Смекни!
smekni.com

Ислам: история, учения, течение (стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В.Даля

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО РЕЛИГИЕВЕДЕНИЮ

На тему: Ислам: история, учения, течение


Ислам (ар. Предание себя богу, покорность) – третья и самая молодая мировая религия. Он относится к числу наиболее распространенных религий на планете. Ислам исповедуют более миллиарда человек. Мусульманские общины имеются в более чем 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких, как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак и др. ислам объявлен государственным вероисповеданием. Численность приверженцев ислама увеличивается не только за счет прироста населения, но и за счет обретения новых последователей. В историческом плане Ислам явился результатом развития аравийского общества в период перехода от древности к Средневековью, от общинно-родового строя к классовым отношениям. В религиозном отношении его возникновение тесно связано с эволюцией религиозного сознания обитателей Аравии.

Основная часть Аравийского полуострова до появления пророка Мухаммеда была царством язычества. Аравитяне поклонялись духам предков, исповедовали астральные культы. В Аравии широко процветал фетишизм. Всепроникающий характер носило идолопоклонничество.

В религиозной жизни Аравии значительное место занимали провидцы, или прорицатели – кахины, через которых божество передавало свои решения и знамения.

В течение первых веков новой эры в религиозной ситуации в Аравии все явственнее стали прослеживаться тенденции постепенного перехода от политеизма к единобожию. Одним их важнейших показателей процесса перехода единобожию стало сооружение святилищ, имеющих не только узко территориальное значение. Особое место занимал мекканский храм Кааба. Усиление Мекки относится к ΙΙΙ в. Это было священное заповедное место, где нельзя было убивать или оскорблять, кого бы то ни было, здесь укрывались даже от кровной мести, преследований. Ежегодно в определенный месяц по лунному календарю мусульмане совершали паломничество (хадж) в Мекку.

Основатель ислама Мухаммед родился в 570г. в Мекке. Еще в ранний период проповеднической деятельности Мухаммеда определялись основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первое место следует поставить утверждение статуса Аллаха как единственного бога и признание пророческой миссии его посланника. Вместо двукратной молитвы Мухаммед предложил пятикратную которую можно совершать в любом чистом месте. Постепенно к этим обязательствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной милостыни и совершение паломничества в Мекку. Мухаммед порицал скупость, но и не приветствовал излишнюю щедрость, поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.

Что касается земли, она согласно проповеди Мухаммеда принадлежала Богу, а он давал ее кому хочет. Значительное внимание он уделял проблеме повиновения. Важное место в своих проповедях Мухаммед уделял семейным отношениям. Его усилия были направлены на укрепление индивидуальной семьи, хотя разрешена была полигамия. Все заботы по содержанию жены и детей лежали на муже, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Запрещены были кровосмесительные браки до третьего поколения кровного родства и до второго поколения молочного родства.

Положение Мекки как крупного торгового центра и занятие коммерцией большинства населения предопределило пристальное внимание пророка к коммерческой деятельности он провозгласил моральные принципы торговли, которым должны были придерживаться верующие при совершении сделок. Торговлю он объявил разрешенным и поощряемым занятием. Он призывал не обманывать, не обвешивать и торговать честно.

Одним из важнейших обычаев для арабов была кровная месть. Мухаммед осудил кровную месть и самым приемлемым в этой ситуации считал выкуп. Все установления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Аллаха откровения, легли в основу мусульманского закона – шариата.

Мухаммед скончался не оставив завещания о приемнике. На место руководителя общины претендовали сподвижники Пророка. В конечном итоге первым халифом был избран Абу Бакр (632-634) дальний родственник Мухаммеда. Он первый уверовал в Пророка, за что был назван Сиддиком (правдивейшим). Абу Бакр завещал власть близкому сподвижнику Мухаммеда Омару ибн аль Хаттабу (634-644). Третий халиф Осман ибн Аффан (644-656) был избран специальным советом (ахль аш-шура). Четвертым халифом был избран Али ибн Аби Талиб, кровный родственник Мухаммеда и муж его дочери Фатимы(656-661). Мусульманская традиция называет всех четырех халифов «праведными».

Коран – это мусульманское Писание, то есть Священное Писание последователей Ислама. Коран определённо упоминает, что Мухаммад был посланником ко всему человечеству, и что он является последним посланником, который будет послан. Таким образом, Коран – заключительное сообщение, которое отчасти заменяет, отчасти подтверждает основные положения религии Господа, предопределённой для иудеев и христиан, так же как мусульман. Для всех мусульманских общин, независимо от того, на каком языке они говорят и где они живут, Коран – их Священное Писание.

