Смекни!
smekni.com

Индуизм как система духовных ценностей в постсоветской России (стр. 3 из 4)

Таких примеров много и они заслуживают отдельного социологического исследования. Нужно добавить, что в городе Краснодаре функционируют такие течения индуизма как:

Центры практики йоги (интегральной и хатха йоги);

Центр Шри Чинмой;

Центры Бхагавана Щри Сатья Саи Бабы;

Центр «Сиддха-йоги» Гуру Майи;

Центр Сахаджа Йоги;

Организация «Сознания Кришны»;

Буддийские центры (Алмазный Путь).

Используя метод аналогии, можно представить, какой темп приобретает развитие подобных центров и кружков изучения духовной традиции Востока во многих крупных культурных и административных городах России, не считая Москвы и Санкт-Петербурга.

Большой заслугой в деле приобщения советского и постсоветского человека к эзотерическим учениям Востока следует признать творчество М. Мюллера, Е. Блаватской, Е. Рерих, А. Безант. Литература подобных авторов способствовала активному образованию различных «эзотерических» кружков на территории современной России, в частности г. Краснодара, в которых изучались общие духовные принципы индуизма и буддизма, велись попытки постичь тайну своей родной культуры сквозь призму учений Востока.

Чтобы приблизиться к осознанию глубины Ведического наследия и его влияния на будущее России и россиян, следует проанализировать составляющую индийской культуры и соотнести полученные результаты с результатами анализа формирования мировоззрения у славян. На основе полученных данных, отследить все минусы и плюсы выше названных мировоззренческих систем, для того, чтобы рационально использовать полученный древними опыт «йогической богореализации» и сформулировать стратегию развития сознания в современной России.

Так, в Древней Индии философия была главной наукой, направляющей другие науки. В Мундака-упанишаде говорится о Брахма видье (науке о вечном) как основе всех наук: «Сарва-Видья-Пратиштха». Каутилья-упанишада говорит: «Философия есть светильник всех наук, средство свершения всех трудов и опора всех обязанностей». Религия в Индии не отличается догматизмом. Она является рациональным синтезом, который по мере развития философии продолжает вбирать в себя новые представления. Махабхарата говорит: «Нет Муни, который не имел бы собственного мнения». Все это служит доказательством высокой интеллектуальности ведического ума, стремящегося познать сокровенную истину и законы многосторонней человеческой деятельности. Действие интеллектуального импульса не ограничивалось сферой философии и теологии, но также распространялось на логику и грамматику, риторику и язык, медицину и астрономию, - в сущности на все виды искусства и науки, от архитектуры до зоологии. Лейтмотивом всей индийской философии может служить цитата из Брихадараньяка-упанишады: «Асатома садгамайя, тамасома джётиргамайя, мритьёрма амритангамайа» (веди меня от нереального к реальному, веди меня от темноты к свету, веди меня от смерти к бессмертию». Самым высшим понятием, извлеченным из ведийских гимнов, было понятие первичной реальности – ЭКАМ САД (единое бытие, или единственное бытие: экам – один, сад – истина, бытие). В Индийской философии все логические попытки объединить разрозненные концепции мира в общих идеях рассматривались как ВИДЕНИЯ (Даршаны):

Ньяя Гаутамы;

Вайшешика Канады;

Санкхья Капилы;

Йога Патанджали;

Миманса (пурва и уттара) Джаймини и Бадарайяны;

Адвайта-веданта Шанкарачарьи.

Согласно Патанджали, йога есть поиск «нашего трансцендентального Я», божественной и вечной части нашего существа. Йога, согласно Патанджали, является систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы – физическими и психическими. Санкья признает непрерывность развития мира от низшего к высшему. Данная система приходит к своим выводам посредством теоретических исследований. Веданта Шанкары заключает в себе элементы буддизма, утверждает, что первичная реальность есть недуалистическое бытие Духа.

Современные духовные учения Индии синтезируют систему йоги с системами санкхьи и адвайта-веданты.

Основами нравственной жизни согласно Буддизму Махаяны являются:

ДАНА – милосердие;

ВИРЬЯ – сила духа;

ШИЛА – мораль;

КШАНТИ – терпение;

ДХЬЯНА – медитация;

ПРАДЖНЯ – мудрость в покое и блаженстве.

В Махаяне основной упор делается не на НИРВАНУ, а на БОДХИ – состояние просветленной святости. Нирвана – свобода души. Постепенно она начинает означать блаженное состояние сосредоточенности, направленной в вечность. Этический идеал Махаяны – это Бодхисаттва – тот, чья сущность есть совершенное знание.

Придерживаясь подобных взглядов на мир, человек невольно совершенствуется в добродетели, совершенствуя свою интеллектуальную, духовную и физиологическую составляющую.

Как в адвайта-веданте, так и в философии махаяны первичная реальность считается недоступной ни какому описанию, но проявляет себя как Дхармакая, или Вседержитель Вселенной. Дхарма заботится о спасении всех страждущих, воплощается в различных духовных поводырях и защищает всех тех, кто защищает саму Дхарму. Санатана Дхарма же является универсальной практикой общечеловеческих ценностей и представляет собой строгую систему науно-этических концептов, выраженных в упанишадах, шастрах и пуранах.

