Мономах, бывший вдохновителем этой войны, придал ей характер крестового похода по образцу крестовых походов западных властелинов против мусульман Востока. Крестовая символика похода продолжала соблюдаться на всем его протяжении. Мономах был талантливым полководцем, и войско вернулось с успешной победой.
В 1113 году Мономаха[5] позвали на царство в Киев. Через несколько дней после совещания с боярами Владимир Мономах дал Руси новую "Русскую "Правду". За время своего правления (1113-1125) Владимир решил две крупных проблемы: половецкую и еврейскую, установив на Руси относительный порядок. Его сын Мстислав, будучи, подобно своему отцу, талантливым человеком, захватил Полоцк, полоцких князей выслал в Византию, а территорию княжества присоединил к русской земле.
Культура древней Руси
Основой любой древней культуры является письменность. Славянская письменность существовала задолго до появления на Руси христианства. Однако христистианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI – XII веках. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.
С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.
Великое татаро-монгольское нашествие.
После смерти Мстислава Киевская Держава стала быстро, спонтанно распадаться. Олицетворением общенационального единства оставалась русская православная церковь. С монголо-татарским нашествием в 1237 году начался новый период в ее истории[6]. Жестоко пострадав во время нашествия на Русь кочевников, претерпев их сокрушительные набеги, русская церковь все же получила некоторые льготы, прежде всего потому, что завоеватели-язычники были терпимы к любой религии. Такое положение, признанное сначала defacto, получило затем подтверждение в охранительных грамотах-ярлыках. Однако русская церковь полностью разделила историческую судьбу своего порабощенного отечества.
Смерч Батыева нашествия отбросил далеко назад Русь в ее развитии, хозяйственном и культурном. Грады и веси лежали в развалинах, десятки тысяч жителей пали под ордынскими саблями; других на арканах увели в плен, и они попали на невольничьи рынки.
Хотя, по мнению Гумилева (и есть определенный резон с ним согласиться), великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку – город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление.
Следует также отметить, что Русь явилась своеобразным буфером, принявшим на себя всю силу монголов, вследствие чего они не дошли до Европы, а остановились на самом краю ее. Когда русские земли лежали в развалинах, там, далеко на западе продолжали накапливать богатства, создавать шедевры. Когда, к примеру, в Киеве рушилась десятинная церковь[7], в Париже заканчивали возведение изумительной, воздушной Святой Капеллы на о-ве Сите, что и сейчас поражает своей красотой всех, кто увидит ее во дворе Дворца Правосудия.
В 1274 году во Владимире-на-Клязьме состоялся Церковный Собор, в котором участвовало духовенство Суздальской Руси, Великого Новгорода и Полоцка. Собор содействовал укреплению единства церковной организации.
Последствия нашествия орды и
дальнейшее развитие Руси.
К XIV веку государственного единства Руси, возглавлявшейся Киевским княжеством, уже не существовало: Киев был разорен. Борьба русских городов и прежде всего Твери, Владимира, Москвы за право великого княжения потребовала решения вопроса о новой митрополичьей резиденции. Все более мотивированным становилось стремление иметь митрополитов из своих, русских людей, которые беседовали бы с князьями «усты ко устом».
Переехав из опустошенного и незащищенного Киева сначала во Владимир, а потом в Москву (1325), митрополиты много усилий приложили для сохранения мира в государстве и подчинения всех князей единодержавному князю Московскому. Так, святой митрополит Фотий, отказав в благословении князю Юрию Дмитриевичу Звенигородскому, принудил его признать великим князем малолетнего Василия II Васильевича(1425-1462).
Москва становится столицей Руси и, с благословения митрополита Петра, духовным и каноническим центром русской церкви. Митрополит Алексий, в силу исторических обстоятельств ставший и первым государственным человеком – главой боярской думы и регентом малолетнего князя-наследника Димитрия, будущего Донского (1359-1389), сыграл выдающуюся роль в становлении Московского государства и духовно подготовил освобождение русской земли от владычества Золотой Орды.
