·Будда Гаутама для махаянистов в большей степени бог, чем учитель
мудрости и философ.
·Махаяна учит, что Будда - воплощение сверхчеловеческих сил и их оружие.
·В махаяне считается, что достичь состояния Будды может каждый человек.
·В нирвану, с точки зрения махаянистов, могут войти не только монахи, но и миряне.
·В махаяне получает развитие мифология, несколько напоминающая учение о рае и аде, что для раннего буддизма было абсолютно не свойственно.
·Община нищенствующих монахов (сангха) превратилась в махаяне в настоящую церковную организацию со множеством богатых храмов, монастырей, могущественным духовенством.
Итак, в буддизме на рубеже нашей эры постепенно сложились два главных направления: южный буддизм, основанный на школе тхеравады, и получивший более позднее название хаяна, и северный буддизм, именуемый махаяна.
С угасанием буддизма в Индии возникает и продолжает по настоящее время развиваться религиозно-социальная система хинду, которая является как бы итогом переработки предшествовавших течений и поисков. Она признает кастовую систему отношений, а в качестве главных богов выделяет Вишну и Шиву. Вишну является в образе Рамы и Кришны. Распределение ролей следующее: Брахма - созидатель всего, Вишну - хранитель, Шива - разрушитель и реконструктор одновременно. Космогоническая доктрина заключается в представлении, что индивидуальная вечная душа (Атман) стремится слиться с мировой душой (брахманом). Существует множество направлений в рамках индуизма.
Для того чтобы понять особенности тибетского варианта буддизма, носящего название ламаизм, надо немного сказать о коренных древних верованиях тибетцев. Согласно одной из легенд, прародителями тибетцев были царь обезьян и горная ведьма. Подлинное их происхождение - белое пятно в истории.
Антропологические характеристики черепов древних людей Тибета указывают на их сходство с индейцами Америки. Считают, что смешение кровей происходило и на протяжении первых тысячелетий дохристианской эры, но особенно интенсивно - в более поздний период.
Добуддийская религия Тибета была типично политеистической. Божества подразделялись на богов неба, земли и воды. Деревья рассматривались как вместилища божественного духа. Сквозь все сферы прорастает Мировое дерево.
В практической жизни большая роль принадлежала «богу дома», который требовал большого внимания, и богу очага. Культовый служитель «бонпо» проводил особый ритуал очищения, если вода нечаянно заливала огонь в очаге.
Личные боги (бог-защитник и бог-человек) располагались на плечах справа и слева как Бонпо-могильщики были магами, могли летать на бубне, заклинать, резать железо птичьим пером, предсказывать будущее. В религиозной традиции тибетцев были жертвоприношения, в том числе, и человеческие. Клятва вассалов своему королю сопровождалась убийством животных, которые производились с особой жестокостью, символизируя мучения, которые ждут изменщика клятве. Вообще, владык обожествляли как сынов неба.
Космогонические мифы повествовали о происхождении мира из космического яйца.
Чисто политические мотивы - вражда внутри бонского священства (одни поддерживали владыку - цэнпо, а другие - племенную аристократию), вынудили цэнпо обратить внимание на буддизм, укоренившийся в Северной Индии.
Вариант буддизма, получивший развитие в Тибете, включал три источника:
1. Учение мадхьямиков
2. Учение йогов
3. Тантризм
Учение мадхьямиков считает иллюзией не только внешний мир, но и само познание. Реальна только пустота, она не познается опытом, но только мистически, интуитивно.
Учение йогов допускало реальность сознания, а образы внешнего мира рассматривало как мираж, высший смысл которого познается в процессе внутреннего созерцания. Система упражнений предназначалась для совершенствования созерцательных способностей. При этом считалось, что экстатические состояния, вызываемые йогическими упражнениями, помогают сосредоточению мыслей.
Тантризм, вошедший в тибетский буддизм, содержало открытую (экзотерическую) часть, доступную большинству, и эзотерическую - тайную часть, которая была доступна только посвященным. Огромную роль в практике тантризма играли братья, магические приемы и ритуальные телодвижения.
В магическом ритуале действовала триада - телодвижение речь - произнесение заклинаний, и рассудок - концентрация внимания.
Кроме того, для приведения себя в состояние транса практиковалась фиксация взгляда на изображении магических кругов или квадратов - мандал.
