3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна
Коран — это священная книга всех мусульман, она служит основой для религиозного и гражданского законодательства. Название этой книги происходит от слова "каранай", что в переводе с арабского означает "читай". Согласно мусульманской мифологии, она была передана Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. В окончательной редакции Коран был составлен и утвержден при халифе Османе (644—656 гг.). По преданию, Мухаммед не записывал свои изречения и проповеди. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листьях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вместе без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказывания Мухаммеда были предприняты еще при первом халифе Абу-Бекре (632—634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая составила Коран. Все другие сборники проповедей Мухаммеда, в том числе даже собранные сподвижниками пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.
Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая сура состоит из стихов, или аятов ("аят" — "знамение", "чудо"). Около половины глав Корана получили свое название в соответствии с первым словом, с которого они начинаются, хотя слово это, как правило, не относится к вопросу, трактуемому в главе. Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других религий, легенд и преданий арабского народа, которые в той или иной мере отражают социально-экономические отношения, существовавшие на Аравийском полуострове в VI —VII веках нашей эры.
Наряду с Кораном важным источником исламского вероучения является Сунна — мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов — рассказов об изречениях и действиях пророка Мухаммеда. Но более авторитетным и популярным среди мусульман сборником хадисов является "Аль-Джами ас-Сахих", составленный аль-Бухари (родившимся в Бухаре). Этот сборник считается второй книгой после Корана. Согласно мусульманской традиции аль-Бухари собрал около 600 тысяч хадисов и после тщательного их изучения признал достоверными 7250 хадисов. Сборник построен по принципу предметов высказываний, а не по именам соратников пророка, от которых доходили эти рассказы. Основная часть сборника посвящена разъяснению вероучения, культовых предписаний, правил ритуальной чистоты, две большие книги посвящены вопросам толкования и превознесения достоинств Корана. В значительной части сборника рассматриваются правовые и нравственные проблемы, есть немало хадисов исторического и биографического содержания. На основе этих религиозных книг можно составить представление о содержании мусульманского вероучения.
Мусульманское вероучение обладает всеми атрибутами религиозного учения. В его основе лежит вера в бога — творца и управителя Вселенной, в Страшный суд, в загробное воздаяние. Все люди рассматриваются с точки зрения одного критерия: их следования заветам бога. В зависимости от этого они делятся на правоверных и неверных. Мусульмане руководствуются следующими основными положениями, признаваемыми за непреложную истину и обязательными для всех верующих: вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, бессмертие души, воскресение из мертвых в день Страшного суда, вера в рай и ад, чертей, демонов и ангелов. Одним из важнейших в Исламе является догмат о предопределении. Согласно ему, в мире ничего не существовало и не существует ничего не ^висящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира было Отворено Перо, которому Аллах повелел записать обо всех божественных и творениях, вплоть до Страшного ада. Выполняя волю всевышнего, Перо записало то, чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и все это не дано изменить никому. Человек зависит от бога ему предначертана судьба, которая неотвратима. Поэтому
нельзя роптать на жизненные невзгоды, а надо терпеливо идти своим путем.
Мусульманская доктрина нравственности исходит из абсолютного значения норм морали, установленных Кораном, из неизменности и универсальности этих норм для любых народов и времен. Причем исламская мораль исходит из того, что человек по своей природе порочен, только страх божьего наказания может заставить его вести себя правильно. Высший нравственный долг человека — это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, несущественным. Личное счастье должно быть принесено в жертву служению Аллаху. И Аллах дарует счастье в другой жизни, если все поступки человека были нравственными. А нравственными они будут в том случае, если они совершены из побуждений служить Аллаху (если делаешь добро не из-за служения Аллаху — это безнравственно, а если убиваешь из-за любви к Аллаху — это нравственно). Одним из нравственных поступков является борьба с неверными, "великое избиение их". Но поскольку ни один человек не может быть абсолютно нравственным день за днем, то большое место отводится покаянию, которое проявляется в молитвах и благочестивом поведении. Мусульманское предание говорит о том, что даже пророк Мухаммед обращался к богу сто раз в день, прося отпустить ему грехи. Поэтому простому верующему надо делать это гораздо чаще. К очищению от грехов ведут молитвы, обряды и пост.
