В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводятся:
Канонизация (причисление к лику "святых"),
Беатификация (возведение в ранг "блаженных").
Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшаемый живописными и скульптурными произведениями на религиозные темы. Главой католической Церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является - Папа Римский.
Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции бывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической церкви, принятому Ватиканским собором (1870 год)- Папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности. Если сгруппировать основные различия между католицизмом и православием, то они могут быть представлены следующим образом:
Однако на этом различия между православием и католицизмом, конечно, не кончаются. Если сравнить католические и православные храмы, то можно сразу же отметить разные ценностные подходы. Специфика православия и католицизма проявляется везде - от семейно-брачных отношений до отношения к науке и искусству.
Протестанизм(лат. Протектания - возражающий, несогласный). Применяется для обозначения одного из основных течений в христианстве, образовавшегося в ходе Реформации XVI века в Европе, как протест против идеологии и практики католической церкви и объединившего множество самостоятельных течений, церквей и сект.
Реформаторское движение XVI в. было подготовлено всем ходом развития католической церкви. Во всех слоях западного христианского общества длительно время назревало недовольство тогдашним положением, состоянием дел в церкви и клире.
Представители религиозных общин настойчиво требовали, чтобы Папа Римский отказался от светской власти, ограничившись духовной в пределах деятельности католической церкви, чтобы высшие иерархи и клир строго соблюдали в жизни нормы нравственности, чтобы были отменены индульгенции, улучшено народное религиозное образование, восстановлено благочестие в церкви и т.п. На протяжении XV в. многие прогрессивные богословы обосновывали необходимость коренных изменений в жизнедеятельности церкви. Парижский университет в это время стал центром распространения реформаторских идей. Отсюда вышли многие ученые, поборники реформ: канцлер университета Иоанн Жерсон (ректор университета Николай фон Клеманж) и др.
Отдельные ученые и религиозные деятели- Джои Виклеф в Англии, Ян Гусе в Чехии, Савонарол в Италии также протестовали против реакционных порядков в церкви. Эти разрозненные выступления подготавливали будущую Реформацию. Католическая церковь долгое время яростно защищала средневековые порядки, не желая расстаться со своим могуществом.
В начале XVI в. церковь еще обладала огромной властью, и везде, где назревал или только замышлялся протест против старых порядков, появлялись эмиссары инквизиции и, выполняя папские распоряжения, зажигали свои костры (так был сожжен на костре Ян Гусе). Однако постепенно к этому времени антицерковное движение обретало все больший размах и силу. Социальная база реформаторов была крайне пестра: главы государств, добивавшиеся политической независимости от Рима, промышленники и торговцы, страдавшие от налогового бремени и феодальной раздробленности, деятели культуры и науки, возмущенные устаревшей церковной догматикой, а также крестьяне, нещадно эксплуатируемые феодалами, среди которых церковь была одним из главных феодалов. Интересы всех недовольных переплелись в одном клубке, хотя каждый из участников движения отстаивал свои интересы, но в целом все эти силы объединяла единая цель - подорвать всемогущество церкви и облегчить свое собственное положение.
Разнохарактерность "коалиции" внесла в ее ряды определенные противоречия, которые отрицательно сказались на ходе и развитии Реформации в Европе. Ослабляли Реформацию и такие представители антицерковных сил, которые даже не помышляли о выходе из защиты католической церкви, а лишь стремились в определенной мере ограничить влияние римокатоликов на свою жизнедеятельность.
Начало активному периоду положил августинский монахМартин Лютер, ставший лидером и основателем нового религиозного течения в христианстве. Мартин Лютер родился в небогатой семье в 1483 г. Образование получил в Эрфуртском университете. Будучи ревностным католиком, он в 1505 г. вступил (послушником и монахом) в августинский монастырь в Эрфурте. В 1507 г. он стал священником, а в 1508 г. перешел на работу в Виттенбергский университет, где в 1512 г. получил степень доктора богословия и должность профессора библеистики, которую он сохранил за собой до конца жизни. В 1510 г. Мартин Лютер, побывав в Риме, убедился в распущенности обитателей папского двора и римского духовенства и получил истинное представление о мнимой "святости" служителей римской церкви.
