Игорь отличался нравственной строгостью, молчаливостью, скромностью, душевной красотой. Его не видели гневающимся или даже просто чем-нибудь недовольным. Он никого не обижал. Что касается профессии журналиста, Игорь получал приглашения сотрудничать в крупных московских газетах, но, зная о зависимости прессы от властей, отказывался. Всегда был тихим и скромным. В споры старался не вступать, говорил лишь тогда, когда спрашивали.
Никто не может сказать, откуда у Игоря появилась любовь к монастырям и к монашеству, что могло подвигнуть его к воцерковлению, где мог он приобрести глубоко христианскую культуру, которой ни в школе, ни в университете нельзя было научиться.
В 21 июля 1988 года Игорь приехал в Оптину Пустынь (до этого он уже не раз ездил работать во славу Божью в Псково-Печерский монастырь) и пробыл здесь до конца августа. Здесь он приходит к окончательному решению уйти в монастырь. Игорь едет в Москву, чтобы рассчитаться с миром.
17 октября 1988 года он прибыл в Оптину Пустынь, где он прошел путь от послушника до иеромонаха. Вот основные даты из монастырского периода жизни Игоря Рослякова (отца Василия):
29 апреля 1989 года – облачение в подрясник (стал послушником).
5 апреля 1990 года - постриг в рясофор (стал иноком) и наречение именем Василий
8 апреля 1990 года - рукоположение во иеродиакона
23 августа 1990 года - постриг о. Василия в мантию
21 ноября 1990 года – рукоположение во иеромонаха.
18 апреля 1993 года – убийство в первый день Пасхи о. Василия и двух иноков (Ферапонта и Трофима) сатанистом.
Жившим с о. Василием в монастыре людям запомнилось его немногословие, склонность к уединению, строгое даже по монастырским меркам соблюдение постов. Те, кто слышал проповеди о. Василия говорят, что он был одним из лучших проповедников Оптиной Пустыни. Носил всегда старую рясу, на которой были даже заплаты, и сам стирал ее. На ногах кирзовые сапоги (с портянками по-солдатски): это были еще его послушнические сапоги. Кто-то вспоминал: "Батюшку Василия было слышно издалека: когда он шел, то сапогами гремел"[19]. Попытки переобуть его во что-либо удобное не удавались, так до конца жизни он в этой кирзе и проходил: зимой и летом, и в монастыре и в Москве на послушании, и во время поездок в Троице-Сергиеву Лавру (он учился заочно в Московской духовной семинарии).
Духовный отец иеромонаха Василия вспоминает о нем: «Исповедовался он кратко, цельно, по существу, без оговорок, объяснения обстоятельств, которые могли что-то извинить, смягчить, то есть без всякой пощады к своему ветхому человеку. Это было продуманное слово, это, действительно было покаяние – глубоко прочувствованное сознание своей греховности. Он старался избавиться от всего, что мешало его духовной жизни».[20]
Легок был о. Василий на подъем, когда просили его приехать для исповеди и Причастия. Игумен П. вспоминает: "Однажды в два часа ночи позвонили из больницы, сказав, что умирает православный человек и надо прислать священника. Я знал, что о. Василий перегружен до предела. Но кого послать? Этот стар, тот болен... И я постучался в келлию о. Василия. Вот что меня поразило тогда: он будто ждал моего прихода, был одет и мгновенно поехал в больницу. Причастить больного не удалось, так как он уже был без сознания, но всю ночь до последней минуты рядом с ним молился о. Василий.[21]
Из дневниковых записей одного из насельников Оптиной пустыни.
Великий пост 1993 г. Страстная седмица.
В эту Страстную седмицу на о. Василия пала колоссальная нагрузка.
Апрель 16. Великий Пяток.
На утрене Великого Пятка хвалитные стихиры должен был канонаршить о. Василий. Видно было, как он в нужное время вышел из алтаря св. Никольского придела, но после чтения 9-го Евангелия (Ин. 61 зач.) была значительная пауза, о. Василий молчал. Начали канонаршить с правого клироса... «Ужасеся о сем небо и солнце лучи скры» - говорится в 1-й стихире. Потом спрашивали о. Василия, почему он молчал. – «Я не смог». В это время, видимо, о. Василии что-то пережил...
На Царских часах, утром, о. Василий читал два часа (на вопрос - будет ли он их читать, он ответил: „А как же! Это такая честь: их же цари читали!") После чтения часов говорил проповедь. На вечерне перед выносом Святой Плащаницы канонаршил. Всю седмицу о. Василий был канонархом.
Литургии не положено. На вечерне Великой Субботы, которая совершается в 14.00 в Пяток на вынос Святой Плащаницы, о. Василий говорил проповедь. Сказав проповедь, сразу же начал канонаршить, - начали петь стихиру „Тебе одеющагося...".
На утрене Великой Субботы о. Василий канонаршил.
17 апреля. Святая Литургия Великой Субботы совершается с вечерней. Отец Василий исповедовал и с исповеди приходил читать паремии. В паремии из святого пророка Исайи вместо слов „Светися, светися, Иерусалиме", он прочел: „Светися, светися, Новый Иерусалиме".
