Глухой протест народных масс против феодального гнета, освященного церковью, временами выливался в движения против казенной церкви. Отсюда еще средневековые секты - ереси: стригольники (XIV-XV вв), жидовствующие (XV в). Тем же было порождено широкое движение церковного раскола середины XVII в., когда против церковной политики патриарха Никона, против исправления им богослужебных книг и других реформ выступила масса низшего духовенства и мирян. Разногласия между старообрядцами и никонианами касались не догматов, а обрядовых мелочей: старообрядцы настаивали на сложении не трех, а двух перстов для крестного знамения, пели "аллилуйя" не три, а два раза ("сугубая аллилуйя"), писали не "Иисус", а "Исус" и пр. Но за эти мелочи фанатики старообрядчества шли бесстрашно в ссылку, на казнь, на самосожжение.
Старообрядчество, однако, не осталось единым, оно тоже раскололось: более примирительно настроенные группы - богатые посадские люди, торговцы - образовали поповский толк, они имели своих священников, признавали законность царской власти; более радикальные элементы - в большинстве крестьяне - составляли беспоповские толки, они наотрез отказывались от общения с никонианами, не подчинялись государственной власти, царя считали антихристом, господствующую церковь - антихристовой, еретической. Правительство и господствующая церковь жестоко преследовали "раскольников" (старообрядцев), и те скрывались в лесах Заволжья, Севера, в Сибири. Старообрядчество было узаконено только в 1905 г.
С XVIII в. в России стали возникать секты нового типа, в которых опять-таки смутно отражалось недовольство крестьян и других слоев населения помещичьим самодержавно-полицейским и церковным гнетом. Еще в первой половине XVIII в. возникла секта "божьих людей" (христов, хлыстов, как их насмешливо называли противники), отрицавших всю официальную догматику, церковную обрядность и пр. Вместо богослужения они установили радения с экстатическими плясками; при этом на некоторых участников радений "накатывал святой дух", и они начинали исступленно пророчествовать (пережиток шаманства). Во второй половине XVIII в. от христов отделились скопцы - фанатики, требовавшие полного уничтожения греховных плотских влечений и для этого подвергавшие себя и других вступающих в секту кастрации.
Помимо этих мистических сект, возникали рационалистические: основатели их пытались истолковать христианское вероучение в духе "разума". Такими были духоборы, или духоборцы (с 50-х годов XVIII в), молокане ("духовные христиане"; с 1765), иеговисты ("ильинцы"; с середины XIX в) и ряд других. В этих сектах проявилось, с одной стороны, стихийное стремление крестьян к патриархальному общинному быту (они не признавали частной земельной собственности и пр.), с другой - смутное стремление к свободному капиталистическому развитию; но во всех случаях в сектантстве отражался глухой протест против казенно-церковной опеки, против поборов, полицейских стеснений.
С середины XIX в. в Россию начали проникать и западноевропейские (протестантские) секты: штундисты, меннониты, позже баптисты и др. Они нередко сближались с чисто русскими сектами, а чаще их вытесняли.
В течение многих веков христианская церковь во всех европейских странах была оплотом феодально-крепостнического строя. С зарождением капиталистического уклада начались попытки приспособить к нему и христианское вероучение и церковную организацию: возникли протестантские церкви и секты. Когда же капитализм окончательно победил и сломал средневековые феодальные порядки, то и католическая церковь нашла в себе достаточно гибкости, чтобы приспособиться к новому общественному строю; сейчас и католицизм и протестантизм суть надежнейшие защитники капиталистических порядков в Европе и Америке, в Африке и Австралии. о Восточной Европе ту же роль еще недавно играла православная церковь, однако поддерживавшая прежде всего монархический строй.
