Рассмотрим подробнее пути возникновения отдельных государств. Афины - это пример классической формы возникновения государства, поскольку государство появилось непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Две революции, происшедшие на протяжении одного столетия и закрепленные реформами Солона (594 до н.э.) и Клисфена (509 до н.э.), привели к окончательному разрушению старого, родового устройства, существовавших форм правления, к территориальному разделению населения и образованию политической власти с ее законодательными, законосовещательными, исполнительными органами, постоянным войском, полицией и таможенной стражей, тюрьмами и другими государственными учреждениями.
Особенности создания Римского государства состояли в том, что этот процесс был ускорен борьбой плебеев с римской родовой знатью - патрициями. Плебеи были лично свободными людьми из населения покоренных территорий, но стояли вне римских родов и не являлись частью римского народа. Владея земельной собственностью, плебеи должны были платить налоги и отбывать военную службу, они были лишены права занимать какие-либо должности, не могли пользоваться и распоряжаться римскими землями. Борьба плебеев как основной революционной силы против привилегий патрициев была главным образом борьбой против древнего общественного строя, покоившегося на кровных узах. Победа плебеев в этой борьбе взорвала старую, родовую организацию и воздвигла государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи. Эти племена, имевшие к тому времени еще родовое устройство, не могли с помощью своих организаций управлять римскими провинциями, поскольку для господства над ними родовая организация не была приспособлена. Понадобился специальный аппарат принуждения и насилия. Верховный военачальник превращался в монарха, а народное достояние - в королевское имущество; органы родового строя были быстро преобразованы в государственные органы.
Итак, как бы ни был длителен процесс формирования государства, во всех случаях это объективно закономерный процесс, обусловленный, прежде всего внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, военно-политическими, культурно-историческими, этническими, психологическими, нравственно-религиозными, эколого-географическими и другими обстоятельствами.
§3. Классификация теорий происхождения государства
В мире всегда существовало множество теорий, объясняющих происхождение государства и права. Существование их вполне естественно и понятно, если иметь в виду, с одной стороны, сложность и многогранность таких явлений, как государство и право. А с другой стороны, факт, что каждая из этих теорий отражает или различные взгляды и суждения тех или иных групп, слоёв, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса происхождения государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. Поэтому существует множество классификаций теорий происхождения государства. Каждый человек, изучавший данную проблему, может выдвинуть свою классификацию по какому- либо признаку. Мы же рассмотрим классификацию по локальному и глобальному признаку, исходя из того, что каждый учёный, выдвигавший ту или иную теорию происхождения государства, изучал её, опираясь либо на какую- то определённую территорию, либо же эта теория распространялась на весь мир. И среди тех теорий, которые первоначально изучались на каких- либо определенных территориях, находились такие, который распространялись на все остальные территории. Исходя из этого, к локальным теориям происхождения государства мы отнесём: ирригационную, патриархальную, спортивную, патримониальную, диффузионную теории. А к глобальным теориям происхождения государства: теологическую, расовую, инцестную, органическую, экономическую, психологическую, договорную теории. Подробнее некоторые и этих теорий мы рассмотрим в следующей главе.
Глава II
§1. Локальные теории происхождения государства
Ирригационная теория.
Даная теория изложена в работе современного немецкого учёного К. Витфогеля (соч. «Восточный деспотизм»).
Суть теории. В Древнем Египте, где в начале на берегах Нила жили кочевые племена, люди постепенно переходили к оседлой жизни. Они приобретали трудовые навыки, научились управлять ежегодными наводнениями, распределять воды Нила на более обширные территории с помощью каналов и водоподъемных устройств. Ирригационные работы, являясь довольно сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации. Её стали осуществлять специально на то поставленные люди, способные охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, организовать выполнение работ, устранить возможные препятствия в ходе строительства. Считают, что эти «организаторы» впоследствии и стали государственными служащими. Строительство общественных сооружений также требовались в Передней Азии, Вавилонском царстве, Междуречье, Египте, Китае, Месопотамии, Индии. Поэтому эту теория также может объяснить появление государства на данных территориях.
Оценка теории. Данная теория основывается на конкретных исторических фактах. Но Витфогель не берёт во внимание то, что, вероятно, люди, обладающие от природы определёнными организационными качествами, уже были. Вполне возможно, что они были задействованы на организации других дел, допустим, регулирование процесса обработки земли, распределение продукта и т. д. Следовательно, можно предположить, что государство возникло до строительства общественных сооружений. И всё же, даже имея исключительно локальный характер, способная объяснить возникновение государства только в регионах с жарким климатом, эта теория внесла очень большой вклад в науку теории государства и права, послужив основой для разработки на базе новейших данных археологии и этнографии понятия «восточного пути» образования государства, ранее упоминавшегося в курсовой работе[9].
Данную теорию основали Платон (соч. «Государство») и Аристотель (соч. «Политика»), развил Фильмер (соч. «Патриархия»). В Китае эту теорию развивал Конфуций. В России последователем этой теории был социолог Н. К. Михайловский и видный историк М. Н. Покровский.
Суть теории. Согласно патриархальной теории, государство – это продукт разросшейся семьи. Но как образовалась такая «большая» семья? Являясь первоначальной формой организационного общения, семья затем делится, естественным образом размножается. Но поскольку в людях заложена потребность в общении, а также под влиянием экономических условий семьи, объединение преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы, союзы племён. Народности, объединены уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государственному образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создаётся власть, лишённая семейной основы. Собственно, государственная власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящая во власть государя, власть монарха.
Создатели этой теории ориентировались на страну, где они проживали, Древнюю Грецию. На каменистой земле Греции плохо вырастал хлеб, но можно было разводить мелкий скот, овец и коз, которые общипывали траву на склонах. Проживая на такой земле, поневоле надо было думать о новом источнике питания, когда народ размножился. Люди обратили своё внимание на море. Они брали от него продукты. Но самое главное – море давало возможность вступать в сношения с Египтом и Передней Азией, обмениваться продуктами с людьми, их населявшими. Было очень важно эффективно организовать своё производство и умело построить отношения с соседями по региону. Занимались этим, как мы знаем, старейшины, главы совета старейшин, затем вожди, которые, по мере увеличения населения, становились царями. Вот почему в этом регионе Земли процесс создания государства пошёл как бы по патриархальному типу, т. е. по типу разрастания кровнородственной семьи, а царь уже становился «отцом» (патриархом) всего народа. Древняя Италия по природным условиям несколько отличалась от Древней Греции. Но патриархальная теория также применима для объяснения происхождения данного государства. Эта теория также может объяснить происхождение такого государства, как: Древний Рим.
Оценка теории. Прежде всего, надо отметить, что в этой теории правильно обращается внимание на то, что такие понятия, как «семья и государство», взаимосвязаны и что связь между государством и семьёй не только долго не утрачивается после перехода в государственное состояние, но существует и поныне. Также она позволяет установить в обществе порядок, как результат подчинения «воле отца». Она поддерживает веру людей в нерушимость мира. Теория показывает один из действительно существовавших в истории общества фрагментов общественной жизни: концентрацию власти в руках вождей. Авторы этой теории уловили объективный процесс: на роль главы человеческого сообщества всегда претендует человек, аккумулирующий жизненный опыт. К недостаткам патриархальной теории можно отнести следующее: общество развивалось многовекторно и многовариантно, и поэтому объяснить образование государство во всех частях мира эта теория не в состоянии[10].