Смекни!
smekni.com

История Свято-Успенского православного прихода (стр. 2 из 4)

Летом 1993 года состоялись первые богослужения в этом храме, а 28 августа того же года, в престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы правящий архиерей Омско-Тарской иерархии тогда еще архиепископ Феодосий совершил малое освещение храма, заложил камень в основание новой церкви, принял участие в торжествах по случаю столетия Шербакуля.

Сегодня прихожане вспоминают об этом событии как об одном из самых счастливых в их жизни. В этот день люди первый раз услышали «живое» пение церковного архиерейского хора которое до глубины сердец поразило их.

Вера Владимировна Шарканова - ныне участница приходского хора, свидетельствует о том, что поле первого своего освящения церковь во время богослужений всегда была переполнена. К сожалению, в церкви тогда еще не было своего певческого коллектива. Отец Иона привлекал к участию в службе всех богомольцев. Пение было не всегда стройное, но искреннее. Прихожанам приходилось переписывать от руки многие молитвы, поскольку в церкви не было не только богослужебной литературы, но и обычных молитвослов для мирян. Храм был бедный: иконы, которые составляли его убранство, были более чем скромные, приход не имел своих собственных евхаристических сосудов, а посему Божественная Литургия, главная церковная служба, не совершалась. Батюшка был сильно огорчен этим обстоятельством и неоднократно повторял, что его самая заветная мечта - это отслужить Литургию вместе со своими любимыми чадами, а это были все без исключения прихожане Свято-Успенской церкви. Люди стремились к своему сединами умудренному духовному наставнику, получали утешение и великую радость от общения с ним. Многое в жизни повидал батюшка, многое пережил, но любовь к Господу и к людям никогда не угасала.

Вот как он сам рассказывал о своем жизненном пути: «Родители мои были люди верующие и маленьким меня приводили в церковь. Затем последовали известные всем времена, когда разрушались храмы, церкви. Но я помню, что мы все равно собирались и молились. Мне было восемнадцать лет, когда я ушел воевать, был тогда, можно сказать, человеком полуверующим. То есть, в душе-то я в Бога верил, знал, что надо молиться, и молился, была у меня тогда одна-единственная молитва. Я с ней всю войну прошел. А уже после войны я, в первую очередь, ударился в науку, будучи человеком любознательным, изучал астрономию, историю, археологию. Все это было тесно связано с религией. Тогда как трактовали религию? Она - враг науки и прочее. Религиозной литературы было очень мало, а точнее сказать, совсем не было, поэтому я читал и изучал научные труды, следил за научными открытиями, да и до сих пор я интересуюсь этим и сопоставляю с библейскими событиями. Убеждаюсь, что истинная наука утверждает истинную веру. Двадцать лет я проработал в связи. Все это время я все больше утверждался в вере в Бога, всегда посещал церковь, молился. И только спустя двадцать лет я окончательно пришел в церковь. И прежде чем получить сан священника, отслужил в церкви еще двадцать лет, пел в церковных службах, затем принял монашество и постриг и только потом стал священником. После своего рукоприложения я начал служить в Омском кафедральном Кресто-воздвиженском соборе, который очень люблю».

Отец Иоанн помимо Шербакульского района также продолжал свое служение в кафедральном соборе г. Омска и в р.п. Любинском, именно поэтому богослужения совершались всего один раз в две недели. Большую помощь во время богослужений отцу Ионе оказывал его сын диакон (а ныне уже священник) отец Павел. Оба священнослужителя во время своего нахождения в Шербакуле испытывали бытовую неустроенность: у них не было своей квартиры, и ночь между службами они проводили прямо в церкви. Там находилась небольшая комната с кроватью, где отдыхал батюшка Иона. Отцу же Павлу приходилось ночевать на скамейке.

Один из самых частых церковных обрядов, которые совершал отец Иона, было таинство крещения. Иногда из-за большого количества людей, которые хотели окреститься, продолжительность таинства затягивалась на несколько часов.

Батюшка также совершал по просьбам людей и другие требы: освящение домов, хозяйственных построек, машин; таинства исповеди, соборования, венчания. Юрий Пантелеевич Белоусов, который первым в Шербакуле женил своего сына церковным обрядом, вспоминает: «Людей на венчании моего сына было очень много; некоторых из них мы даже не приглашали - все они пришли только с той целью, чтобы посмотреть на удивительно красивое таинство церковного брака».

Свою деятельность в Шербакуле отец Иоанн считал миссионерской. Он говорил, что если найдется для Свято-Успенской церкви постоянный священник, то он рекомендует его, а сам покинет приход.

В мае 1995 года владыка Феодосий за Божественной литургией в Свято-Никольском Казачьем соборе г. Омска рукоположил в сан иерея Андрея Кортусова и направил его на постоянное место служения в Шербакуль. Он приехал сюда вместе со своей супругой Иоанной (матушкой).

