КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Смоленск 2005
ПЛАН
1. Становление ислама и его основные заповеди
2. Мухамед – основатель ислама
3. Священные тексты ислама: Коран и Сунна
1. Становление ислама и его основные заповеди.
К юго-востоку от Палестины, в Аравийской пустыне кочевали арабские племена. К VI-VII векам они находились примерно на той же стадии развития, что и в эпоху Моисея. Из рода в род переходил старинный обычай кровной мести. Практиковалось убийство новорожденных девочек.
Только в течение четырех священных месяцев вражда прекращалась и в городе Мекка устраивалась ярмарка.
Вера арабов походила на веру многих других племен: они признавали верховного бога Аллаха, стоящего над отдельными людьми и народами. В то же время почиталось множество духов и богов природы. Как правило, один из богов средней руки становился покровителем племени.
Этим богам приносились жертвы, от них ждали спасения в беде, а к верховному Богу – Аллаху, слишком высокому почти не обращались.
Корень слова «Аллах» - «ал» - тоже, что и в древнееврейском «эль» - бог. И в еврейской древности этот бог не был единственным. Только со временем пророки заставили народ отказаться от почитания других богов.
Рассказывали, что Зем зем, протестовавший в Мекке – тот самый источник из которого ангел напоил Измаила, изгнанного вместе со своей матерью, служанкой Агарью из дома Авраама. А обломок скалы неподалеку – «место Авраамово», там Авраам приходил навестить старшего сына, учил его молиться богу.
С III – IV веков в Аравию с двух сторон проникает христианское влияние (из Сирии и из Эфиопии). Еще раньше, по-видимому начал распространяться иудаизм. Однако только отдельные племена переходили в новую веру. Законы и обряды Ветхового и Нового Заветов были слишком сложны для жителей пустыни. К тому же их смущали различия между «народами Книги», как арабы называли евреев и христиан. Некоторые арабы становились монотеистами, не принимая никакого Завета – ни Моисеева , ни Христианского. Их называли ханифами. Ханифы призывали отказываться от племенных богов и поклоняться единому Аллаху. Но их прорицания были очень смутны, неопределенны. Из веры в туманного Аллаха не вытекало никакого закона, никакого порядка. «О, Аллах если бы я только мог знать, какой образ угоден тебе. Я сейчас же принял бы его. Но я этого не знаю!» - восклицал один из предшественников Мухаммеда Зейд. Народ продолжал держаться традиционной веры, хотя уважение к ней сильно поколебалось.
2. Мухамед – основатель ислама
Мухаммед принадлежал к роду Хашим из торгового племени курейштов, владевшего Меккой. Он рано осиротел. Отец его умер или до рождения сына, или сразу после, так и не увидев наследника. Мать пророка, Амина, тоже умерла вскоре после рождения сына. Мальчика взял на воспитание его дядя Абуталиб. И хотя юного Мухаммеда в новой семье никто не обижал, но и особого внимания к его персоне не проявляли: не учили грамоте, не занимались его культурным развитием. Юноше была уготована стезя пастуха. Много времени Мухаммед проводил в одиночестве, самостоятельно размышляя над вопросами бытия. От сверстников он отличался не по годам мудрым и достойным поведением, что снискало ему уважение среди старшин рода.
Именно высокие моральные качества позволили Мухаммеду обрести авторитет в деловых кругах Мекки и заняться сопровождением караванов. Проявив себя умелым и честным торговым агентом, Мухаммед обратил на себя внимание мекканской вдовы Хадиджи, которая была очарована им после личного знакомства и предложила ему вступить с нею в брак. Мухаммед согласился, и, несмотря на то, что ему было 24 года, а его невесте — 40 лет, их брак был очень счастливым. Пророк очень горевал после смерти своей первой жены, ее призывал перед собственной кончиной.
Призвание пророчествовать снизошло на Мухаммеда в форме видения, когда ему было 40 лет. Сначала он подумал, что его искушают злые силы, но видение повторилось, и Мухаммед утвердился в намерении нести свет нового учения людям. Исследования современных психологов не подтверждают версии о психическом расстройстве или обмане со стороны Мухаммеда, скорее всего, он был искренне убежден в правильности своих действий и идей.
