Мах 1 — Фарвардин (21 марта — 19 апреля)
Мах 2 — Ордибехешт (20 апреля — 19 мая)
Мах 3 — Хордад (20 мая — 18 июня)
Мах 4 — Тир (19 июня — 18 июля)
Мах 5 — Амордад (19 июля — 17 августа)
Мах 6 — Шахривар (18 августа — 16 сентября)
Мах 7 — Мехр (17 сентября — 16 октября)
Мах 8 — Абан (17 октября — 15 ноября)
Мах 9 — Азар (16 ноября — 15 декабря)
Мах 10 — Дэй (16 декабря — 14 января)
Мах 11 — Бахман (15 января — 13 февраля)
Мах 12 — Эсфанд (14 февраля — 15 / 14 марта)
Дни Гат (16 / 15 марта — 20 марта)
Каждый месяц зороастрийского календаря состоит из 30 дней, посвященных одному из Изадов (Достойных Почитания):
Ахура Мазда (Урмазд) — Творец.
Ваху Ман (Бахман) — Благая Мысль.
Аша Ва Хишта (Ордибехешт) — Высшая Истина и Праведность.
Хаштара Ва Ирия (Шахривар) — Сила, Сдержанность.
Спента Армайти (Эсфанд) — Благодетельный Мир, Добро, Любовь.
Хуртат (Хордад) — Здоровье, Созревание.
Амертат (Амердад, Мордад) — Бессмертие.
Дэй Базар — Благодать, Создатель.
Атар (Азар) — Огонь.
Апам Напат (Абан) — Воды.
Хур (Хоршид) — Солнце.
Мах — Луна.
Тиштрия (Тирташ, Тир) — Звезда Дождя, Звезды.
Геуш (Гуш) — Живая Душа, Мир.
Дэй Бемехр — Создатель.
Митра (Мехр) — Дружба, Око Божье.
Соруш — Повиновение.
Рашн — Справедливость.
Фарваши (Фарравахар, Фарвардин) — Сила Развития.
Вертрагна (Варахрам) — Победа.
Рамман (Рам) — Покой, Радость.
Вата (Бад) — Ветер.
Дэй Бедин — Создатель.
Даэна (Дин) — Совесть, Вера.
Арта (Аши, Ард) — Счастье, Имущество.
Арштат (Аштад) — Правда, Праведность.
Асман — Небо.
Зэм (Замьяд) — Земля.
Мантра Спанд — Благое Слово.
Спента Манью (Анарам) — Изначальный Свет, Вечность, Победа над Временем.
Последние 5 дней года названы в соответствии с 5 Гатами Заратуштры:
Ахунават (Ахнуд) Гах
Уштават Гах.
Спантамат Гах.
Вахухшатр Гах.
Вахишто Ишт Гах.
Поскольку каждый астрономический год включает в себя 365 дней, 5 часов, 48 минут и 49 секунд, периодически к 5 последним дням добавляется 6 — Авардад ("данный сверх обычного"), на пехлеви — Бахизак.
В дни Бахман, Мах, Гуш и Рам практикуется воздержание от употребления мяса.
Зороастризм как религиозная доктрина древнего мира занимает особое место в истории религий. Несмотря на отчетливо выраженный дуалистический характер доктрины, к которому сводится вся квинтэссенция древнеиранских религий, значение зороастризма состоит, во-первых, в выдвижении на передний план этического идеала и, во-вторых, в том, что в его дуалистической структуре на первом месте был резко отделившийся от всех остальных верховный Бог-творец Ахура-Мазда. Возвышение и возвеличение Бога-творца, высшего символа Света и Добра, было в общем контексте истории религий важным шагом на пути к монотеизму.
Все ранние религии и религиозные системы были политеистическими, а существование и почитание верховного божества, своего рода первого среди равных, не мешало господству политеизма как идейно-структурной основы религиозного мировоззрения, что хорошо видно на примере и ближневосточных, и индоевропейских верований. Правда, тенденция к структурным сдвигам в сторону монотеизма уже намечалась, причем совершенно логично, что, прежде всего, она ощущалась там, где существовали длительные традиции централизованного государства во главе с обожествленным правителем, свидетельством чему является неудавшаяся реформа фараона Эхнатона. По-своему эта тенденция проявилась и в древнем Иране, где дуалистическая структура, выросшая на фундаменте политеизма, была своего рода вариантом монотеизма и, во всяком случае, важным шагом в его сторону.
Резюмируя, следует заметить, что идея монотеизма в ближневосточной древности на определенном этапе развития этого региона уже в буквальном смысле слова носилась в воздухе. Рано или поздно, но она должна была как-то реализоваться. В этом смысле реформы Эхнатона и зороастризм можно считать вариантами общего поиска. Наиболее же удачная, оптимальная с точки зрения результатов модель монотеизма была разработана сравнительно небольшой и находившейся к тому же на невысоком уровне развития этнической общностью древних евреев, бывшей одним из ответвлений семитских пастушеских племен.
Что же касается образа идеального человека в религии Заратуштры, то это – мужчина, потому как 1) женщина слишком часто пребывает в нечистых состояниях (особенности жизненного цикла, рождение детей); 2) первым человеком был мужчина, значит такая форма существования более угодна Ахура-Мазде.
Жизнь следует постоянным трудом и заботой о продолжении рода. По традиции, самым почитаемым из видов деятельности считаются разведение скота и земледелие. Борьба со злом понимается как сражение с демонами. Силы зла суть силы смерти. Ахура-Мазда противостоит злу, как свет тьме, как жизнь нежизни. Поэтому поддерживающие жизнь еда и питье – это борьба против злого духа, и зороастризм не налагает запрета на умерщвление любых живых существ и не предписывает вегетарианства. Другим способом показать свою приверженность силам Добра - быть вежливым, приветливым, если есть возможность – подавать милостыню. Обязательной является пятеричная ежедневная молитва.
В зороастризме сохраняется более древнее представление о свободе выбора человеком своего пути. В современном зороастризме сохраняются провозглашенные пророком требования сохранения жизни и борьбы со злом.
Посмертная судьба человека определяется в зороастризме соотношением его добрых и злых дел, слов и помыслов в течение всей жизни. Этот принцип допускает снисходительность к человеческим слабостям: не все провинности человека будут положены на весы последнего суда. Проступки и прегрешения искупаются исповедью, покаянием и молитвою, а также добрыми делами.
1. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999;
2. История религий. В 2 т. – Т.1. – М., 2002;
3. Рак И.В. мифы древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб.-М., 1998;
4. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.-СПб., 1997;
5. avesta.org.ru;
6. www.rubricon.ru.