Смекни!
smekni.com

Происхождение государства и права (стр. 2 из 6)

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др[7].

Предпосылки возникновения государства

Возникновение государств явилось закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, занятием охотой и рыболовством, т.е. от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему - скотоводству и плужному земледелию.

Процесс перехода к производящей экономике обусловлен тремя общественными разделениями труда.

Первое общественное разделение труда характеризуется возникновением обособленного рода занятий - кочевое и полукочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда обуславливалось отделением ремесла от других занятий.

Третье общественное разделение труда ознаменовалось развитием товарно-денежных отношений.

Три крупных общественных разделения труда, а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться дополнительный продукт, т.е. сверх того, что было необходимо производителям для своего потребления. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций.

Политические предпосылки характеризуются:

во-первых, осознанием полезности надродовой власти, стоящей выше частного и родового интереса;

во-вторых, необходимостью регулирования отношений с соседскими сообществами людей;

в-третьих, вступлением в отношения с соплеменниками;

в-четвертых, необходимостью в существовании стабильного порядка для гарантированного и устойчивого осуществления производства.

Идеологические предпосылки.

Религия консолидировала древнее общество, способствовала объединению разрозненных племен в единую социально-политическую общность - народ.

Психологические предпосылки.

Изменившиеся экономические условия формируют новый духовный облик людей, возникает новый тип самосознания. На начальном этапе развития общества постепенно и пока лишь в очень небольшой мере людьми начинают осознаваться общие интересы. Чрезвычайно способствует осознанию таких интересов военное нашествие и необходимость защиты. Возникает понимание, что эти общие интересы больше некому реализовать, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества. В развитом обществе общая цель осознается как правовая цель, т.е. развитие и обеспечение права, в том числе контроль и управление властью, осуществляющей принуждение.

Как видим, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов. По крайней мере с уверенностью следует констатировать, что их перечень не исчерпывается исключительно предпосылками экономическими. Все это свидетельствует о сложности процесса перехода к государственности[8].

Эти крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия:

возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним;

матриархальный род уступил место патриархальному (родство велось но отцовской линии, а не по материнской линии);

родовая община постепенно начинает дробиться на - патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников). Их интересы не всегда совпадали с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности.

Прибавочный продукт как рост производительности труда обусловили:

появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда;

возникновение частной собственности;

социального расслоения первобытного общества;

образованию классов;

зарождение государства и права.

Причины их зарождения коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.

Запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению человеческого рода, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуры его внутренних и внешних отношений, культуры.

В наше время снижение рождаемости, массовый выезд людей из государства, также можно связать с процессом ослабления государства и нрава.

Изучение истории этой проблемы показывает, что родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из переходных предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры (военоначальник и его дружина). Это появились задатки принуждения и подавления. Традиционная родовая организация, самоуправление уже не состоянии была разрешать возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Можно согласиться с доминирующим ныне мнением, что одним из основных путей формирования государства, (а это длительный процесс) был "восточный" путь, азиатский способ производства. (Древний Восток, Африка, Америка, Океания).

Этот вариант отличался от других вариантов:

родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат);

общественная (коллективная) собственность в государственную. Частная собственность не имела существенного значения. На это ощутимое влияние оказали:

географические условия;

необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.). Они предопределили возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Как известно, восточные государства заметно отличались друг от друга. Там не наблюдалось отчетливо выраженная классовая дифференциация. Само государство выступало организатором производства.

Однако имели и много общего:

были абсолютными, деспотическими монархиями;

обладали мощным чиновничьим аппаратом;

их экономическую основу составляла государственная собственность.

Иной исторический путь возникновения государства на территории Европы.

Главный государственно-образующий фактор здесь - классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.

По мнению Ф. Энгельса в наиболее "чистом" виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства влияние оказала борьба двух групп свободных членов рабовладельческого общества - патрициев и плебеев. Затем (к концу II века до н. э) в Римской империи была создана мощная государственная машина.

Имеются две различные точки зрения возникновения государства в Западной к Восточной Европе.

Первая - в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (Германия, Россия).

Вторая - после разложения родового строя, наступили предшествующий феодализму - длительный период. Знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе приведении (владение землей), Крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период - профеодализм, а государство профеодальное таким образом, родовая; организация социальной жизни изживает себя. Ей на смену приходит новая организационная форма общества - государственность. Это произошло на этапе производящей экономики. Воздействие оказали: разделение труда, появление патриархальной семьи, военные захваты, запрет инцеста и другие факторы.

2. Общие закономерности возникновения государства и права

С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Общество, писал Ф. Энгельс, создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть.

Ф. Энгельс делает общий вывод, что государство не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Нужна была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство. Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности на средства производства, развивается под охраной и защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы. [9]

Возникновению рабовладения и феодализма из первобытно - общинного строя предшествуют исторические эпохи в сотни и тысячи лет, когда общество находится на какой-то переходной стадии. Родоплеменные отношения после возникновения государства могут еще долго сохраняться у того или иного народа, но главной силой становится государство.

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно- организованному обществу, специально определяются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно общинного строя.