Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви, том IV. М., Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. 1994.
В начале было Слово... основы вероучения христиан - Адвентистов Седьмого Дня. Заокский, Источник жизни. 1993.
Валленкампф А.В. Обновленные Святым Духом. Церковь христиан А.С.Д. 1996.
Василий Великий. Творения. М., Издательство «Паломник». 1993.
Геце Б. Библейский словарь. Сарань, Издание пастора Б. Геце. 1997.
Григорий Богослов. Собрание творений том I. М., Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1974.
Кальвин Ж. Наставление в христианской вере, том I. Можайск, Изд. Российского Государственного Университета. 1997.
Каноны или книга правил. Монреаль, Изд. Братства преп. Иова Почаевского Русской православной зарубежной Церкви. 1974.
Картешев А.В. Вселенские соборы. М., Изд. «Республика». 1994
Конспект лекций по догматическому богословию. Колыма, Изд. Свято-Троицкого Новоголутвинского женского монастыря. 1993.
Ориген. О началах. Новосибирск, В.О. «Наука». Печатается по изданию Рига. 1936.
Писание Мужей Апостольских. Рига, Латвийское библейское общество. 1994.
Полный православный богословский энциклопедический словарь, том I. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992.
Полный православный богословский энциклопедический словарь, том II. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992.
Поснов. М.Э. История христианской церкви. Брюссель, Изд. «Жизнь с Богом». 1964.
Святой Иустин. Творения. М., Паломник. Благовест. 1995.
Синайский И. Греческо-Русский словарь, часть вторая. М., Издание книжного магазина наследников Братьев Салаевых. 1879.
Современный словарь иностранных слов. М., Русский язык. 1992.
Соколов И.Г. Богословие учения о вере и жизни христианской. М., Издание второе исправленное и дополненное, Т-во «Печатня С.П. Яковлева». 1912.
Спраул. Р.С. Тайна Святого Духа. Санкт-Петербург, Изд. «Мирт». 1997.
Тальберг Н. История христианской церкви. М., «Интер бук». 1991.
Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. Санкт-Петербург, Изд. «Логос». Христианское общество «Библия для всех». 1994.
Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия». 1989.
Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика. Санкт-Петербург, Христианское общество «Библия для всех». 1996.
Энциклопедический словарь «Христианство», том II. М., Научное издание «Большая научная энциклопедия».
[1] Современный словарь иностранных слов. М., Русский язык. 1992. с.391.
[2] Там же, с.715.
[3] Философский энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия». 1989. с.789.
[4] Писание Мужей Апостольских. Рига, Латвийское библейское общество. 1994. с.110,121,122.
[5] Энциклопедический словарь «Христианство», том II. М., Научное издание «Большая научная энциклопедия». с.656-567.
[6] Святой Иустин. Творение. М., Паломник. Благовест. 1995. с.42.
[7] Philip Schaff, History of the Cristian Church, vol.II, New York, charles scribner’s sons, 1918, 561.
[8] Philip Schaff, 562.
[9] Полный православный богословский энциклопедический словарь, том II. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992. с.2154.
[10] В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том II. М., Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. 1994. с.321.
[11] Там же.
[12] М. Э. Поснов. История христианской церкви. Брюссель, Изд. «Жизнь с Богом.» 1964. с.182
[13] Там же.
[14] Philip Schaff, 564.
[15]В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том II. с.322.
[16] Полный православный богословский энциклопедический словарь, том I. М., Изд. П.П. Сойкина. 1992, с.953.
[17] Schaff Philip, 564.
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] Полный православный богословский энциклопедический словарь, том II. с.1706-1707.
[21] М. Э. Поснов. с.192.
[22] Ориген. О началах. Новосибирск, В.О. «Наука». Печатается по изданию Рига. 1936. с.70.
[23] Там же, с.75.
[24] Там же, с.72.
[25] Там же.
[26] М. Э. Поснов. с.182 .
[27] Полный православный богословский энциклопедический словарь, том I. с.818-819 .
[28] Н. Тальберг. История христианской церкви. М., «Интербук». 1991. с.56.
[29] Энциклопедический словарь «Христианство». с.113.
[30] А. В. Картешев. Вселенские соборы. М., Изд. «Республика». 1994. с.96.
[31] Н. Тальберг. с.62.
[32] М. Э. Поснов. с.155.
[33] Там же, с.151.
