Смекни!
smekni.com

История развития свободомыслия и атеизма (стр. 1 из 5)

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)

Факультет: «Социального управления»

Специальность: «Социально-культурный сервис

и туризм»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: История и теория религии

По теме: «История развития свободомыслия и атеизма»

Выполнил: Студентка 1 курса,

5-6331/1-1 группы

Голышева А. В.

Проверил:

г. Красноярск, 2008 г.


Содержание.

Вступление с.3

1 Свободомыслие с.5

2 Зарождение атеизма с.6

2.1 Древнегреческое свободомыслие и атеизм с.6

2.2 Атеизм и свободомыслие средних веков с.7

2.3 Атеизм и свободомыслие эпохи Возрождения с.9

3 Атеизм XVII- XVIII вв. с.10

3.1 Эпоха просвещения с.10

3.2 Теоретики атеизма с.12

3.2.1 Фейербах с.12

3.2.2 Маркс с.13

3.2.3 Ницше с.14

4 Свободомыслие и атеизм в России с.15

5 Атеизм в СССР с.19

6 Атеизм в постсоветской России с.22

Заключение с.24

Литература с.26

Вступление.

Современный атеизм - и как социальный феномен и как форма поведения человека - не есть что-то однородное, монолитное. Этим понятием охватывается весь широкий круг явлений: от безразличия, равнодушия к религии, которое большей частью носит стихийный характер, т.е. не опирается на научное мировоззрение, до атеизма, как разновидности мировоззрения, когда неприятие религии предстает как продуманная сознательная позиция. Конечно, эта дифференциация уровней атеистического умонастроения и поведения носит весьма общий характер и не претендует на исчерпывающую полноту. Но суть дела не в ней, а в стоящем за ней явлении - возрастающем отходе людей от религии, явлении, которое находится в центре внимания представителей всех религий на всех континентах мира. Было бы ошибкой считать, что закат религиозности - следствие временного или частичного ослабления позиций той или иной религии. Знамение времени не кризис той или иной религии, а кризис религии вообще как социального института и как формы духовной жизни.

Развитие науки и ее проникновение в психологию широких слоев создало настоящую пропасть между языком религии и языком светской культуры. Ярко выраженная светская духовность- результат постоянного накопления знаний и формирование нового миросозерцания, происходивших на протяжении нескольких столетий и являющихся неотъемлемой составной частью прогресса современного научного познания. Развитие науки - это гораздо более сложный процесс, чем простое количественное увеличение знаний: знания, обогащающие сокровищницу науки, постоянно доказывают свою истинность; тесно переплетаясь с различными аспектами социальной жизни, они материализуются в практической деятельности людей. Благодаря этому наука и вызвала определенные изменения в психологическом настрое людей по отношению к себе самой и видоизменила их представления о природе и роли науки в обществе.

Отделение общества от религии не было, конечно, единовременным и четко фиксируемым актом, связанным с каким-то определенным событием в прошлом или настоящем. В широком социологическом и философском плане контуры освобождения различных сфер общества от влияния религии в Европе наметились уже в период средневековья, когда политическое укрепление городов привело к постепенному разделению светской и церковной власти.

Религиозные доктринеры на протяжении веков видели причину этого явления исключительно в духовном порядке, не замечая того, что именно светская жизнь в самом полном и истинном смысле этого слова порождает атеизм.

1. Свободомыслие.

Идейный конфликт между религиозным духом и в различных конкретно - исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия.Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее пределы, выливаясь в преследования и гонения инакомыслящих, вплоть до их физического уничтожения.

Но никакие преследования со стороны церкви не могли остановить процесс научного познания. Новое время несет науке новые победы, серьезно поколебавшие позиции религии: это геоцентрическая теория Коперника; биологическая теория Дарвина; прогресс научного познания человеческой психики и др.

Свободомыслие проявляется в различных формах крити­ки религии. Термин «Свободомыслие» вошёл в употребление в 18 веке с появлением трактата английского деиста А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии». В средние века, в эпоху безраздельного гос­подства религиозной идеологии, одной из форм свободомыслия была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов.

Свободомыслие - вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление дог­матов веры и отстаивающее свободу разу­ма в поисках истины.

Видными представителями свободомыслия были азербайджанский поэт и мыслитель 12 века Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 века Шота Руста­вели,русский вольнодумец 16 века Феодосии Косой. В эпоху Возрождения с позиций свободомыслия выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци,Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамскийи др.).