Проповедовать новое учение он начал среди членов своей семьи и рабов. Постепенно оно выходило за рамки семейного круга, что сразу повлекло негативные для Myхаммеда последствия. Против нового учения высказывались не только могущественные курейшиты, увидевшие в нем покушение на их исконные права получать дань за паломничество к Каабе, но и многие простые люди, не желавшие расставаться со своими племенными богами. Однако проповеди Мухаммеда не пропадали напрасно, ряды его сторонников постоянно пополнялись. Вся проблема состояла в том, что среди приверженцев новой религии дока не было могущественных представителей знатных родов — все новообращенцы не играли видной роли в социальной жизни Мекки. Тем не менее, курейшиты решили бороться с учением Мухаммеда и вынудили жителей города объявить бойкот, приверженцам новой религии, отселив их из города и запретив любые отношения с горожанами. Такое отселение означало бы уничтожение, но родственные связи через браки помогли приверженцам Мухаммеда выдержать в течение трех лет, после которых отлучение было снято.
Однако Мухаммед уже решил перенести свою деятельность на другую территорию — для араба дело совершенно необычное, так как защиту и гарантию жизни можно было получить только на территории своего племени. Но к этому моменту сведения об учении Мухаммеда уже проникли в разные регионы, где оно нашло отклик. В 622 году к пророку тайно приходят жители Медины и заключают с ним союз, условия которого диктует Мухаммед: его последователи должны признать, что Аллах — единый бог; необходимо соблюдать святость брака, не красть, не убивать собственных детей (такой обычай существовал в отношении новорожденных девочек в голодные годы), не заводить и не распространять клеветы; слушаться пророка и защищать его, как родственника. Последнее условие было явным проявлением разрушения родоплеменных связей и установления новых отношений в общине верующих.
В 622 году Мухаммед совершает бегство в Медину, со времени которого ведется мусульманское перечисление. В Медине организуется новая религиозная община и начинается подготовка к распространению учения на остальные территории. В этот период Мухаммед более подробно знакомится с вероучениями иудаизма и христианства. Он признает, что Муса (Моисей) и Иса (Иисус) были "владетелями писания", были посланы Аллахом (как и он сам, Мухаммед). Но и эти пророки, и особенно их последователи впали в заблуждение, исказили учение, которое и должен поправить теперь Мухаммед. В результате этого богословского компромисса был оправдан наступательно-оборонительный союз, который заключает Мухаммед с иудеями и язычниками с целью покорить Мекку.
Покорение Мекки заняло не много времени — уже в 630 году Мухаммед приходит в этот город с войском, не сделав ни единого выстрела. Все население добровольно переходит в ислам, племенных идолов сокрушают, но святые места остаются. Мухаммед к этому времени так уверовал в силу своего учения и неотвратимость политических побед, что в 631 году рассылает по всем известным ему странам призыв к правителям покориться ему и принять ислам. Реакция на это послание была различной: кто промолчал, а кто и прислал богатые дары властителю новой державы. К году смерти Мухаммеда (632 г.) исламское государство представляло собой грозную силу, активно ведущую экспансию своих владений. Но после смерти пророка в стане его сторонников сразу начались распри — слишком большое и богатое наследство он после себя оставил. В результате политической борьбы и религиозных споров в мусульманстве наметилось и развилось несколько направлений.
Главными направлениями ислама считаются суннизм и шиизм. Отличие между этими двумя ветвями, которое лежит на поверхности, определяется тем, что шиизм не признает Сунну — "священное предание" (сборник рассказов с жизни и деятельности Мухаммеда). На самом деле «шиизм» признает Сунну, но только основанную на рассказах членов семьи Мухаммеда, тогда как суннизм признает и свидетельства сподвижников пророка. Кроме Сунны, шииты имеют и свое священное предание — ахбар. В шиизме сильноразвит культ святых мучеников, среди которых особым почитанием пользуется второй сын халифа Али — Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и установить на земле царство божье. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допускают иносказательное толкование текста этой книги. Местом паломничества шиитов являются иракские города Эннадясаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын Хусейн.
В шиизме также существуют свои направления: зендиты, исмаилиты, карматы, друзы, нусайриты. Суннизм не дал большого числа сект, но зато он подразделяется на четыре богословско-юридических толка. Все они считаются достаточно правоверными, и каждый мусульманин может принадлежать к любому из них, по своему усмотрению. Толки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания. Хенбалитский толк объединяет наиболее фанатичную часть верующих. В недрах хенбалитского толка сложился ваххабизм — протестантское движение в суннизме, возникшее в конце XVIII века в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. "аххабизм запрещает курить табак, пить кофе, носить белковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единообожие и резко выступая против культа святых, секта ^казалась от культа Мухаммеда. В настоящее время ваххабизм является одной из активных сил ислама и борется за полное воплощение в реальной жизни принципов мусульманства, относящихся к правовому и этическому регулированию и отраженных в Коране.