Жизнь. Павел, описывая свой опыт, свидетельствует: «закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Рим.8:2.
Любовь. Тот же Павел в том же послании призывает: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу...» Рим.15:30.
Святость. «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Еф.4:30.
Передаваемые атрибуты присущи Богу и могут являться частью характера Его творения. Только Бог, наделяющий, этими атрибутами, а Божье творенье, и в частности человек, наделяемые. Важно отметить, что Новый Завет свидетельствует о Святом Духе, как о Том, Кто наделяет. Об этом говорит Павел в учении о плодах Духа: Если Дух Святой живёт в человеке, тогда, как результат этого, в нём начинают проявляться плоды Духа: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”. Гал.5:22,23. Так же: «сеющий в Дух от Духа пожнет жизнь вечную». Гал.6:8. Пётр высказывает подобную мысль, когда говорит об освещении от Святого Духа: «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам... избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию...» 1Пет.1:1,2.
Личностный аспект природы Святого Духа
Размышление о личностном аспекте Святого Духа хотелось бы начать следующей цитатой: «Является ли Святой Дух личностью или просто некоей силой или влиянием? это вопрос огромной важности. Если Святой Дух - это влияние или сила, то нам необходимо научится получать эту силу и пользоваться ею. Если Он является Божественной личностью, а мы рассматриваем Его, как безликое влияние, мы тем самым не воздаём Богу подобающую честь, любовь и поклонение. И если Он является Божественной Личностью, люди должны научиться отдаваться Ему, чтобы Он мог использовать их».[109]
Итак, является Святой Дух личностью или нет? В Новом Завете мы находим достаточно оснований, чтобы полагать, что Святой Дух является личностью. И эти основания мы видим через следующие моменты:
Личностный аспект Святого Духа показан через использование личных местоимений, употребляющихся по отношению к Нему, и через использование мужского рода в сочетании с существительным среднего рода «дух».
Лука при описании избрания Павла на служение говорит: «Когда они служили Господу и постились, Дух (… - средней род) Святой сказал: отделите Мне (- мужской род) Варнаву и Павла на дело, к которому Я призвал (…- первое лицо) их». Деян.13:2.
Евангелист Иоанн свидетельствует: «Когда же придёт Он (evkei/noj - мужской род, единственное число), Дух (to. pneu/ma - средний род, единственное число) истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя (e`autou/ - мужской род, единственное число) говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он (evkei/noj - мужской род, единственное число) прославит Меня, потому что от Моего возьмет, и будущее возвестит вам». Ин.16:13-14. В этом тексте мы находим, что местоимения «Он» (evkei/noj) и «Себя» (e`autou) не согласуются в роде с существительным Дух (to. pneu/ma). И это либо просто ошибка, которую допускает Иоанн; либо, и логичнее предположить, что Иоанн делает это умышленно, желая показать, что Дух Святой - это «не нечто среднего рода». Иоанн употребляет по отношению к Святому Духу местоимение мужского рода. Этот же мужской род употребляется и по отношению к человеку, и по отношению ко Христу, и по отношению к Богу (Отцу). И человек, и Христос, и Бог (Отец) являются личностями.
Через повествование о Святом Духе вместе с другими лицами (личностями) Святой Троицы. Мы уже встречались с тем, что в Новом Завете, когда повествуется о Святом Духе, говорится без какого либо отличия, как об Отце, так о Сыне, так и о Святом Духе. Один из примеров такого повествования мы находим у Матфея: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа...» Мф.28:19. Отец и Сын, бесспорно, являются личностями, и так как Отец и Сын - личности, то логичнее предположить, что Святой Дух тоже личность (см. Мф.3:16-17; 1Пет.1:2; 2Кор.13:13).
Через Его личные характеристики. Когда мы говорили о природе и личностном аспекте Бога, то согласились, что минимум три характеристики должны быть присущи личности: интеллект, чувства и воля. В Новом Завете мы находим, что всеми этими характеристиками обладает и Святой Дух:
- Интеллект (см.1Кор.2:11; Рим.8:27).
-Чувства (см. Рим.15:30; Еф.4:30).
- Воля (см. 1Кор.12:11).
Вдобавок к этому Святой Дух способен общаться с человеком (см. 2Кор.13:13), а общаться свойственно только личности.
