Смекни!
smekni.com

История развития религии (стр. 5 из 9)

Религиозные воззрения базируются на знании причинно-магической связи между вещами; полностью и строго соблюдая сложную церемониальную систему, можно управлять стихиями и богами, как своими слугами. Огненная жертва может вызвать молнию и гром, возлияние молока — дождь.

Эта иллюзорная власть над миром неизбежно приводит к полному порабощению человека. Магические представления сковывают его сознание и постепенно гасят в нем подлинно религиозную мысль. К счастью, индоарийская культура не задохнулась под гнетом магизма, а стала незаметно прокладывать себе дорогу. В ведический период эта дорога разделилась на два направления. С одной стороны, неудовлетворенное религиозное чувство обратилось к космической мистике бытия, огня, жизни. С другой стороны, выход из тупика люди начали искать через философское мышление.

Арии принесли с собой своё Священное писание. Оно называлось Веды. Имеются четыре основные Веды: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний, который считается более поздним, чем три первых). Ведические стихотворные молитвы и заклинания называются на санскрите мантрами, а поучения - сутрами. Ведическое знание передается через Веды, а так же - через написанные к ним брахманы - сборники сведений о ритуалах, правилах и обрядах.

Самый популярный бог в Ведах - Индра. Он может также считаться одним из самых архаичных (древних) богов. Ему посвящено более 250 гимнов. Возможно, он был племенным богом ариев. Имя Индра означает силу, плодородие, мужское начало. Он воплощает, прежде всего, функцию воина, неоднократно сражавшегося со своими врагами, число которых, по Ведам, очень велико. Обычно Индра имеет образ человека. Он светло-рус, мчится в колеснице или сидит на слоне. Индра предстаёт творцом солнца, неба и зари, он может сорвать диск солнца с неба или укрепить его. Он благосклонен и дружелюбен к ариям, вдохновляет певцов и поэтов.

Ведическое представление о создании мира (космогония) и его устройстве (космология), а так же учение о потустороннем мире и загробной жизни в Ведах прослеживаются очень туманно и мало разработаны. Мир был создан то ли из некой неразличимой пустоты путём сгущения, то ли из тел тысячеглазого, тысяченогого и тысячеголового первочеловека Пуруши, тело которого расчленили боги.

«Какому богу вознесу я мольбу?» — спрашивает риши. Откуда и для чего появился мир? Никто этого не знает. Быть может, человек лишь игрушка неведомых сил, и ему суждено вовеки тщетно разгадывать мировую загадку, сидя у беспредельного океана Истины...»

Великая всемирно-историческая заслуга древнеиндийских мыслителей в том, что они преодолели этот кризис и дерзнули, не останавливаясь на полдороге, вступить в храм Вечного и Безусловного, в храм Абсолюта.

Но не на этом пути суждено было обрести человечеству утраченное единение Земли и Неба. Не от языческого космизма, не от мистиков, поднявшихся до вершины Сверхбытия, шло спасение. Не здесь, в Индии, а там, на Западе, на стыке трех материков незаметно подготавливалось величайшее откровение в истории человечества.

БРАХМАНИЗМ

К началу 1 тыс. до н.э. арии жили уже полностью осёдлой жизнью, У них появились многочисленные княжества, которые нередко воевали между собой. Культ в ведической религии усложнился, в обществе значительно вырос авторитет жрецов - брахманов. В религиозной жизни произошли большие изменения: окончательно сложилась так называемая кастовая религиозно-общественная система, изменился по составу и характеру пантеон богов. Этот период в религиозной жизни индусов называется брахманизм, однако, считать его новой религией было бы неверно, так как установки ведической религии, её боги и традиции сохранились.

Важнейший элемент системы брахманизма, имеющий ключевое значение для всех направлений индийской религии и философии - теория перерождений, или сансара (блуждание, переход, круговорот).

Брахманизм - 2-я стадия (I тыс. до н.э.) формирования индийской религии - индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племён местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги - Брахма, Вишну, Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивающие лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

Существует шесть религиозно-философских школ, последователей брахманизма, они считаются классическими.

Веданта(букв. завершение, конец вед) - учение с мистическим оттенком, в котором рассматривалось соотношение брахмана и атмана (т.е. личного и безличного начала, человека и Абсолюта). Наш материальный мир, с точки зрения последователей этого учения - лишь иллюзия, а истинная реальность - это только непознаваемый и всемогущий Господь - Брахман. Мудрецы веданты горячо спорили о том, как человек может выйти из бесконечного круговорота сансары.

