В 1832 г. в Филадельфии состоялся 1-й национальный съезд работников Воскресных школ, на котором присутствовали делегаты от 14 штатов и свободных территорий. В это время в Америке насчитывалось уже 600 тыс. учеников Воскресных школ. На 5-м съезде в 1872 г. (Индианаполис) присутствовало 338 делегатов из 22 штатов, 1 от свободной территории и Канады. В этот период число учеников Воскресных школ достигло 6 млн, а количество школ превысило 69 тыс. На съезде в сотрудничестве с Союзом британских воскресных школ был принят План унифицированных уроков для международного использования (InternationalUniformLessons). Весь цикл обучения был рассчитан на 6 лет, каждый год был поделен на семестры (от 13 до 15 недель). Предполагалось, что за это время ученики могли изучить наиболее важные разделы Библии. Урок состоял из чтения избранного отрывка из Библии, темы для обсуждения в зависимости от возрастной группы, отрывка для заучивания наизусть и рекомендаций для домашнего чтения. Комментарии к библейским текстам отсутствовали, и это позволяло использовать планы унифицированных уроков в школах любой конфессии.
В 1889 г. в Лондоне была создана Всемирная конвенция воскресных школ (WorldSundaySchoolConvention), 900 ее членов представляли в основном Воскресные школы Великобритании и Ирландии, США и Канады; среди 400 представителей Воскресных школ Северной Америки было 54 клирика. В 1907г. название конвенции было изменено на Всемирную ассоциацию воскресных школ (World'sSundaySchoolAssociation); в 1947г.— на Всемирный совет христианского образования (WorldCouncilofChristianEducation). Основной задачей совета, объединившего национальные советы мн. стран мира, стала организация всемирных конференций и обучения лидеров национальных союзов. В период с 1889 по 1971г. в различных странах мира было проведено 15 всемирных ассамблей. На последней (Перу, 1971) было принято решение об объединении совета с Отделом образования Всемирного Совета Церквей(OfficeofEducationofWCC).
III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ.
1. XIX- нач. XXв.
Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что отдельные школы конфессионального типа появились в первой половине XVIII в., а немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX в. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX в. История Воскресных школ в России тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковноприходских школ, в которых иногда приходилось дополнительное воскресное обучение. В середине XIX в. в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственного просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились Воскресные школы в качестве самостоятельных учебных заведений. Воскресные школы учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными организациями и частными лицами. 1 марта 1859 г. 2 священника Нытвинского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность. В апреле 1859 г. в С.-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни Шпилевская давала платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно. Одни из первых Воскресных школ были организованы в Киеве — 11 и 25 октября 1859 г. по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова(он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору П.В.Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветграде. К 1 января 1861г. в С.-Петербурге существовало 20 Воскресных школ, всего же в 1862 г. действовало свыше 300 школ.
Занятия в Воскресных школах были бесплатными, преподаватели трудились безвозмездно. Ученики (главным образом рабочие и солдаты) обучались Закону Божию, грамоте, арифметике, в некоторых школах — «черчению и основным познаниям в ремеслах». Священники преподавали в Воскресных школах в дополнение к занятиям в сельских и городских начальных училищах и coвершению богослужений, поэтому положение церковных Воскресных школ было стабильным, зависело от материальных возможностей приходов.
Частные Воскресные школы были узаконены циркуляром Министерства внутренних дел 22марта 1860 г., приравнявшим их к начальным школам. В сентябре того же года Воскресные школы получили право занимать казенные здания училищ, гимназий и т. д. В период нарастания в обществе антиправительственных настроений некоторые Воскресные школы стали использоваться для пропаганды революционных идей. В 1860 г. было раскрыто Харьковско - Киевское тайное общество, в котором состояли педагоги Воскресных школ, в 1862 г. группа преподавателейи учащихся Воскресных школ в С.-Петербурге распространяла революционные воззвания. В ряде школ произвольно трактовались основы православной веры. Священник А. В. Гумилевский,открывший 2 Воскресные школы, протестовал против подобных злоупотреблений и настаивал на том, чтобы Воскресные школы были исключительно приходскими. 8 янв. 186l г. было издано императорское повеление « Онадзоре за воскресными школами и о назначении в них священников». 9 и 10 июня 1862 г. Последовали повеления о закрытии всех Воскресных школ, включая церковные, до «преобразования означенных школ на новых основаниях». Тогда же было возбуждено следствие о «воскресном движении» и создана особая комиссия.