Через именование Святого Духа Утешителем. Слово «Утешитель» (para,klhtoj) в Новом Завете употребляется пять раз, и из них четыре по отношению к Святому Духу (см. Ин.14:16; Ин.15:16,26; Ин.16:7). И один раз по отношению ко Христу (см. 1Ин.2:1). Незадолго до распятия Христос говорит Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Ин.14:16. Т.е. перед завершением Своего земного служения Христос обещает послать другого Утешителя вместо Себя. И так Христос - Утешитель является личностью, то и заменивший Его другой Утешитель тоже должен быть личностью.
Через действия Свято Духа
Рассмотреть действия Святого Духа, о которых повествуется в Новом Завете нам необходимо не только, потому, что они свидетельствуют в пользу личностного аспекта Святого Духа, но и потому что помогают при изучении вопроса природы Святого Духа в целом. Итак, в Новом Завете о действиях Святого Духа мы встречаем:
Участвует в плане спасения, научает и руководит человеком. Его участие в плане спасения, в научении и в руководстве человеком проявляется в следующем действиях: Святой Дух возрождает. Иисус говорил Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не может войти в царство Небесное». Ин.3:5. (см. Ин.3:8-6; ср. Тит.3:5)
Учит и напоминает: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Ин.14:26 (см. Лук.12:12).
Свидетельствует: «Утешитель... будет свидетельствовать о Мне». Ин 15:26 (см. 1Ин5:6; Рим.8:16; Евр.10:15).
Обличает: «И Он пришед обличит мир...». Ин16:8-11.
Наставляет: «Он, Дух Истины, ... наставит вас на всякую истину» Ин16:13.
Прославляет Христа: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет (говорит Христос) и возвестит вам». Ин.16:14.
Говорит: «И Дух и невеста говорят: прииди!» Отр.22:17. (см. Мф.10:20; Мрк.13:11; Деян.6:10; Деян.8:29; Деян.10:19; Деян.11:12; Деян.13:2; Деян.13:25; Деян.23:9; 1Петр.1:22; Откр.2:7,11,17,29.; Откр.3:6,13,22; Откр.14:13.).
Ходатайствует перед Богом: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Рим.8:26. (см. Рим.8:27).
Участвовал в рождении Христа: «Ангел сказал Ей (Марии) в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; по сему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Лук.1:35. (см. Мф.1:18).
Участвует в крещении человека: «Тогда вспомнил я (Петр) слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будите, крещены Духом Святым». Деян.11:16 (см. Мф.3:11; Мк.1:8;Лк.3:16; Ин.1:33).
Помазывает: «Дух Господень на мне, ибо Он помазал Меня...». Лук.4:18. (см. Деян.10:38).
Освещает человека: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала через освящение Духа и веру истине, избрал нас ко спасению...». 2Фес.2:13. (см. 1Пет.1:2,22; Рим.15:16; ср. 2Кор.3:18).
Оправдывает: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». 1Кор.6:11.
Вдохновляет проповедь: «И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы...». 1Кор.2:4.
Участвует в запечатлении: «В нем и вы (во Христе) запечатлены обетованным Святым Духом». Еф.1:13.
Знакомит со Христом: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его». Еф.1:17.
Влечёт и побуждает к проповеди Евангелия: «Павел понуждаем, был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос». Деян.15:5. (ср. Деян.20:22). И так же Святой Дух не допускает проповедовать: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их». Деян.16:6,7.
Участвовал в жертве Христа: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то коль ми паче Кровь Христа, Который Духом Святым (Духом Вечным - …) принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Евр.9:13,14.
Утверждает: «(Христос) да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке...». Еф.3:16.
Показывает: «Сим Дух Святой показывает, что ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния». Ев.9:8.
Содействует: «ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа...». Фл.1:19.
Ведет: «тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола». Мф.4:1 (см. Мк.1:121; Рим.8:14).
Святой Дух так же участвует в изгнании бесов. Евангелист Матфей записал следующий ответ Иисуса Христа фарисеям: «Если же я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас царство небесное». Мф.12:28.
Духа Святого может огорчать человеческое поведение, а именно:
Его можно искушать: «Но Петр сказал ей: что это вы согласились искушать Духа Господня?» Деян.5:9.
Ему можно солгать: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить мысль солгать Духу Святому?» Деян.5:3.
Его можно оскорблять: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления». Еф.4:30 (см. Ев.10:29).
Ему можно сопротивляться: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Деян.7:51.