Muмaнca(букв. раннее исследование) - близкое к веданте учение, но призывающее в первую очередь к строгому соблюдению древних ритуалов. Ритуал для последователей миманса гораздо важнее самих богов. Цель человека не искать выхода из круга сансары, а правильно прожить жизнь на этом свете и после смерти возродиться богом. Философы мимансы внесли большой вклад в теорию познания и разработку приёмов логического мышления.

Санкхья (перечисление, размышление) - учение о двух началах мира, материальном и духовном. Материя порождает всемирную душу, которая состоит из индивидуальных душ людей. Материальный мир имеет три гуны (составные части) - сущность (равновесие, гармонию), страсть (возбуждение, активность) и тьму (тупость, инертность, невежественность). Жизнь человека - страдание, так как душа его находится во власти «гуны страсти». Человеческая душа должна очиститься от пут страстей и невежества.

Йога(соединение, запряжение) - учение о том, как можно достичь совершенства и слияния души с богом при помощи отрешения от мира, от всего преходящего и сиюминутного. В основе йоги лежат идеи аскетизма. Со временем стали возникать специфические приёмы йоги, позволяющие сосредоточиться и уйти от внешних влияний с помощью самогипноза, неподвижного нахождения в определённых позах, задержки дыхания, постоянного держания в уме абстрактных молитвенных формул. Йога предлагала 8 принципов, соблюдая которые, можно было достигнуть совершенства. Сейчас йога понимается как некий набор упражнений для оздоровления тела, хотя это всего лишь средство, а не цель данной философской системы. В современном мире существует большой интерес к древнему учению йоги, однако, как правило, оно остаётся закрытым и не до конца понятым. Чтобы полностью «включиться» в это учение, надо в полном объёме осознать и пропустить через себя таинственный и невероятно сложный мир древней индийской культуры и философии. Использование лишь внешних приёмов йоги может быть даже опасным для здоровья и психики человека.

Вайшешuка(философия различий) - учение о сущности бытия, содержащее теорию атомистического строения всего сущего из мельчайших неделимых частиц. По мнению многих исследователей, оно было близко к материализму. Философы вайшешики шли в познании мира от повседневного опыта человека. Паранормальные явления их не интересовали. В этом последователи вайшешики резко расходились с учителями йоги.

Ньяя (способ, подход, метод) - реалистическое (идущее от изучения действительности, от материального мира) учение, близкое к вайшешике. В отличие от первой, эта школа сосредоточилась на выработке правильных методов мышления, на классификации и логике.

Все эти древние школы имеют в большей степени чисто философский, нежели религиозный характер. Их создатели пытались объяснить общие закономерности существования реального окружающего мира с помощью разума и чувства, обозначить место человека в мире, определить смысл его жизни. Древнейшие философские школы подняли вечные вопросы человечества и заложили основу для будущих исканий философов всего мира. От этих школ пошли, и важнейшие направления будущей индийской религиозной мысли: с йогой был тесно связан джайнизм, с санкхьей - буддизм. Среди богов самым заметным становится Брахма - бог, творец вселенной. Собственно бога с таким именем в Ведах нет, а словом брахман означает некое начало, от которого всё в мире возникает, существует, а затем прекращает своё существование. Это скорее не бог, а некоторое философское понятие, которое со временем превращается в имя собственное.

В брахманизме сложилась стройная космогоническая теория. Согласно ей, сначала сам Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в первобытном океане. Силой своей мысли он разделяет яйцо на две части - создавая, таким образом, небо и землю. Далее он творит пять стихий: воду, огонь, воздух, землю и лёгкий не видимый эфир. Вслед за этим появляются боги, жертвоприношения, звёзды, время, горы, равнины и т.д. Брахма создаёт людей с их чувствами. Возникают противоположности: свет - тень, жара - холод и другие. Появляются женское и мужское начала, растения, животные, птицы...

Бог Брахма изображается в виде сидящего мужчины красного цвета с четырьмя туловищами и четырьмя лицами. В восьми руках Брахма держит четыре Веды, жезл, сосуд со святой водой из Ганга, цветок лотоса и жемчужное ожерелье. Передвигается он на лебеде или в колеснице, запряжённой семью гусями.

ИНДУИЗМ

В VI в. до н.э. В Индии возникла новая религия - буддизм, но старая вера сохранилась. Некоторые её элементы вошли в буддистское учение, но и приверженцев старых культов осталось немало. В конечном итого буддизм оказался вообще оказался вытесненным из Индии а старые ведические культы победили.