Формальным поводом для широкого движения реформаторов послужили события 1517 г. в Германии. В этот злополучный для римокатоликов год доминиканский монах Тецель по поручению Папы Льва Х организовал в Германии широкую распродажу индульгенций на отпущение наказаний не только за совершенные грехи, но и за будущие. Лютер, наблюдая за распродажей, выступил против этого кощунства. Как священник, он отказал своим прихожанам, купившим у Тецеля индульгенции, в разрешительной молитве, объяснив, что индульгенции, хотя они и исходят, от римского Первосвященника, не избавляют грешников от наказаний. Избавить человека от наказания могут только его внутреннее сокрушение о грехах, искреннее раскаяние, решимость исправиться и обновление жизни для достижения христианских добродетелей. Индульгенция же, порождая в человеке нравственную лень и южную самонадеянность, ведет человека к духовной деградации и гибели. Между представителем папского престола Тецелем II Лютером завязалась острая борьба. Тецель угрожал Лютеру церковным отлучением за еретические речи и своим правом сжигать еретиков. Возмутившись таким поведением,
Лютер написал 95 тезисов, в которых обосновал вред для христиан индульгенций, учения о сверхдолжных делах и о чистилище. По обычаю того времени он вывесил тезисы на воротах церкви Виттенбергского замка и вызвал Тецеля на диспут. Тогда Лютер еще не помышлял о какой-либо реформе церкви. Основная идея его тезисов - для спасения грешника требуется ею внутреннее покаяние, которое нельзя купить, заменить внешней денежной жертвой. О борьбе между Лютером и доминиканцем вскоре узнали в различных городах Германии. Многие правоверные католики сочувствовали Лютеру. На его сторону стал даже саксонский курфюрст (князь, имеющий право участвовать в выборах императора) Фридрих Мудрый. Папа сначала увидел в столкновении Лютера с доминиканцем обыкновенный, хотя и неприятный для него спор представителей разных монашеских орденов.
В 1518 г. он вызвал Лютера в Рим, но Виттенбергский университет попросил разобраться с этим делом на месте. Тогда Папа поручил уладить спорный вопрос местному кардиналу Каэтану. Однако Лютер, воодушевленный успешным диспутом, решительно выступил за реформацию церкви, не идя ни на какие уступки папству. В 1520 г. он обнародовал воззвание "К императорскому величеству и христианскому рыцарству немецкой нации", в котором призывал всех отвергнуть папство и его иго. Это воззвание мгновенно разошлось по всей Германии и увеличило ряды сторонников Реформации. Латинские богословы доложили папе Льву X, что споры вокруг тезисов Лютера и его бунтарское воззрение угрожают большой опасностью церкви. В ответ Рим издал буллу об отлучении Лютера от церкви.
10 декабря 1520 года еще недавно образцовый монах публично сжег папскую буллу, отлучающую его от церкви. Это было неслыханно дерзким вызовом не только букве веры, но и власти могущественного Рима. Только заступничество светской власти спасло Лютера от смерти. В Германии его поддержали многие профессора богословия, священники, студенты, рыцари и князья. Начался раскол - формальное отделение Лютера и его последователей от римско-католической церкви. Папские легаты потеряли в Германии всякий авторитет и их критика деятельности реформаторов не находила отклика у верующих. Тем временем Лютер и его сподвижникМелаихтом беспрепятственно распространяли свои взгляды на то, какими должны быть основы нового понимания христианства. В 1521 г. Меланхтом ясно и просто изложил новое учение в специальном сочинении, в 1522 г. Лютер издал свой перевод Нового Завета. Новое учение во многом перекликалось с взглядами предшественников Реформации. Отвергая ряд католических вероучительных положений, Лютер отвергал и общехристианские положения.
За основу нововведений он взял убеждение в том, что слабый греховный человек своими силами не может достигнуть оправдания и спасения. Оправдывается же и спасается, он только лишь верой в Искупителя, которая есть дар Божий, и личным общением с ним. Лютер отверг все посредствующее в деле человеческого спасения: церковь, священную иерархию и ряд таинств.
В его концепции христианства не нашлось места и небесным посредникам - святым, их мощам и поклонение иконам. Отверг он и Священное Предание, признав только Священное Писание, которое доверил толковать каждому верующему лично. Тем самым в деле спасения Лютер поставил между Богом и человеком только личную веру в способность каждого христианина самому толковать и изъяснять Писание. Из традиционной триады "человек - церковь - Бог" он убрал церковь, как связующее звено между верующими и Абсолютом. Другой значимой фигурой в становлении и развитии протестантизма был Жан Кальвин. Он родился в 1509 г. в зажиточной буржуазной семье в г. Нойоне, на севере Франции. В четырнадцать лет отправлен учиться в город Бурж.