Отец Андрей после того, кА принял приход от батюшки Ионы, сразу же принялся за свои святые обязанности и начал трудиться на благо церкви. Им вскоре были приобретены новые иконы и, что самое главное, евхаристические сосуды, так что появилась возможность совершать Божественную Литургию. За первой обедней причащалось большое количество прихожан. Лидия Сергеевна Скибина, которая принимала Причастие, делится своими впечатлениями от богослужения: «Я думаю что это был самый счастливы день в моей жизни. Никогда еще я не испытывала такого чувства: мне показалось, что я была как будто на крыльях. Душа моя ликовала, и было так радостно, так спокойно.

Отец Андрей упорядочил богослужения в Свято-Успенском приходе: они стали совершаться по регулярному циклу. В пятницу он всегда старался служить заупокойную вечерню; на следующий день служилось Всенощное бдение, а в воскресный день Божественная литургия, после которой по просьбам прихожан пелись различные молебны, совершались отпевания, таинство крещения. Службы также проводились и в праздничные дни.

В это же время при храме создается свой постоянный клирос (хор). В его состав входили матушка Иоанна, Науменко Е. Ю., Шарканова В. В., Макарова А. К. и Скибина Л. С. Руководство хора осуществлялось матушкой. Она разбирала службы вместе с батюшкой, проводила спевки. В этот период приобретается необходимая богослужебная литература: «Октоих», некоторые «Минеи», «Апостол», «православный богослужебный сборник», «Часослов» и др. Отец Андрей также большое внимание уделял духовному просвещению своей паствы. Им была создана Воскресная школа для взрослых, занятия в которой он проводил сам в каждую пятницу после службы. Вера Владимировна Шарканова вспоминает: «В то время несмотря на то, что мы были взрослыми, мы очень мало знали. Батюшка очень интересно рассказывал нам об основах православного вероучения, заставлял нас изучивать первоначальные истины. Перед нами открывалась вся красота Церкви Христовой.

Александр Петрович Яковлев, работник связи, тогда один из самых активных слушателей воскресной школы, считает, что уроки, которые он получил от отца Андрея, были решающими для всей его последующей жизни без Церкви.

При храме также существовала Воскресная школа и для детей, в ней преподавала матушка Иоанна. Занятия проходили в воскресные дни после службы.

По благословлению отца Андрея при приходе была создана библиотека духовной литературы. Все книги приобретались исключительно на пожертвования прихожан и пользовалась повышенным спросом. Здесь можно было найти и литературу для начинающих свою духовную жизнь, и творения святых отцов для совершенствования.

В январе 1996 года отец Андрей со своими духовными чадами совершает паломничество в Тобольск. Там они имели возможность посетить Тобольский кремль, где помимо храмов находиться резиденция правящего архиерея, духовная семинария; приложиться к мощам святого Иоанна Тобольского, Просветителя земли Сибирской. Те духовные впечатления, которые они получили от своего паломничества, не изгладились и до сего дня. ПО словам А. П. Яковлева, в трудные минуты своей жизни эти воспоминания помогают ему обрести духовное успокоение.

В 1997 году Валерий Николаевич Шарканов, тогдашний начальник районного коммунального хозяйства, в память о своем отце по благословлению батюшки поставил на местном кладбище небольшую деревянную часовню. Отец Андрей освятил ее в честь святителя и чудотворца Николая. И до сегодняшнего дня в часовне во все родительские дни служатся заупокойные молебные пения, иногда совершаются отпевания.

К сожалению, отец Андрей с матушкой, так же, как и отец Иона, испытывали бытовую неустроенность. Жили они в церкви, где оборудовали себе комнату. Однако это помещение было очень сырым, вследствие чего состояние здоровья матушки, и батюшки резко ухудшилось. Отец Андрей неоднократно направлял прошения владыке Феодосию с просьбой перевести его в другой приход. На Пасху 1998 года батюшка последний раз отслужил службу в Шербакуле, после чего покинул приход.

Можно сказать, что для прихожан наступило время испытаний. Вера Семеновна Царенко говорит о том, что в то время все почувствовали себя осиротевшими. «Мы были как будто большое стадо без пастыря. Но, слава Богу, мы все равно приходили в храм на молитву. Читались различные акафисты ко Господу, Его Пречистой Матери, угодникам Божиим. Все молились о том, чтобы Господь ниспослал нам нового батюшку».

В это время избирается новый Приходской Совет, председателем которого становиться В. С. Царенко. Вскоре принимается решение обратиться к правящему архиерею Омско-Тарской епархии митрополиту Феодосию с просьбой о выделении нового священника. В. С. Цареко: «Мы решили отдать наше прошение владыке лично в руки. С этой целью я, Вера Владимировна Шарканова и Лидия Сергеевна Скибина отправляемся в Ачаирский Крестовый монастырь, где обычно в субботние дни служил владыка. Это было 16 мая 1998 года. В поездке с нами участвовала также и матушка варвара, которая и представила нас владыке Феодосию. Он нас внимательно выслушал и сказал, что, к сожалению, свободных батюшек у него пока нет, но он постарается нам помочь.