Но уже в XIX в., когда зародилось рабочее социалистическое движение в странах Европы и Америки, во всех христианских церквах наметились новые сдвиги. Чтобы не потерять влияния на народные массы, все более склонявшиеся к социализму, церковь, и особенно католическая, усилила пропаганду среди рабочих. Уже в 40-х годах XIX в. зародилось течение "христианского социализма" - в первую очередь во Франции (Ламене и др.), а потом в Англии, Германии и других странах. С 80-х годов XIX в. начали создаваться христианские профсоюзы (Бельгия - 1886, Франция - 1887 и т.д.). С начала XX в. они стали объединяться в международные организации (Христианский интернационал профсоюзов, 1911). Особенно сильны эти союзы в католических странах - Бельгии, Италии, Западной Германии, где сложились и мощные католические политические партии. Последние в некоторых странах (Италия, ФРГ) в послевоенные годы стали и правящими партиями, удерживая под своим влиянием очень большую часть верующих крестьян и рабочих. Есть также католические молодежные, женские, спортивные и тому подобные организации.
Церковникам приходится перевооружаться также и в своих взаимоотношениях с наукой. Огромные успехи естественных и точных наук в XIX и XX вв. ясно показали несовместимость их со старым, библейским миропониманием. И хотя среди христианских богословов и церковников и сейчас есть течение "фундаментализма" (особенно в США, где оно оформилось около 1910 г), которое твердо стоит за буквальное понимание Библии и не допускает никаких уступок науке, более дальновидные теологи уже давно начали делать попытки примирить христианскую догматику с наукой - это делается главным образом при помощи иносказательного толкования библейско-евангельских текстов. Так возник "модернизм", широко распространившийся и в католических и в протестантских богословских кругах.
Наконец, христианской церкви приходится в наши дни определять свое место и в той борьбе между лагерем империализма и лагерем мира и социализма, которая приняла сейчас обостренные формы. Поддерживая капиталистический строй, основанный на частной собственности, церковь в буржуазных странах борется доступными ей средствами против международного коммунизма. С этой целью церковники пытаются объединяться, преодолевая разногласия между вероисповеданиями. Возникло так называемое экуменическое движение - за объединение церквей: к созданному в 1948 г. Всемирному союзу церквей примкнула большая часть протестантских церковных объединений и часть православных. Католическая церковь пока не шла ни на какие соглашения с другими вероисповеданиями. Однако в последние годы, когда над миром нависла угроза термоядерной войны, и в католических кругах зародилось объединительное течение - прежде всего течение за мир и мирное сосуществование; это течение возглавил покойный папа Иоанн XXIII,а позже - его преемник Павел VI.
В СССР и других социалистических странах церковь, вначале пытавшаяся бороться с новыми порядками, постепенно примирилась с ними и сейчас поддерживает борьбу Советского правительства и правительств стран народной демократии за мир и дружбу между народами, за освобождение колониальных стран от империализма. Это не мешает, конечно, христианской идеологии оставаться реакционной силой.
1. Богораз-Тан В.Г. Христианство в свете этнографии. М. - Л., 1928
2. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные сочинения, т.I. М., 1959
3. Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. М. - Л., 1946
4. Древс А. Миф о Христе, т.1-2.М., 1924
5. Каутский К. Происхождение христианства. М. - Л., 1930
6. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973
7. Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. М., 1964
8. Крывелев И.А. Религии и церкви в современном мире. М., 1961
9. Кубланов М.М. Возникновение христианства. М., 1974
10. Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1958
11. Миловидов В.Ф. Старообрячество в прошлом и настоящем. М., 1969
12. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930
13. Никольский Н.М. Происхождение еврейских праздников и христианского культа Гомель, 1926
14. Преображенский П.Ф. Тертуллиан и Рим. М., 1926
15. Ранович А.Б. Очерки истории раннехристианской церкви. М., 1941
16. Ранович А.Б. О раннем христианстве. М., 1959
17. Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959
18. Функ Ф. История христианской церкви. М., 1911
19. Шердаков В.Н. Социально-психологический анализ христианской морали. Л., 1974
20. Штраус Д. Жизнь Иисуса, т.1-2, 1907