[34] Н. Тальберг. с. 66
[35] В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том II. с.313
[36] Н. Тальберг. с.56
[37] Н. Тальберг. с. 65.
[38] А. В. Картешев. с.96
[39] Каноны или книга правил. Монреаль, Изд. Братства преп. Иова Почаевского Русской православной зарубежной Церкви. 1974. с.13
[40] В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том IV. М., Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. 1994. с.39-41
[41] Там же, с.88.
[42] В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том IV. с.88.
[43] Там же, с.87.
[44] Святитель Афанасий Великий. Творения, том I. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994. с.265.
[45] Святитель Афанасий Великий. Творения, том I. с.267.
[46] Полный православный богословский энциклопедический словарь, том II. с.1556 .
[47] «Домостроительство» Маркел представляет под различными образами: a) «нисхождение», b) «протяжение», в противоположность «сокращению», c) «глаголание» в противоположность безмолвию, покою до миротворения. Сотворением мира было «первым домостроительством». Воплощение, когда Логос (logoj) действительно родился и следовательно стал Сыном - это «второе домостроительство». Подробнее см. В.В. Болотов. Лекции по истории древней церкви, том IV.с.127.
[48] Первое домостроительство.
[49] Второе домостроительство.
[50] М.Э. Поснов. с. 358-360.
[51] М.Э. Поснов. с. 358-360.
[52] Омиусиане - считавшие Сына подобосущным Отцу, тем не менее вкладывая в это слово то же значение, что старо-никейцы в термин «единосущий».
[53] А.В. Картешев. с.107.
[54] Омоусиане - считавшие Сына единосущным Отцу.
[55] Григорий Богослов. Собрание творений том I. М., Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1974. с.448.
[56] Там же, с.448.
[57] Григорий Богослов. с.448.
[58] Там же.
[59] Там же, с.459.
[60] Полный энциклопедический словарь, том I. с.448-449.
[61] Василий Великий. Творения. М., Изд. «Паломник». 1993. с.127.
[62] Василий Великий. с.299-300.
[63] Там же, с.301.
[64] Афанасий Великий. Творения, том IV. М., Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994. с.477-478.
[65] Известно, что Плотин применил термин три ипостаси (treij u(postaseij) к Божеству для определения взаимоотношений Единого, Ума и Души. Более точное определение понятий)ou)sia и (upostasij дал Порфирий. В решении вопроса, какой собственно смысл соединять с терминами ou)sia и (upostasij в приложении к Божеству, - помогла философия Аристотеля своим учением о substantiaabstracta и concreta. Подробнее см. М.Э. Поснов. История Христианской церкви. с.361-362.
[66]Из символа упущен отрывок касающийся природы Сына, и является не обязательным для данного исследования.
[67] Каноны или книга правил. с.13-14.
[68] Там же, с.62.
[69]Timothy George, Theology of the Reformers, Nashville, Broaden press, 1988, 82.
[70]Milard J. Erikson, Christian Theology, Michigan, Baker book house,1985, 852.
[71] Мы умышленно не рассматриваем эпоху просвещения и рационализма, т.е. XVII- начало XX-го века по следующим причинам:
- Время, в которое протекала эта эпоха, нельзя назвать временем становления учения по вопросу природы Святого Духа.
- Эпоха просвещения и рационализма привнесла свое деструктивное воздействие не только, по вопросу природы Троицы и в частности по вопросу природы Святого Духа, но и Целом во всё христианство.
- После того, как прошла эта эпоха, христианство не изменило своего представления по вопросу природы Святого Духа, за исключением незначительных «жертв» этого периода.
[72] В начале было Слово... основы вероучения христиан - адвентистов седьмого дня. Заокский, Источник жизни. 1993. с.29,30.
[73] Там же.
[74] Wayne Grudem, Systematic Theology, Leicester, Inter-Varsity press, 1994, 158.
[75] Там же.
[76] Там же.
[77]WayneGrudem, 159.
[78] Там же, с.160.
[79] Г.К Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Санкт-Петербург, Изд. «Логос». Христианское общество «Библия для всех». 1994. с.105-106.
[80]См. книгу пророка Ионы.
[81]WayneGrudem, 165.
[82] Там же.
[83] Там же, с.168.
[84] Г.К Тиссен. с.94.
[85] Там же, с.96.
[86]WayneGrudem, 193.
[87] Там же, с.195.
[88] Там же.
[89]WayneGrudem, 197.
[90] Там же, с.198.
[91] Г.К Тиссен. с.101.