Как мы знаем, в конце IV в. Римская империя окончательно раскололась на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (Византию, со столицей в Константинополе). Западная Римская империя просуществовала ещё около ста лет и пала под ударами варваров, а Византия пережила её почти на тысячу лет, оставаясь могущественным и независимым государством с сильной императорской властью и с глубочайшими традициями христианской культуры. На Востоке делами церкви управлял патриарх (точнее патриархи, так как константинопольский патриарх был не еди нственным в христианском мире). На Западе с V в. фактическим главой церкви становится римский епископ, к которому начинает применяться титул папа. Собственно, папами некоторых христианских епископов именовали и ранее, но окончательно этот титул закрепился за римским предстоятелем. Так как Западная империя в 476 году окончательно рухнула, римские папы превратились (не без помощи варваров) в светских правителей, управляя так называемой Папской областью и другими территориями Италии. Византийские патриархи, в отличие от пап, имели только духовную власть, хотя и занимали важнейшее место в государственной системе.
Со временем накапливались различия между восточной и западной ветвями христианской церкви, делились на сферы влияния, появилось соперничество. Противоречия между двумя ветвями прежде единой церкви продолжали обостряться вплоть до IX-X в., когда достигли наибольшей остроты. Отношения дополнительно ухудшались из-за территориальных споров. Объектом разногласий стали земли Южной Италии, Сицилии.
16 июля 1054 года произошёл окончательный разрыв, и возникли две христианские церкви: право славная и католическая.
Некоторые различия между православной и католической верой:
В католическом костеле нет иконостаса, который отделяет алтарь от той части храма, где находятся верующие, зато, как правило, множество скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган, а в православном храме звучат только человеческие голоса. В костеле сидят, а в православной церкви стоят во время богослужения. Католики крестятся всеми прямыми пальцами слева направо, а православные слева направо и сложенными тремя. Слово костел пришло к нам из польского языка, оно тождественно русскому понятию церковь. Это заимствование объясняется тем, что Польша - наиболее близкая к нам католическая страна. Однако не всякий католический храм уместно назвать костелом. К храмам Западной Европы этот термин обычно не применяется.
Католицизм - это одно из основных направлений христианской церкви. В ХVI в. от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; монархический центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма - добавление к «символу веры» (догмат Троицы) флиокве (предположения о том, что святой дух происходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и её телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром (духовенством) и мирянами; целибат (обязательное безбрачие католического духовенства).
Протестантизм (от лат. публично доказывающий) - одно из направлений христианства. Откололся от католицизма в ходе Реформации ХVI века. Объединяет множество церквей и сект (лютеранство, англиканство, кальвинизм, баптисты и др.). для протестантства характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причастию). Основной источник вероучения.
Священное писание. В XIX-XX вв. для некоторых направлений протестантизма характерно стремление «примирить» религию с наукой, дать рационалистическое толкование Библии, проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения); противоположные тенденции фундаментализм, диалектическая теология.
Православие - религия, строго следующая традиции, старине. Само русское слово «православие» подчеркивает правильность и неизменность вероучения и традиций этой ветви христианства.
Важнейший догмат православия - триединство Бога, боговоплощение, искупление, воскрешение и вознесение Христа. В православии нет обета безбрачия.
К реформированным формам христианства относились в начале ХХ века лютеранство или протестантизм, кальвинизм, англиканский вариант христианского вероисповедания, старокатолицизм. Это были наиболее крупные религиозные конфессии.
В течение ХХ века возникло множество более мелких конфесий, а также разного толка сект. Одновременно стал все более выраженным феномен возникновения тоталитарных сект и полурелигиозных (или псевдорелигиозных) организаций.
Если первые четыре конфессии все же более или менее недалеко отходили от христианского вероучения, во всяком случае, не сомневались сами в своей принадлежности к христианству, то современные нам секты зачастую даже и не ставят себе цель иметь к христианству хоть какое-то отношение.