Чтение Корана. В богослужебном ритуале чтению Корана отводится очень большое место. Считается весьма похвальным, если в доме правоверного имеется Коран, независимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Существует поверье, что Коран охраняет дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обителей дома. Распространена клятва на Коране как истинное обещание или свидетельство. Если верующий может прочитать Коран, к нему в дом приходит священнослужитель и читает книгу вслух. Все сколько-нибудь значительные события сопровождаются чтением глав из Корана.
Намаз (молитву) верующий мусульманин должен совершать пять раз в день. Первая — утренняя молитва на заре — совершается в промежуток от рассвета до восхода солнца и состоит из двух поклонений и паданий ниц; вторая — полуденная — из четырех поклонений; третья — вечерняя, во второй половине дня до заката солнца — из четырех поклонений; четвертая — при заходе солнца — и пятая — в начале ночи — состоят из трех поклонений. В месяц поста совершается особая молитва. Ритуал намаза очень сложен, требует соблюдения многочисленных правил, нарушение которых приводит к "недействительности" молитвы. Поэтому молитва требует особенного сосредоточения, и лучше проводить ее под руководством священнослужителя в мечети. Перед намазом совершается ритуальное омовение.
Сунна — обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мужчины в младшем возрасте. В самом Коране нет указаний на то, почему верующим необходимо соблюдать этот обряд. Как и в случае с подобным обрядом в иудаизме, здесь мы имеем дело с очень древними обычаями инициации, оставшимися от первобытных времен.
Милостыня осуществляется в соответствии с указаниями Корана, который говорит о том, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: "закят" и "садака". Закят означает налог в пользу мечети, выплачиваемый натурой, Убираемый в определенное время — в праздники или другие священные дни. Садака (милостыня по внезапному побуждению) означает добровольное пожертвование в пользу Нищего, бедного, калеки или в пользу храма.
Хадж (хаджж) — паломничество — в Мекку и Медину является очень желательной, но не строго непременной обязанностью верующего, так как длительное путешествие связано со значительными материальными затратами и другими препятствиями. Тем не менее, каждый верующий обязан стремиться к совершению хаджа. Разрешается вместо себя посылать других лиц. Совершивший паломничество Мекку удостаивается почетного звания "хаджия" и рассматривается в качестве почти святого человека.
Во время паломничества в Мекку главным объектом поклонения становится Кааба — священный храм, в северной стене которого вделан охваченный серебряным обручем черный камень. По легенде, ангел-хранитель Адама который не уберег первого человека от искушения, был превращен богом в камень и отправлен на землю до Страшного суда. На земле этот камень почернел от грехов человеческих. Считается, что молитва, обращенная к богу у этого священного камня, сразу идет к подножию трона Аллаха. Возле храма находится источник, вода которого почитается святой, лечащей все болезни.
Еще одним пережитком древнейших верований в исламе является культ мазаров и святых мест. Обычно это места древних сооружений, могильных холмов, кладбищ, деревья, камни и т. п. Мазары освящены легендами и мифами, опирающимися на многовековые предания. Святынями объявляются и могилы крупных государственных деятелей и военачальников. Например, мазар Гур-и-эмир в Самарканде на могиле Тамерлана. Вблизи Ферганы находится мазар Шах-и-мардан, в котором якобы захоронен сам халиф Али (хотя он никогда даже не бывал в этом районе). В Киргизии местом паломничества служит гора Тахт-и-Сулей-ман, которая, по представлениям верующих, излечивает от болезней, приносит счастье и всяческое благополучие в жизни.