Изменения, наблюдаемые на общественном уровне, являются еще более значительными. Примером может служить возвращение в среде исламских кругов к фетвам (религиозные тексты). Сборники «фетва» превратились в бестселлеры.
В 90-е годы усилилось движение радикального ислама. Деятельность радикальных исламских организаций в Турции была ориентирована на установление в стране исламского строя, и во многом предопределялась влиянием иранского примера. Получив в эти годы широкое распространение в условиях глубоких социальных и политических проблем, сторонники радикальных исламских преобразований, развернув насилие и террор, усугубляли негативные тенденции, имевшие место в турецком обществе. Эти группы пользовались достаточно широкой иранской поддержкой и часто действовали движимые иранскими региональными политическими и стратегическими интересами. В силу того, что реакция турецких властей на террористическую деятельность исламских группировок в прошлом была относительно вялой и ограничивалась лишь временными мерами, в следствие чего лидеры этих групп и их спонсоры резко активизировались в надежде свергнуть светский демократический режим в Турции.
По началу считалось, что маргинальность сильных исламских групп в Турции, в отличие от энергичной вооруженной оппозиции в Египте или Алжире, не представляют особой опасности. Однако, в свою очередь, лидеры и спонсоры этих экстремистских организаций полагали, что насилием против светских символов турецкого государства они действительно смогут установить в стране исламскую форму правления.
Сторонники исламских реформ относительно их отношений с соседним Ираном и влияния, оказываемого на них идеями иранской революции, отмечают, что Иран следует рассматривать как пример и руководящий принцип, однако программа, стратегия и тактика исламских преобразований заложена в Коране и не исходит от конкретного исламского государства.
Стратегические цели радикальных религиозных движений должны реализовываться в три этапа. Первая стадия, называемая “таблиг” заключается в необходимости доведения до населения исламского призыва, в ходе которой следует убеждать людей принять исламскую религию, установить исламское государство и шариатское правление. Вторая стадия носит название “джамаат” и призывает к реструктурированию действующих исламских общин в соответствии с требованиями первой стадии. Третья заключительная стадия, в ходе которой объявляется “джихад”, подразумевает призыв к вооруженной борьбе для защиты исламского образа жизни.
Итак, можно сделать некоторые выводы. Ислам в современной Турции, несмотря на проводимую в начале века политику модернизации общества, по-прежнему оказывает значительное влияние на повседневную жизнь общества. Это проявляется в том, что некоторые религиозные группы и ордена поддерживают вполне светские партии; в том, что происламские партии действуют в рамках закона и пользуются демократическими средствами для достижения своих целей; а также в том, что исламские ордена и религиозные группы, в основной массе, не подрывают своими действиями принципы светского характера государства.
1. Азиз Аль-Азмех. Исламы и современности. — М., 1999.
2. Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после Второй мировой войны. Автореф… канд. полит. Наук. — М., 1999.
3. Ихсан Йылмаз. Государство, право, гражданское общество и ислам в современной Турции // Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»), http://ru.fgulen.com/index.php?option=com_content&task=view&id=2205&Itemid=16
4. Кинг М. Закон бога против закона государства: строительство исламской личности в Западной Европе. — Лондон, изд-во Grey Seal, 1995.
5. Кондокчан Р. Турция: внутренняя политика и ислам. — Ереван, 1983. 238с.
6. Мардин Ш. Религия и социальные изменения в современной Турции: дело Бадиуззамана Саида Нурси. — Элбани, изд-во StateUniversityofNewYorkPress, 1989.
7. Фадеева И. Демократия в мусульманском мире. Реальность и перспективы // Азия и Африка сегодня, 2001, №6. С. 4—10.
[1] Кинг М. Закон бога против закона государства: строительство исламской личности в Западной Европе. — Лондон, изд-во Grey Seal, 1995. С. 3.
[2] Азиз Аль-Азмех. Исламы и современности. — М., 1999. С. 9.
[3] Ихсан Йылмаз. Государство, право, гражданское общество и ислам в современной Турции // Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»), http://ru.fgulen.com/index.php?option=com_content&task=view&id=2205&Itemid=16
[4] Ихсан Йылмаз. Государство, право, гражданское общество и ислам в современной Турции // Журнал «The Muslim World» («Мусульманский мир»), http://ru.fgulen.com/index.php?option=com_content&task=view&id=2205&Itemid=16
[5] Мардин Ш. Религия и социальные изменения в современной Турции: дело Бадиуззамана Саида Нурси. — Элбани, изд-во State University of New York Press, 1989. С. 229.