По мнению всех указанных мыслителей, люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы, позволяющий установить мир. Назовём его первичным договором или договором – объединением[27].
Гольбах, например, определял общественный договор как совокупность условий для организации и сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим образом: «Люди быстро догадывались, - писал он, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей»[28].
Люди передали часть своих прав государству, которое теперь стало иметь право издавать законы, снабжённые санкциями, а также ведать отношениями с другими государствами. Иначе они заключили договор с публичной властью. Общественный договор правящих с подвластными условно назовём вторичным договором или договором – подчинением.
Однако, утверждал А.Н. Радищев государственная власть принадлежит народу, передана им монарху, и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.
Таким образом, государство является порождением разумной воли народа. По мнению Локка общественный договор – это постоянно возобновляющийся процесс перехода из естественного состояния в правовое, которое случается с каждым гражданином по отдельности, а не одноразово всеми вместе. Вот почему, если условия общественного договора окажутся нарушенными, то люди могут его пересмотреть.
Оценка теории. Положительные моменты:
1) Её авторы отметили характерные черты, присущие человеку: страх и чувство самосохранения. Именно это толкает его к объединению, к достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, дабы чувствовать себя спокойно и уверенно. Подобное понимание одной из причин зарождения в обществе государственной власти стало крупным шагом в осознании общественной природы государства.
2) Договорная теория носит демократический характер, она исходит из того, что человек ценен сам по себе, а потому с рождения имеет права и свободы, столь важные для него, что за них он готов бороться, вплоть до свержения публичной власти, злоупотребляющей доверием со стороны народа, поверившего ей и передавшего часть своих прав.
3) Теория подточила феодальные устои. Постепенно возникло понимание того, что люди сами, а не монарх или феодал должны распоряжаться своей судьбой.
4) Она порывала с религиозным представлением о происхождении государства и государственной власти.
5) Она опиралась на общественную практику, а не носила умозрительный характер.
Недостатки теории:
1) В частности, Гоббс и Локк утверждают, что человек изначально чувствует за собой право на свободу. Но в первобытном обществе тоже был свой порядок, основой которого было коллективное сознание. В обществе появляются ещё и социальные нормы, которые оказывают умеряющее значение и нейтрализуют естественный отбор.
2) Сторонники теории рассматривают человека, независимо от окружения, но человек – существо общественное. Именно эти общественные группы и есть реальные субъекты исторического процесса.
3) Авторы указывают на то, что человеку первоначально присуще желание быть свободным. Что есть свобода? Она предполагает, что человек не только никому не подчиняется, но и никого не подчиняет себе. Так свободен ли в самом деле человек от рождения?
4) Сторонники теории представляют процесс создания государства как сознательное творение человека. Это значит, что каждый человек должен был выйти из своей социальной роли и играть одинаковую роль: роль государственных людей и организаторов.
5) Для того чтобы сознательно что-то создать, нужно иметь об этом представление. Может, помогла им в этом интуиция, а не сознание?
6) Предположим, что общественный договор людьми всё же заключен, но получается, он не носит юридического характера, так как момент его заключения государство, гарантирующего обеспечения договорённости, не существовало.
7) Сторонники теории утверждают, что государство создаётся по воле людей, то, вероятно, по их же воле может быть уничтожено. Но, государство, раз возникнув, никогда не исчезает. Оно может преобразоваться, видоизмениться. Руссо допускает насильственное свержение правителей, обосновывает право на революцию. Это всегда регресс[29].
За многие столетия и тысячелетия существования, качественных преобразований и совершенствования государства сменились не только тысячи поколений – пришли и ушли целые общественно-экономические формации со своими ведущими общественно-политическими силами, классами-протагонистами и со своими весьма неодинаковыми жизненными проблемами. Цари и короли, императоры и фараоны, диктаторы и демократы, цезари и консулы, мудрецы и проходимцы, каждый по-своему – в зависимости от существовавшей политической системы и утвердившегося политического режима – но всегда настойчиво и неизменно стремились захватить, удержать, укрепить государственную власть как важнейший решающий рычаг своего господства[30].
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства[31].
1. Алексеев С.С. Государство и право: Учеб. Пособие для вузов / С.С. Алексеев. – М. : Проспект, 2007. – 148 с.
2. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М.: Высш. Школа, 2004. – 325 с.
3. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. – М. : Зерцало, 2001. – 624 с.
4. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М. : Юристъ, 2001. – 428 с.
5. Маркс К. Сочинения / К.Маркс, Ф. Энгельс. – М: Политиздат, 1961, Т. 21. – 746 с.
6. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 1993. – №7. – с.12-20.
7. Теории происхождения государства и права [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.refbank.ru/igip/9/igip9.html.
8. Основные теории происхождения государства и права, реферат [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.erudition.ru/referat/ref/id.4025_1.html (Москва 1997).
9. Теории происхождения государства и права, курсовая работа [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.oprave.ru/Tgp/tgp-011.html.
10. Основные теории происхождения государства и права, реферат [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://mixport.ru/referat/referat/57201/ (09 ноября 2006).
[1] Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. - 1993. - №7. -с. 12.
[2] Марченко М. Н. Теория государства и права : Учебник / М.Н. Марченко. – М. : Зерцало, 2001. С. 50.
[3] Там же. с. 43.
[4] Матузов Н.И. Теория государства и права : Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М. : Юристъ, 2004. - с. 17.
[5] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М. : Высш. Школа, 2004. – с. 48.
[6] Марченко М. Н. Теория государства и права : Учебник / М.Н. Марченко. – М. : Зерцало, 2001. с. 44.
[7] Матузов Н.И. Теория государства и права : Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М. : Юристъ, 2001. - с. 16-17.
[8] Алексеев С.С. Государство и право : Учебник / С.С. Алексеев. – М. : Высш. Школа, 1993. – с.
[9] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М. : Высш. Школа, 2004. – с. 52.
[10] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М. : Высш. Школа, 2004. – с. 53-56.
[11] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права : Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М. : Высш. Школа, 2004. – с. 68-71.