Смекни!
smekni.com

Иезуиты в России (1772-1820) (стр. 2 из 3)

6

повелевала белорусскому населению присягнуть ей на верность. Для присяги был определен месячный срок – в течение сентября «духовенство высшее и низшее разных исповеданий, - говорилось в указе, - долженствуют подать собою, яко пастыри духовные, первый в учении присяги пример» [4;131]. Но католическое духовенство не спешило присягать. Наиболее влиятельные представители высшего духовенства уезжали в Польшу, патриотично настроенная шляхта следовала их примеру либо выжидала. В этих условиях иезуитам представилась возможность показать новой власти силу своего влияния, что они и сделали. Иезуиты первыми присягнули императрице. В полоцком костеле св.Стефана проводятся два торжественных богослужения. Одно из них, состоявшееся 24 ноября, совпало по времени с именинами императрицы и было отмечено с особой пышностью. Оно было связано, главным образом, с восхвалением Екатерины II. Эффект этих мероприятий превзошел любые ожидания властей: «Местное латинское и униатское духовенство, а так же шляхта, были ошеломлены… и, по старой привычке вверять себя водительству этого влиятельного ордена и следовать его мановению, они теперь волею и неволею потянулись за иезуитами и стали присягать новой своей повелительнице» [4;131]. В итоге, подчинение вновь присоединенных земель русской власти прошло без особого сопротивления. Сами же иезуиты в данной ситуации не имели иного выбора, как подчиниться требованиям императрицы. Вряд ли они не осознавали шаткости своего положения перед лицом власти, не доверявшей им изначально, а признание авторитета светских властей не было для иезуитов чем-то непривычным. Именно в глазах светских властей члены «Общества Иисуса» старались зарекомендовать себя с наилучшей стороны, так как из всех духовных особ они признавали только генерала ордена и папу римского. Авторитет первого был абсолютно безусловен, а вот роль второго носила скорее декоративный характер. Имя папы использовалось

7

при освящении всей деятельности общества, а так же, желающие вступить в орден, давали обет беспрекословного подчинения Верховному Понтифику. Именно этот обет сыграл большую роль в решении папской курии утвердить проект «Общества Иисуса». Но на самом деле даже сама формулировка обета оставляла иезуитам некоторую свободу действий.

После дачи присяги в Полоцке, трое иезуитов (С.Черневич, Г.Ленкевич и И.Катебринг) отправились в Петербург и присягнули императрице от имени своих заграничных членов. Ссылаясь на свою веротерпимость, Екатерина II отменила петровский закон. Черневич со спутниками вернулись в Полоцк в феврале 1773 г., а летом папа Климент XIV официально упразднил орден иезуитов. Но к этому времени в России, и в пределах империи орден был сохранен. Ничего с этим не смог поделать даже ярый противник иезуитов – епископ Сестренцевич. А для того, чтобы официально узаконить положение «Общества Иисуса» были выпущены два постановления. Первое – именной указ от 13 января 1774 г., которым Екатерина освобождала крестьян иезуитских земель от налогов "«впредь до указа"». Вторым постановлением являлась жалованная грамота от 6 февраля 1774 г., в которой права иезуитов подтверждались наравне с правами других орденов [4;134]. Екатерина II ограничивала влияние иезуитов территориальными границами Белоруссии, но тем не менее благоволила к ним. Указом 16 февраля 1777 г. им было разрешено открыть в Полоцке новициат (учебное заведение для послушников), а указом от 25 июля 1782 г.- избрать себе генерального викария (глава ордена в отсутствии генерала). Открытие новициата совпало с попытками папы Пия VI добиться запрещения ордена иезуитов в России, для чего он использовал Сестренцевича. Папа дал епископу Виленскому на три года власть над всеми католическими священниками и монахами России. Но в планы Екатерины не входило выполнение предписаний папы. Наоборот, она приказала Сестренцевичу, используя данную ему власть способствовать открытию новициата.

8

Сестренцевич тянул, но под напором императрицы вынужден был уступить. Секретарь папы римского Поллавичини обратился ко всем заграничным министерствам с циркуляром, в котором он обвинял Виленского епископа в попустительстве иезуитам и сообщал, что папа предписал Сестренцевичу изменить свое решение. В ответ на этот циркуляр Екатерина II написала 14 февраля 1780 г. письмо русскому послу в Варшаве [6;145]. С открытием новициата начался приток иезуитов из-за рубежа. Однако принимались не все. Отказ в приеме обычно представлял собой ссылку на острую нехватку помещений.

В январе 1782 г. Сестренцевич назначен архиепископом Виленским. Право избирания генерального викария определяло самостоятельность «Общества Иисуса» в Российской империи. На это пожаловался в своем рапорте сенату архиепископ Сестренцевич. Рапорт заканчивался просьбой архиепископа к сенату определить, чтобы «Общество Иисуса» и другие римские ордена «в Ея императорского величества подданстве находящиеся, архиепископу не токмо как пастырю, но и как генеральному препозиту должное повиновению делали». Указом от 12 сентября 1782 г. Екатерина II повелевала иезуитам подчиниться архиепископу. Вскоре после присоединения к России Новороссии Сестренцевич был сделан главою католической церкви и там. Екатерине удалось заставить папу официально признать Сестренцевича архиепископом. В январе 1782 г. он и его каадьютор Бениславский (ставленник иезуитов) были торжественно посвящены в сан архиепископа и епископа папским нунцием в Варшаве Аркетти в Петербургском костеле св.Екатерины. Папа пошел на это, боясь потери всякого влияния на католическую церковь России. И так, в пределах Российской империи орден иезуитов был сохранен. Иезуиты не только остались, но и окрепли настолько, что в 1801 г. папским дикретом было объявлено об официальном восстановлении «Общества Иисуса» в России, что предопределило его возрождение в мировом масштабе.