В Коране зафиксированы проповеди Мухаммеда, произнесенные в форме «божественных откровений». Согласно мусульманской традиции, Коран представляет собой «слово Божье», копию первокниги, хранимой на небесных скрижалях. Его ниспослание Мухаммеду осуществлялось посредством архангела Гавриила (Джибрила). При жизни Мухаммеда коранический текст передавался преимущественно устно. Хотя имелись записи отдельных откровений. После смерти Мухаммеда, а также из-за гибели многих его сподвижников, которые хранили в памяти пространные обрывки его проповедей, стала задача оформления разрозненных текстов в единую книгу. Первые версии Корана появились вскоре после кончины основателя ислама. Процесс канонизации Корана продолжался до 10 столетия. В течение первых двух веков ислама шло интенсивное уточнение сакрального текста, устранялись разночтения, разрабатывались традиции его рецитации.

Истинная сила Корана остаётся в устной декламации, поскольку он предназначен, чтобы читаться вслух и мелодично, но, тем не менее, аяты были записаны на доступных материалах в помощь запоминанию и сохранению, и они были собраны и упорядочены в книжной форме частно, а в более поздний период институционально. Коран не был предназначен для хронологического пересказа истории, и таким образом, Коран не должен рассматриваться как последовательный рассказ подобно книге Бытия. Арабская книга, называемая Кораном, приблизительно объёмом с Новый Завет. В большинстве изданий в нём около 600 страниц.

В отличие от иудейской Библии и Нового Завета, Коран вышел из уст одного человека, пересказавшим то, о чём его известил архангел Гавриил. С другой стороны, и иудейский, и христианский завет – собрания многих книг, которые были написаны большим количеством людей, и мнения относительно их статуса как откровения сильно отличаются.

Коран состоит из 114 глав неодинаковой длинны. Каждая глава называется сура по-арабски, а каждое предложение Корана называется аятом, литературно означающего «знамение». Подобно Библии, Коран разделен на отдельные единицы, именующиеся стихами по-русски. Эти стихи не стандартны в длине, и где каждый из них начинается, а другой заканчивается, было решено не людьми, но продиктовано Богом. Каждый из них – определённый акт выражения закрытого значения, или «знамения», обозначаемого словом аят в арабском языке. Самая короткая сура имеет десять слов, а самая длинная включает 6100 слов. Первая сура, Фатиха («Открывающая»), относительно короткая (двадцать пять слов). Начиная со второй суры, длина сур постепенно уменьшается, хотя это и не твёрдое правило. Последние шестьдесят сур занимают столько же места, сколько вторая. Некоторые из длинных аятов намного длиннее, чем самая короткая сура. Все суры, кроме одной, начинаются с бисмилляхи ар-рахман ар-рахим, «От имени Бога, Самого Милостивого, Самого Милосердного». Каждая сура имеет название, которое обычно упоминает ключевое слово внутри неё. Например, самая длинная сура, аль-Бакара, или «Корова», названа в честь истории Моисея, приказывающего иудеям заклать корову. История эта начинается словами: «А когда Муса (Моисей) сказал: «Аллах приказывает вам заколоть корову»…» (Коран 2:67)

Так как различные главы имеют различные длины, Коран был разделён учеными первого столетия после смерти Пророка на тридцать приблизительно равных частей, каждую часть называют джуз по-арабски. Это разделение Корана было сделано для людей, для запоминания или чтения его более организованным способом, и это не имеет никакого влияния на первоначальную структуру, поскольку это – простые марки сбоку страниц, обозначающих часть. В мусульманском месяце поста, рамадане, один джуз обычно читается каждую ночь, и чтение полного Корана заквершается за тридцать дней месяца.

Существует различие между Кораном и его переводом. На взгляд христиан, Библия всегда Библия, независимо от того, на каком языке она может читаться. Но перевод Корана – не слово Бога, поскольку Коран – точные арабские слова, произнесённые Богом, низведённые пророку Мухаммаду Гавриилом. Слово Бога – только арабский Коран, поскольку Бог говорит:

«Поистине, Коран Мы ниспослали на арабском языке» (Коран 12:2).

Перевод – просто объяснение значений Корана. Именно поэтому на современных русских переводах пишется: «Перевод смыслов и комментарии», ибо они стремятся только как можно ближе передать значение, как любой перевод, без воспроизведения формы Священной Книги. Переведенный текст теряет неподражаемое качество оригинала, в большой степени отличаясь от него. По этой причине, всё, что расценивается как «декламация» Корана, должно быть на арабском языке, как, например, декламации Корана в пяти ежедневных молитвах мусульман.