Цель и смысл тибетского буддизма - слияние с космическими духами, пронизывающими пространство.
Тантрический буддизм завершает развитие буддийской теоретической мысли, продолжавшееся 1500 лет.
Христианство - одна из трёх мировых религий. Имеет три ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение 2-го лица триединого божества. Главный источник вероучения - Священное писание. Христианство возникло в 1 в. н.Э. В восточной провинции Римской империи (в Палестине) как религия угнетённых. Постепенно было приспособлено господствующими классами к своим целям; в IV в. стало государственной религией Римской империи; в средние века христианская церковь освящала феодальный строй; в XIX в., с развитием капитализма, превратилось в опору буржуазии, заняло враждебные позиции по отношению к социализму. Изменившееся соотношение сил в мире, после 2-й мировой войны, научный прогресс, привели христианскую церковь к изменению курса; оно встало на путь модернизации, догматики, культа, организации и политики.
Христианская вера рождалась и утверждалась в муках и гонениях. Первые христиане по образу самого Христа становились мучениками, претерпевали унижения и страдания. Новая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычниками и вели образ жизни, прямо противоположный заповедям Христа. Немалую роль в неприятии христианства играла, и определённая инертность человеческой мысли, нравственная неподготовленность людей к восприятию новой религии. Христианство представляло прямую угрозу для власть имущих того времени, оно являлось, как говорят культурологи, «контркультурой», которая отстаивала себя в борьбе, утверждая свою истину стойкостью духа, словом и личным примером.
Первыми распространителями христианства стали 12 апостолов, они основали христианские общины. Самые известные из апостолов - Пётр (считающийся основателем христианской церкви), Павел (бывший ярый фарисей (представители религиозно-политической секты в Древней Иудее, выражавшей интересы зажиточных слоёв населения; фарисеи отличались фанатизмом и лицемерным исполнением правил благочестия), который не был прямым учеником Христа, но, уверовав в него, очень много сделал для разъяснения в своих проповедях учения Иисуса), Андрей (распространявший христианство в разных странах, в том числе и в России, и, по версии древнерусской летописи «Повесть временных лет», основавший Киев).
В первые века христианства появились христианские святые - мученики и мученицы за веру (Вера, Надежда, Любовь, Варвара, Екатерина и др.). Культ святых людей, наделённых за справедливость и стойкость особыми выдающимися способностями - очень важен в католичестве и особенно в православии. Святые выступают в качестве заступников, посредников между людьми и Богом (протестанты отрицают культ святых).
В раннехристианской церкви постепенно сформировалось учение о семи таинствах: крещении, миропомазании (крестообразное помазание миром (специальное масло) младенцев после крещения, а так же царей при коронации), причащении (обряд принятия просвиры (белый круглый хлебец) и вина - таинство, во время которого на верующих сходит божественная благодать), покаянии, елеосвящении (чтение молитв у постели больного и помазании его тела елеем (оливковое масло); согласно православному вероучению, исцеляет недуг; католицизм рассматривает елеосвящение как благословение умирающему), которые обязательны для всех христиан, а так же браке и священстве (не обязательных). С христианской точки зрения принято различать таинство и обряд. Первое имеет божественное происхождение и связано с внутренней духовно-нравственной жизнью верующего человека. У обряда - церковное происхождение, он придуман не Богом, а людьми. Обряд направлен на жизнь и деятельность человека в реальном мире и обществе (например, обряд освящения корабля, уходящего в далёкое плавание).
Вначале христиане, гонимые властями империи, собирались для своих молитв тайно, под покровом ночи. Складывались тексты молитв и песнопений, утверждался единый порядок хода богослужения. Авторами «чинов» (т.е. текста и последовательности важнейших служб) выступали, как называют их христиане, Отцы церкви - наиболее авторитетные и заслуженные её устроители и святые. Это Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие. Они пережили доносы, гонения, странствия, но не только сохранили и укрепили веру, но и заложили основы современной христианской церкви. Отцы церкви создали чин литургии (с гр. богослужение) - главного богослужения христиан, которое у католиков называется мессой.
В IV в Н.Э. огромная Римская империя распалась на две части: западную и Восточную (Византия). Окончательное разделение произошло в 395г. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стало меняться. Из гонимой христианская церковь превратилась в наиболее авторитетную, господствующую и государственную. С этого времени христианство действительно становится основой для всей будущей европейской цивилизации.