9

С присоединения Белоруссии русская власть не закрыла здесь ни одного католического учебного заведения, и приоритет иезуитского образования всячески поддерживался. Этому в значительной степени способствовали сами иезуиты, вводившие в свои программы обязательное обучение русскому языку. На 1796 г. материальное состояние ордена оценивалось более чем в три миллиона серебром. Иезуитам принадлежали 14 тысяч крепостных крестьян, которые были освобождены от подушной подати. В последний год царствования Екатерины II положение иезуитов было настолько прочным, что обещало им не только удачное настоящее, но и блестящее будущее. Когда на престол вступил Павел I, для «Общества Иисуса» начался новый этап.

10

Глава II.Павел I.Расцвет деятельности иезуитов.

В период правления Павла I положение католической церкви было как никогда прочным. Новому царю, исходя из его отношений с ма- терью, полагалось бы ненавидеть все ее начинания. Но именно при Павле «Обществу Иисуса» не приходилось беспокоиться о своем положении в России. В первые годы своего правления царь с большим доверием относился к архиепископу Сестренцевичу, поскольку последний часто посещал его еще в то время, когда он был опальным наследником престола. Царь пожаловал ему Андреевскую ленту, а в 1798 г. присвоил ему титул митрополита. В октябре 1796 г. Павел был избран гроссмейстером Мальтийского ордена, а 16 декабря он издал об этом манифест [6;146]. Этому избранию немало способствовал один из видных деятелей ордена Джулио Литте. Так в Петербурге появились мальтийские рыцари, из которых была создана особая гвардия. Также, разрешением Павла I папа римский папа мог иметь в Петербурге своего нунция (посла). Посланником папы стал прибывший в 1797 г. в столицу граф Лоренцо Литта, архиепископ Фивский, брат Джулио Литты [6;146].Плохо разбиравшийся в людях Павел попал на какое-то время под влияние братьев Литта. Они установили тесные отношения с иезуитами и старались всячески оттеснить Сестренцевича и уменьшить его влияние на государя. Их неприязненное отношение к архиепископу Виленскому повлияло на Павла, который стал относиться к Сестренцевичу с недоверием. Однако папский посланник просчитался. Он не понял, что решающим для российского самодержца является не союз с папой, а его собственная воля. Лоренцо Литта стал вмешиваться в дела российской католической церкви в обход ее главы Сестренцевича. Кроме того,он посмел поспорить с Павлом о кандидатуре на должность епископа в Каменецке. Результат не заставил себя ждать: Павел I объявил об уничтожении папской нунциатуры в Петербурге, а Литте приказал в 24

11

часа покинуть Россию [6;146]. Власть Сестренцевича таким образом усилилась. В специальном регламенте он объявил о распространении своей юрисдикции на иезуитов. Император Павел полностью его поддержал.

Новую эпоху в деятельности «Общества Иисуса» составило время, когда во главе его стоял австриец Габриель (Гавриил) Грубер. Он вступил в Орден в 1755 г. изучал философию и теологию в Граце. В 1769-1786 гг. преподавал в люблянском лицее. По его проекту был выкопан канал, с помощью которого было осушено большое болото вокруг Любляны, но в 1786 г. из-за превышения расходов на строительство канала он был вынужден тайно отправиться в Россию. Там он преподавал в полоцкой иезуитской коллегии до 1799 г. [6;146]. Грубер был очень умным человеком, умеющим произвести впечатление. Этим он и воспользовался, войдя в доверие к императрице Марии Федоровне [6;147]. После этого Грубер был приглашен на аудиенцию к Павлу I. Царь был восхищен скромностью, умом и манерами иезуита настолько, что тот получил разрешение входить в кабинет Павла в любое время и без доклада. Вскоре Грубер еще более упрочил свое влияние на императора. Этому способствовал страх последнего перед революцией. Грубер прочно обосновался в Петербурге, что открывало для деятельности иезуитов в России блестящие перспективы. Ему удалось добиться того, что главная католическая церковь столицы – костел св.Екатерины – перешла в руки иезуитов, о чем был издан указ 11 октября 1800 г. При церкви иезуиты организовали свою коллегию, ректором которой стал Грубер. Она славилась высоким уровнем обучения, в нее принимались как дворяне, так и горожане. Многие русские аристократы отдавали своих детей в Петербургскую коллегию. Девять ее выпускников участвовали в восстании декабристов, что дало возможность одному из иезуитских историков на научном семинаре – на острове Капри в 1991 г. заявить, что идеи декабристов возникли и развивались под влиянием иезуитов [6;147].