Что значит достижение такого совершенства? Людей к учениям Востока сначала привлекает полное незнание подобных учений, их экзотичность. В последующем, они начинают изучать и сталкиваются с проблемой требований соответствия: кандидат на звание «совершенного» просто обязан знать и практиковать «ВЕДАНТАСАРАМ». Важными из «сути Веданты» будут «Шатсампат», или шесть дисциплин:

Сама, или ограничение направленного вовне внимания, удаление ума от всех объектов, кроме слушания наставлений учителя, полное внутреннее равновесие;

Дама, или ограничение (обуздание) внешних органов чувств;

Упарати, или удаление чувств от их объектов, воздержание от каких-либо действий, кроме тех, которые направлены на реализацию духовной практики йоги…, полный отказ от попыток достижения каких-либо внешних целей;

Титикша, или воздержанность (терпение), мужественное притерпевание различных пар противоположностей как холод и жара;

Самадхана, или погружение в себя, постоянная концентрация обузданного ума на постижении смысла Веданты и всего, что способствует Богореализации (реализации Брахмана);

Шрадха, или сильная вера, вера в истины Веданты, в соответствии с указаниями учителя (гуру).

Как следствие всего выше перечисленного, человек достигает Мумукшутва, или сильного стремления к обретению духовной свободы (мокша).

Подобные практики йоги способны очистить сознание человека от порока современной цивилизации, направить на поиск истины и ее практики, таким образом, способствуя переходу эволюции человека на новый виток «сверхчеловечества».

Достигнув такой стадии духовного развития, практикующий истинную йогу соединяется с мировым полем законов природы, определяемым как чистый разум. Для человека становится возможным постигать любые тайны мироздания при помощи только одного единственного помышления или желания познать объект. Такой рубеж своих возможностей и вдохновляет адептов йоги на ежедневные и упорные практики.

Йога дает знание, а знание – освобождение (мокша). Йога разрушает все побуждения чувственного мира. Она подчиняет ум и делает его спокойным. Таким образом, индуистские и буддийские учения являются психологическими практиками, оказывающими сильное лечебное действие на жизнь людей в социуме, семье, государстве. Самодостаточный человек, освобожденный от цепей иллюзии материального бытия, самоуглубленный и полный блаженства осознания истины трудится на благо процветания всего мира во всем мироздании.

Человеческая жизнь, согласно «Санатана Дхарме», упорядоченная цепь обязанностей, которые человеческому существу необходимо выполнить, чтобы достичь свободы:

Дхарма – свод правил, законов, регулирующих материальную и духовную жизнь индивида;

Артха – богатство, приобретенное честным путем (согласно Дхарме);

Кама – желания, самое основное – желание получить освобождение от оков страданий и печалей, рождения и смерти;

Мокша – освобождение от ограничений проявленного материального мира.

Следование этим целям в жизни каждого человека упорядочит то, что главное и то, что второстепенное. Поэтому цель жизни человека в практике Дхармы и получении Мокши.

Для объективизации понимания «СанатанаДхармы» в России сравним малую часть мировоззренческой составляющей обеих культур.

Корни русской древней культуры, согласно исследованию историка С.В. Жарниковой, те же, что и у индийцев, что говорит и об общности духовной культуры – ведической.

На Руси, как и в Индии особо соблюдались традиции почитания и преклонения перед природой, солнцем, родителями, предками, в том числе и умершими.

Согласно ведическому знанию, природа состоит из пяти элементов: эфира/пространства, огня, воздуха, воды и земли.

Эфир можно соотнести с космосом, огонь с энергией жизни и с самим огнем, воздух с небом и дыханием, воду с реками, озерами и морями, землю с планетой Землей. Почитание элементов связанно также с бережным отношением к ним, экономному и разумному использованию. Так, пространство оберегалось правильными помыслами, правильной речью, лишенной грубости и различных ругательств, особым ритуальным освящением пространства. Огонь-агни-агниво почитался как источник жизни, процветания, счастья. Ни один ритуал не мог обходиться без посредства огня и огненных приношений, что вынуждало простой люд боготворить огонь, восхвалять и беречь от врага. Святой огонь, с тех пор, прочно вошел в сознание всех людей планеты. Воздух – дыхание расценивалось как дыхание самого Бога. Веды являются самим дыханием Абсолюта, поэтому были созданы особые ритуалы почитания воздушной стихии. В человеке эта стихия проявлена также в легких и дыхании, а отсюда и стремление дышать чистым воздухом, лишенным токсических и отравляющих субстанций. Вода – особенно для жителей речных зон – основа благополучия. Она и вода для питья, и источник пищи (ловля рыбы), и средство переправления на длительные расстояния (судоходство). В теле человека вода представлена в виде циркулирующей крови. Поэтому древние по-особенному относились к воде как к источнику земной жизни. И наконец, земля – один из основных элементов в теле человека (костная система), а также сама планета Земля, олицетворяющая богиню мать, плодородную, несущую жизнь. Мать природа и Мать Земля – занимают особое место в ритуалах и обрядах поклонения, как у славян, так и у индусов.