8 сентября 1380 года в битве на Куликовом поле русские воины под предводительством князя Димитрия, названного в память об этой битве Донским, одержали историческую победу над монголо-татарами. Важнейшее значение в подготовке и осуществлении этого переломного события имела патриотическая деятельность основателя Троице-Сергиевой Лавры преподобного Сергия, игумена Радонежского (1314-1392).
Свержение монголо-татарского ига вызвало национальное и культурное возрождение Руси. В XIV-XV вв. на русский язык были переведены творения виднейших святых отцов и учителей церкви: Василия Великого, Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Дионисия Ареопагита и других. Достигло расцвета творчество замечательных иконописцев – Даниила Черного, Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева, развилось каменное церковное зодчество, самобытное искусство новгородской земли, были созданы прекрасные литературные памятники – «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», а также жития святых и духовные повести. Новый импульс получила миссионерская деятельность. Святитель Стефан, епископ Пермский, стал просветителем зырян (коми) на севере страны, для которых составил азбуку и перевел священные книги.
В середине XV века Константинопольская иерархия, изменив православию, заключила на Флорентийском соборе унию с Римом. Русская церковь, свято храня чистоту веры, отвергла ее. 15 декабря 1448 года Собор русских епископов независимо от Константинополя избрал митрополитом Московским и всея Руси епископа Рязанского и Муромского Иону (1448-1461). "И промыслу Божию угодно было благословить это решение. 1448 год является началом автокефалии[8] русской церкви. Таким образом, автокефалия является памятником благочестивой ревности русского народа о вере и верности его Православной Церкви" (Патриарх Алексий).
Вывод.
Христианскую религию, Русь выбирала вполне осознанно, сравнивая ее с другими. И, надо заметить, она сделала правильный выбор. Византия не только дала Руси определенную поддержку, но также она дала сильный толчок к развитию культуры, грамотности, живописи, зодчества. Началось строительство монастырей. Но, несмотря на все это, у нас появился своеобразный феномен двоеверия. Остался ряд языческих праздников, причем некоторые из них, например Масленица, существуют и по сей день. Элементы языческих обрядов остались в бытовой жизни, начиная от песнопений и заканчивая орнаментом на одежде. Высшее церковное духовенство играло огромную роль в жизни государства и поддержке правящих сословий.
Князья, начиная с Владимира, привлекали митрополитов и епископов к участию в государственных делах. Русские иерархи направляли свое влияние на устроение государства, укрепление центральной власти, насаждение просвещения и нравственное воспитание народа. В периоды междоусобных распрей русские иерархи выступали как миротворцы и ходатаи за цельность страны и единство народа. «Князь! Мы поставлены от Бога в Русской земле, чтобы удерживать вас от кровопролития, да не проливается кровь христианская в Русской земле», - говорил митрополит Никифор II киевскому князю Рюрику-Василию.
После нашествия на Русь татаро-монгол, естественно, произошел сильный упадок, препятствовавший дальнейшему развитию Руси. Но, к счастью, монголы были терпимы к любой религии, и церковь получила некоторые льготы.
После свержения орды, пошел сильный всплеск в области культуры, искусства и общее национальное возрождение. И наконец, в 1448 году церковь получила автокефалию, а вместе с ней и независимость от Византии.
Списокиспользуемойлитературы:
1. «Русская православная церковь», - Буевский А.С., Иванов В.В., игумен Иннокентий.
2. «История России с древнейших времен до конца XVII века», - Сахаров А.Н., Дмитриенко В.П.
3. «От Руси к России», - Гумилев Л.Н.
4. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», - Костомаров Н.И.
5. Конспект по истории.
6. Альманах был любезно предоставлен сайтом www.rus-sky.com\church_his\index.htm
[1] Здесь мы сталкиваемся с явной хронологической путаницей Нестора. Согласно Новгородской I летописи, Ольга родилась в 893 году, в Царьграде побывала в 955-м. Ей должно быть в то время уже 62 года, а Нестор уверяет, что Константин был настолько очарован Ольгой, что хотел на ней жениться. Скорее всего, поездка Ольги в Константинополь и ее крещение состоялись на 10 лет раньше, около 946 года.