Смекни!
smekni.com

Ислам (стр. 2 из 9)


1. Пророк Мухаммад (Мухаммед, Магомет)

Каждый из пророков был человеком, подобным другим людям, с теми же самыми человеческими потребностями и чувствами. Ислам всячески отвергает любые предположения о божественной или сверхчеловеческой природе посланников Бога. В то же время они были особыми людьми, которых Бог выделил среди остального человечества для передачи Своего руководства. Пророки отличались от остальной массы людей своим полным подчинением Богу и близостью к Нему, своей чистотой и праведностью, своим ответственным отношением к возложенной на них миссии. В исламе Мухаммед считается последним в череде пророков (Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Мусса (Моисей), Иса (Иисус)). Полное имя последнего пророка - Мухаммад Ибн Абдаллах (570-632). Все, что рассказывает о Мухаммаде мусульманская религиозная литература, складывается в идеальный образ пророка, на который- ориентируется в своей жизни каждый мусульманин. В востоковедной науке шли и идут споры о том, насколько дошедшие до нас материалы о Мухаммаде отражают историческую действительность. В советской околонаучной публицистике появились даже курьезные утверждения о том, что Мухаммада вообще не было. Более внимательное прочтение источников показало, однако, что степень их достоверности весьма велика, хотя многое действительно сочинено уже после событий под влиянием обстоятельств, политических соображений, литературной и религиозной фантазии.

Вся жизнь Магомета была окружена легендами. Посланник Аллаха был из рода хашим родо-племенной группы курайш. Родился в Мекке утром в понедельник девятого или двенадцатого числа месяца раби аль-авваль в год слона. При этом первая дата, очевидно, является правильной, но большей известностью пользуется вторая. Этот день соответствует двадцать второму апреля 571 года от рождества Христова. Семья его была небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье.Так случилось, что в ночь, когда родился Мухаммед, произошли невероятные события. Далеко от города Мекки в храме дворца персидского царя в городе Ктесифоне упали с полок священные сосуды и разбились. Вечный огонь – символ персидской религии зороастризма – неожиданно погас.

Роды принимала Шифа бинт Амр, мать Абд ар-Рахмана ибн Ауфа и когда мать родила его, из чрева ее изошел свет, озаривший собой землю до самых пределов Сирии. После родов она послала человека к его деду, Абд аль-Мутталибу, чтобы сообщитьему радостную весть, и он пришёл к ней, взял младенца, принес его в храм Каабы, возблагодарил Аллаха, обратился к Нему с мольбами и назвал новорожденного Мухаммадом в надежде на то, что он будет достоин всяческих похвал (поскольку имя «Мухаммад» означает «достойный похвалы»), а на седьмой день жизни он сделал ему обрезание и, по обычаю арабов, устроил для людей угощение.

Заботы о новорожденном взялана себя Умм Айман, которая была родом из Эфиопии и являлась вольноотпущенной рабыней его отца Абдуллы.

Среди арабов было принято подбирать кормилиц для своих новорожденных детей из числа бедуинок. Это делалось для того чтобы они подросли и окрепли вдали от очагов болезни, которые были распространены среди оседлого населения, а также для того, чтобы дети с самого раннего возраста учились чистому арабскому языку. Кормилицей Мухаммеда была Халима бинт Абу Зувайб. Каждые полгода она отвозила пророка к его матери, а потом снова возвращалась с ним в пустыню к своим соплеменникам, а когда срок кормления завершился, Халима отняла его от груди. За время пребывания вдали от дома Мухаммед приобрел не только опыт преодоления тягот и испытаний жизни в пустыне, но и любовь к богатому, выразительному языку, столь любимому арабскими бедуинами: для них речь была искусством, составлявшим их главный предмет гордости. Он научился терпеливости и выносливости пастухов, уединенную жизнь которых он тогда впервые ощутил, а впоследствии пришел к ее пониманию и всегда высоко ценил.

Однажды удивительное событие произошло с пророком. Когда он играл с мальчишками, к нему явился ангел Джибриль, который схватил его, повалил на землю, рассек ему грудь, достал сердце, извлек оттуда сгусток крови и сказал: «Это- удел шайтана в тебе!», затем промыл сердце Мухаммеда в золотом тазу, соединил его две половинки и вернул на место. На груди остался след шва. Это очень напугало Халиму и его мужа, поэтому они отвезли мальчика домой.

Мухаммед прожил со своей матерью примерно два года, затем они вместе отправились в Медину, где был похоронен отец пророка (отец Мухаммеда умер во время торговой поездки незадолго до его рождения ). Когда они возвращались обратно в Мекку, мать заболела серьезной болезнью и скончалась в пути. Опекуном мальчика после смерти матери стал его дед Абд ал-Муталлиб, а после смерти деда – дядя Абу Талиб.