2.Зарождение и развитие атеизма.

Первоначальные элементы человеческого познания носили стихийно материалистический характер и не были нейтральны или равнодушны к судьбе человечества. Так или иначе, прямо или косвенно, но научное познание с самого начала обнаружило свои гуманистические тенденции. Ученые тех времен – от Демокрита до Эпикура - считались одновременно и философами, и моральными наставниками. Цель познания они усматривала в освобождении людей от страха перед богами и от боязни смерти. Философы древней Европейской цивилизации стремились внушить человеку убеждение, что природа подчинена своим законам, что она познаваема, что в ней вовсе не царствуют капризы.

2.1. Древнегреческое свободомыслие и атеизм.

Древнегреческий атеизм,возникший в связи с отрицанием греческих богов, культа и мистерий, не представляет собой единой традиции, даже принадлежащие к одному направлению Демокрит, Эпикури их римский после­дователь Лукреций,дающие немало оснований для того, чтобы считать их атеистами, связаны между собой не столько особым пониманием богов и отрицательным отношением к религиозному культу, сколько общностью атомистических представлений о при­роде. В эпоху классики и эллинизма учения атеизма возникают и исчезают на фоне постепенно разрушающейся античной мифологии, соперничества религии и культуры, знакомства с иными религиями и чужеземными культами. Значительная роль в об­мирщении религии и мифологии принадлежит поэзии, которая перевела античную мифологию на язык худо­жественной литературы и театра, смеша­ла ее с вымыслом и стала изображать жизнь богов по аналогии с жизнью людей.

Однако особенностью греческого, а затем и римского атеизма становится связь с филосо­фией; именно на этой почве «без­божие» превращается в «мировоззрение» с притязаниями на теорети­ческое обоснование и истину; здесь в общих чертах складывается тип фи­лософского неверия со всеми возмож­ными подходами, точками зрения и обоснованиями, которые, несмотря на принципиальные различия между язычеством и христианством, будут характерными и для последующей истории атеизма в Европе. При этом в Гре­ции философов, вообще отвергав­ших существование богов (т. е. ате­истов в современном смысле этого слова), было мало; об этом говорит «список атеистов», составленный автором трактата «Об учениях философов» Клитомахом.

Атеизм (от греческого отвер­гающий богов, лишенный Божества, безбожник), отрицание Бога, безбо­жие. Историческими примерами древнегреческого понимания атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смерт­ной казни за «введение других бо­гов», изгнание Анаксагора, обвинен­ного в «безбожии», бегство из Афин Аристотеля,опасавшегося быть привлеченным к суду, и другие много­численные случаи преследования за действительные или мнимые рас­хождения с узаконенным почита­нием богов. Хотя невозможно утверж­дать, что античная философия со сложившимися в ней умозрительными способами обсуждения проб­лем, в том числе касающихся богов или бога, с необходимостью вела к тео­ретическому «атеизму», тем не менее, оче­видно, что античные философские учения, несмотря на их существен­ные различия — от понимания богов как явления «космической жизни» у Демокрита, Эпикура и Лукреция до близких к моно­теизму Сократа, Платона, Аристо­теля, Плотина,скорее расшатывали традиционную религию и мифологию, чем укрепляли ее.

Однако не все античные фи­лософы выглядели в глазах совре­менников противниками народной религии, в своем большинстве они не отвергали культ — основу греческой и римской религии, и потому уже не считались «нечестивыми» и «атеистами». Блаженный Августин даже утверждал, что «муд­рецы их, так называемые философы, школы имели различные, а храмы чтили общие».

2.2. Атеизм и свободомыслие средних веков.

Для философской мысли средних вековатеизм не характерен. В эту эпоху философия рассматривалась в ка­честве «служанки богословия», и независимо от того, толковалась ли эта роль для богосло­вия и философии в положительном или отрицательном смысле, бесспор­но, что связь христианского богословия и философии исключала в теоретичес­кой области саму возможность сомне­ния в существовании Бога. Теория «двойственной истины», получив­шая известность в арабском аристотелизме и признанная лишь некоторыми из схоластов, способствовала размежеванию богословия и философии, а затем и их противопоставлению, но не вела непосред­ственно к атеизму. Еретические учения, отпадавшие от христианства и со­провождавшие его в течение всей истории, хотя в пылу борьбы иногда и назывались атеистическими, а их представители — атеистами (безбож­никами), на самом деле таковыми не являлись.