Причиной раннего реформирования христианства являлось развитие реформистских тенденций самого католицизма. Вступив на путь собственного реформирования, римо-католичество породило своих последователей. Это было естественным итогом того отступления от норм Церковной жизни, которые были заложены ранее Апостолами, святыми отцами и учителями Церкви в первые три столетия христианства.
Неблагочестивая жизнь западного священства и самого римского папства стали основой для оправдания реформаторами своей деятельности.
Разумеется, реформаторство, отвергавшее саму Церковь, ее таинства, посты, обеты монашества, почитание святости, не могло не подрывать авторитета самого Священного писания. Это было основой лютеранства. Церковь сливалась с государством, проповедником (по сути - моралистом) становился выбранный людьми мирянин.
Чисто формально сохранялось лишь окропление водой при крещении, храмовые строения и священные изображения в них. Отвергая призвание святых и почитание икон, лютеране все же сохраняют их в своей религиозной жизни.
Оправдание одной верой составляет основу учения Лютера.
Реформаторство Кальвина идет дальше. Согласно его учению, спасение или не спасение человека предопределены свыше. Свободы выбора, данной каждому человеку как проявление высшей милости Божьей, по Кальвину, как бы не существует. Если вера дается от Бога, то верующий - уже Божий избранник, он спасен своей верой, вне зависимости от его дел.
Кальвинисты проводят свои службы не в храмах, а молитвенных комнатах, для причащения ставят обыкновенный стол.
Англиканское вероисповедание содержит элементы католицизма - некоторые литургические обряды, наличие епископов, а также лютеранства - учение о евхаристии.
В англиканском вероисповедании не признаются:
- таинства покаяния;
- миропомазания;
- брака;
- елеосвящения;
- священства.
Подчеркивается церковное главенство короля.
В вопросах вероучения английский парламент имеет решающее слово. При коронации король присягает, клянясь в неверии в таинства причащения, в пользу поклонения святым и Божьей Матери, в также подтверждает, что признание жертвенного значения литургии противно протестантскому вероучению.
Вариантом христианского вероисповедания в Англии является пуританизм, отвергающий все остатки католицизма. Пресвитеры, избираемые группой людей, управляют такими религиозными объединениями людей.
Ислам (араб., буквально - покорность). Возник в Аравии в 7в. Основатель - Мухаммед. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, юго-восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основной догмат - поклонение единому богу - аллаху и признание Мухаммеда «посланником аллаха». Основные направления синнуизм и шиизм.
Ислам, зародившись в качестве арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада («священная война» мусульман с «неверными», т.э. немусульманами). Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. Но надо учитывать, что джихад может объясняться и иносказательно, символически, как войну человека с собственным несовершенством, со своим неверием, с собственными грехами. Главной священной книгой для мусульман является Коран. Коран всемирно признан не только религиозным, но и выдающимся философским и литературно-художественным памятником древности. Если вам когда-нибудь приходилось видеть мечеть (мусульманский молитвенный дом), то вы, возможно обратили внимание на то, что она сверху донизу покрыта сложным орнаментом. Это ни что иное, как арабский текст Корана. В исламе не принято изображать людей и животных, а мечети украшаются толь орнаментом каллиграфическим текстом.
Арабы склонны к единобожию. Более того, мусульмане даже обвиняли христиан за отклонение в вере в единого Бога, ссылаясь на то, что Христос Сын Божий, а у Бога, по их мнению, не может быть сына, потому что в таком случае он уже не един!
Вероучение мусульман имеет много схожего с христианской верой, но в то же время сильно отличается от неё. Это можно объяснить едиными корнями мировых религий. Священнослужители в исламе не несут на себе никакой божественной благодати. Они являются знатоками Корана, ритуалов. Совокупность правил поведения мусульман в общественной и личной жизни называется Шариат (правильный путь). В исламском обществе существуют специальные религиозные суды шариата.