В 1864 г. Воскресные школы были разрешены вновь. Они в числе других учебных заведений упоминались в положении «О начальных народных училищax», утвержденном 14 июля 1864 г. Воскресные школы могли открываться правительством, городскими и сельскими обществами, частными лицами, обучение проходило без различия сословий и вероисповеданий. Согласно новому положению «О начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. Воскресные школы подчинялись губернским и уездным училищным советам. В 1866 – 1867гг. Воскресные школы открылись при большинстве Духовных Семинариях, в них преподавали студенты этих семинарий (в 1884-1885 школы данного типа были преобразованы и стали называться образцовыми). 13 июня 1884 г. вышли «Правила о церковно-приходских школах», в 7-м и 8-м параграфах которых говорилось о Воскресных школах. Они открывались с разрешения епархиального архиерея и состояли в ведомстве Святейшего Синода. Таким образом, было законодательно оформлено существование 2 видов Воскресных школ: церковных и светских. Между духовным и гражданским ведомствами возникли противоречия. Министерство народного просвещения претендовало на управление всеми школами, опираясь, в частности, на положение от 11 октября 1894 г., в соответствии с которым министерство имело право разрешать народные чтения в уездных городах и селениях. Понадобилось специальное заседание Государственного совета по этому вопросу в 1900 г., чтобы за духовным ведомством была признана полная самостоятельность в деле устройства народных чтений.
Светские частные школы начали повсеместно открываться с 70-х гг. XIX в. 22 марта 1870 г. состоялось официальное открытие школы X. Д. Алчевской в Харькове. Здесь были созданы первые программы преподавания в Воскресной школе, литературно-педагогические труды «Что читать народу» и «Книга взрослых». Среди наиболее известных светских Воскресных школ - 2 школы на Шлиссельбургском тракте близ С.Петербурга (открыты в 1883), которые посещали более 700 учеников. С середины 90-х гг. наблюдался быстрый рост городских Воскресных школ, в том числе при заводах. Устраивались школы при тюрьмах, например школа Г. Е. Дубовенко при тюрьме в Боровске Калужской губернии (открыта в 1894). При Министерстве народного просвещения в 1905 г., по неполным данным, состояли 782 Воскресные школы (не считая воскресных и вечерних курсов для рабочих), в 1907-1909 гг. в С.-Петербурге, Москве, Н. Новгороде появились первые народные вечерне-воскресные средние школы. Новые «Правила об уроках и курсах для взрослых» от 20 марта 1907 г., которым подчинялись в том числе светские Воскресные школы, предоставляли свободу в выборе программ обучения. В результате многие Воскресные школы стали превращаться в рабочие клубы, которые активно использовались антиправительственными силами для революционной пропаганды.
Церковные Воскресные школы первоначально представляли собой народные чтения религиозно-нравственного характера. В дальнейшем, чтобы не отставать от светских школ, они стали включать общеобразовательные дисциплины: отечественную историю, литературу, географию, законоведение, природоведение. Святейший Синод разрабатывал для Воскресных школ специальные программы, учебники, пособия, составлялись библиотеки, принимались меры для повышения образовательного уровня учителей. 1 апреля 1902 г. принято положение «О церковных школах Ведомства православного исповедания». В документе Воскресные школы упоминаются среди начальных учебных заведений, они открывались с разрешения епархиального училищного совета. Программа обучения была составлена в объеме курса одноклассных церковноприходских школ по учебникам и руководствам, одобренным Святейшим Синодом (Закон Божий) и Министерством народного просвещения (остальные предметы), были разрешены рукодельные классы. Церковные Воскресные школы могли учреждаться не только при приходах, но и при фабриках и заводах. Школы содержались за счет «местных средств», в том числе пожертвований. Их посещали и дети и взрослые, допускалось совместное обучение мальчиков и девочек.