Мухаммед полностью отличался от окружающих с самой ранней молодости, за свою кристальную честность получил от соплеменников почетное прозвище «аль-Амин», что значит «Достойный доверия». Люди постоянно обращались к нему за советом и помощью, поскольку знали, что он умен не по годам. И пророку удавалось находить выход из самых сложных ситуаций.

Мухаммеду шел двадцать пятый год. Четыре года самостоятельной жизни внешне ничего не изменили в его судьбе - он все так же пас стада, нанимался погонщиком верблюдов, выполнял торговые поручения. Репутация человека честного и дельного за ним упрочилась. Свои собственные небольшие средства, доставшиеся ему по наследству, Мухаммед тоже пускал в оборот, но прибыль была ничтожной и состояние его не увеличивалось. Никаких шансов разбогатеть у него не было. Во внутреннем его мире протекали в эти годы скрытые от посторонних взглядов сложные перемены; они привели к усилению и углублению того интереса к религиозным проблемам, который обнаруживался у Мухаммеда и раньше.

Мухаммед в эти годы отличался деятельным характером, он не был мечтателем, настроение у него, как правило, было бодрое. Но иногда, правда очень редко, нападала на него вдруг, без всякого повода, глубокая тоска. Тогда, захватив с собой небольшой запас пищи и воды, уходил он в безлюдные окрестности Мекки и там проводил несколько дней в полном уединении - молился, размышлял, вслушивался в себя, часами бесцельно бродил по пустыне, выжженным солнцем холмам или неподвижно сидел, погруженный в свои думы. И в конце концов тоска проходила, и он возвращался в Мекку - жизнерадостный, приветливый, энергичный, спокойный - такой, каким привыкли его видеть всегда.

В 595 году на Мухаммеда, как на способного торгового агента, обратила внимание богатая мекканская негоциантка Хадиджа – вдова, пережившая двух мужей, женщина почтенная и всеми уважаемая. Торговлю она вела с помощью приказчиков, которые получали не твердо установленную плату, а определенную долю прибыли. Она через своего раба Майсура предложила Мухаммеду отвезти ее товары в Сирию, продать их там и, закупив греческие и персидские изделия, доставить их обратно в Мекку. Посоветовавшись с Абу Талибом, пророк принял предложение Хадиджи и во второй раз в своей жизни отправился в Сирию.На нем лежала ответственность за судьбу торговой экспедиции.

За месяц, проведенный в Сирии, на многое Мухаммед насмотрелся, немало узнал нового и про страну ромеев, и про ее верования. По-гречески говорить он не умел, на базарах обходился несколькими десятками греческих и сирийских слов, а больше жестами и восклицаниями - для торговых операций этого вполне хватало, но на отвлеченные темы на таком языке не разговоришься. Выручали арабы, жившие здесь испокон веков, язычники и насара, знали они про ромеев все досконально. Затем караван вернулся в Мекку.

Мухаммед во всем отчитался Хадидже, передал ей все привезенные товары. Хадиджа их быстро распродала, и оказалось, что полученная прибыль намного превышает обычную. Мухаммеду заплатила Хадиджа щедро и справедливо, вдвое больше договоренной суммы, и с тех пор стала охотно давать ему торговые поручения.

Хадиджа, которой, согласно традиции, было сорок лет, получила богатство от второго мужа, умершего незадолго до описываемых событий. Была она женщиной умной и решительной, и ни родственникам мужа, ни отцу, зарившимся на ее имущество, распоряжаться им не позволила. И своей судьбой тоже. Очевидно, положение женщин в торговой Мекке не было столь уж бесправным. Во всяком случае, не всех и не всегда. Как уж у нее это получалось - неизвестно, но Хадиджа никому собой помыкать не давала.

Мухаммед произвел на Хадиджу самое хорошее впечатление - и своим умом, и характером, и безукоризненной честностью. Ее раб Майсур, сопровождавший Мухаммеда в Сирию, отзывался о нем с большим уважением. Ее племянник Чузима, близко знавший Мухаммеда, считал его человеком, верным своему слову.

Сорок лет - не старость, а Мухаммед был молод и красив. Хадиджа полюбила его. Хадидже нужно было замуж - не только для того, чтобы устроить свою семью, иметь дом. Нужен ей был и заступник, защитник ее самой и ее богатства - главным образом не от чужих людей, а от собственных родственников. То, что Мухаммед беден, ее не смущало - вполне достаточно, что богата она, Хадиджа. В некотором отношении это было даже к лучшему - и после замужества Хадиджа не собиралась терять свою независимость, твердо намеревалась не допустить в своем доме ни других жен, ни наложниц. В ее годы это довольно сложно, но если муж беден, то все решается почти само собой - у него просто не будет средств, чтобы обзаводиться другими женщинами.