В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с "эллинской мудростью", с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях Ефрем нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, "выше богатства". Сочинения Е. еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана. Русский перевод творений Ефрем[13] (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий). Первое место между сочинениями Е. занимают его толкования на Св. Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви Е. занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины. Гораздо ниже по достоинству догматствование Ефрема. По умственному развитию церкви сирской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с "эллинской мудростью" он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Ефрем составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени.
Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев. Лучшую часть сочинений Ефрем составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. "Сирский пророк" (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он - истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования.
Цель работы выполнена, мы рассмотрели священство, его историю, священство в Новом и Ветхом заветах, всеобщее священство и священство иерархическое. Для этого мы обратились к хронологии, рассматривая священство с древнейших времен. Мы рассмотрели священство в Ветхом и Новом заветах, рассмотрим Таинство священства, рассмотрим труды ранних и поздних отцов церкви о священстве. Теперь можно подвести итоги.
Идеал священства в Православии зародился ещё в древние времена Ветхого Завета, когда только зарождалось Православие, появились первые священники и левиты. Далее сформировалась определенная священная каста со своей иерархией, недоступной простым мирянам. Где духовное обреклось в образ и символ.
Святой Иоанн Златоуст, стараясь дать своим слушателям понятие о величии священнослужителя, писал: «Священнослужение совершается на земле, но по чинопоследованию небесному, и весьма справедливо, ибо ни человек, ни ангел, ни архангел и ни другая какая сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил этот чин и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения… Предстоит священник, низводя не огонь, но Святого Духа». Допущение принципа зависимости и действенности священнического служения от личных свойств священнослужителя привело бы к отрицанию самих священнодействий, а в конечном итоге – и всей Церкви в целом. Без священства Церковь – как стадо без пастыря. Священство настолько важно для Православия, что на вопрос: «Когда поместная церковь является Церковью?», дается ответ: «Когда есть священник – есть и поместная церковь». Церковь утверждает, что Она может быть без храмов и монастырей, без обрядов и церковной утвари, но не без священства. Таким образом, все поместные церкви сосредоточены вокруг своего пастыря, так как он только имеет право совершать Таинства и священнодействия.
Широкое распространение христианства способствовало увеличению внешнего и внутреннего великолепия христианских храмов и пышности богослужений. Церкви начали устраиваться и украшаться с необычайной роскошью, священники блистали в богатых облачениях, подаренных церкви богатыми прихожанами. Скромные евангельские собрания верующих, имевших главной своей целью чтение Слова Божия с пением псалмов Давида и общую молитву, мало-помалу были вытеснены пышностью установленных церковью обрядов и церемоний.
1. Архимандрит Киприан Керн. Православное пастырское служение. 2008г.203с.
2. Диакон А. Кураев. Протестантам о православии. Предание. М. 2004. 261с.
3. Диакон А. Кобзарь. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. 2002г. 205с.
4. Гумелевский Филарет архиепископ. Историческое учение об отцах церкви. Изд.: Общество любителей православной литературы, Киев. 2007. 354с.
5. Пеликан Ярослав. Дух Восточного Христианства Христианская традиция. История развития вероучения. Том 2. Изд.: Культурный центр "Духовная библиотека"2007. 316с.
6. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. Искусство церкви. 2007. 382с.
7. Протопоп С. Булгаков. О православии. Предание. М. 2006. 235с.
8. Протопоп С. Слободской. Закон Божий. Предание. М. 2004. 240с.
9.Свято-Успенская Почаевская Лавра «Настольная книга священнослужителя» том VIII. 2004г.305с.
10. Сурожский А. М. Митр. Антоний. О пастырстве. Предание. М. 2006. 267с.
[1] Свято-Успенская Почаевская Лавра «Настольная книга священнослужителя» том VIII. 2003г с. 11.
[2] Иванова С.Ф. Введение в храм Слова. М.: Детская литература, 2004.с. 52.
[3] Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М.:Политическая литература,2005. с. 47.
[4]В.Соловьев. Оправдание Добра. М. 2004. С. 196
[5]Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси.М.: Политическая литература, 2007. 210 с.
[6] Г у с е в Д.В., Период христианской письменности с половины II до начала IV века. Св.Иустин, мученик и философ, Казань, 1898. с. 15-92.
[7] Иустин Философ. Апология II. // Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 359.
[8] Творения Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Т. 7. с. 129.
[9] Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 2006. С. 96–102
[10] Шмеман А.У. Исторический путь Православия. М., 2004. С. 189, 195
[11] Марченков В.Г. Начала православия. М.:Петит,2006. с.91-117.
[12] Гермоген Шиманский, Таинства и обряды. М. 2006. с. 27 - 42.
[13] «Ефрем, как проповедник». Издания сочинений Ефрема Сирина: Фосса (Рим, 1589—1597), в трёх томах. М. 2004. с. 67-109.