Отец Василий также читал канон Великой Субботы на пасхальной полунощнице.
Проскомидию к пасхальной Литургии совершали иеромонах Василий с иеродиаконом Нилом. Облачены они были по этому случаю в красное, все же остальные служащие были в белом. На приветствие „Христос воскресе!" о. Василий ответил: „А мы уже воскресли".
Отец Василий был записан еще на проповедь в Светлую Субботу". - Но этой проповеди он уже не говорил...
В Великую Субботу, когда освящались куличи, о. Василий исповедовал и с утра, и днем, и уже когда стемнело... „Смотрите, батюшке плохо!" - воскликнул какой-то ребенок. Все посмотрели на о. Василия. Он стоял у аналоя такой бледный, словно вот-вот упадет в обморок. Иеромонах Ф. кропил святой водой молящихся, и когда, окропив о. Василия, пошел дальше, тот окликнул его: „Покропи меня покрепче...". Батюшка окропил его уже так, что залил ему все лицо. „Ничего, ничего, - облегченно вздохнул о. Василий, - теперь уже ничего". После бессонной пасхальной ночи он, по расписанию, должен был исповедовать на средней Литургии в Скиту.
Вспоминают, что проскомидию о. Василий совершал всегда четко, разрезал Агничную просфору быстрым и точным движением. Но этой Пасхой он как-то медлил... „Ты что, о. Василий?" - спросили его. „Так тяжело, - ответил он, - будто себя закалаю...".
Совершив проскомидию, он в изнеможении присел на стул. Сказал: «Никогда так не уставал». В конце пасхальной Литургии он вышел канонаршить. «Отец Василий, вы же устали, - сказал ему регент. - Вы отдыхайте. Мы сами справимся». – «А я по послушанию», - ответил о. Василий. И вот раздался его голос: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!..».
Служба кончилась в 5 час. 10 мин. утра. Народ весело выходил из храма, многие христосовались, пели... Кто-то заметил: маленького роста иеродиакон Р. христосуется с высоким о. Василием. «Ну что, батька? - смеется иеродиакон, - Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» - отвечает тот.[22]
§2. Инок Ферапонт
О жизни убиенного инока Ферапонта известно довольно мало.
Когда о. Ферапонт пришел из мира в монастырь (а пришел он в Оптину Пустынь), он написал в канцелярии необходимую бумагу - краткую автобиографию. Этот листок бумаги из монастырского дела - едва ли не самый пространный документ, относящийся к его жизни. «Я, Пушкарев Владимир Леонидович, - писал он, - родился в 1955 году, 17 сентября, в селе Кандаурово Колыванского района Новосибирской области. Проживал и учился в Красноярском крае. Прошел воинскую службу в СА с 1975 по 1977 г., а с 1977 по 1980 г. - сверхсрочную службу. До 1982 г. работал плотником в СУ-97. Затем учеба в лесотехникуме по 1984 г. После учебы работал по специальности техник-лесовод в лесхозе Бурятской АССР на озере Байкал. С 1987 по 1990 г. проживал в г. Ростове-на-Дону. Работал дворником в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время освобожден от всех мирских дел. Мать проживает в Красноярском крае, Мотыгинский район, п. Орджоникидзе. Старшая сестра замужем, имеет двоих детей, младшая сестра учится в школе. 13. 09. 1990 г.[23]
При Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы Владимир (будущий инок Ферапонт) прожил довольно долго. Он мечтал уйти в монастырь, и в отпуск ездил по монастырям, пытаясь найти обитель «по сердцу». Однажды он сказал: «Хорошо тем людям, которые умирают мученической смертью за Христа. Вот бы и мне того удостоиться!»[24].
Летом 1990 года он, наконец, собрался ехать в Оптину. Трубящий ангел, которого он там видел на башне, как бы призывал его... «Если в Оптиной Пустыни меня не примут, - сказал он, - то уйду в горы. И больше на этой земле вы меня не увидите».
Он прошел пешком 75 километров от Калуги до Козельска и поздним вечером, почти ночью, подошел к запертым воротам обители. Сделал земной поклон, помолился, но не решился стучать. Так всю эту ночь и провел у ворот Оптиной. На рассвете его заметил бригадир паломников. После некоторых расспросов его направили на послушание в паломническую трапезную. На житье Владимир был определен в скитскую гостиницу, в общую келлию на третьем этаже. Первое время он нес послушание в паломнической трапезной на втором этаже, после пострига - в братской трапезной.
Отец Ферапонт был человеком молчаливым и мягким, любил молиться. Еще он любил читать святоотеческую литературу делать выписки из нее. Самые значимые для него он вешал на стену в своей келье. Любое послушание принимал со смирением и готовностью, уповая на промысел Божий.
§3. Инок Трофим
Оптинский инок Трофим (в миру Леонид Иванович Татарников) родился в поселке Даган Тулунского района Иркутской области 4 февраля 1954 года, в день памяти святого апостола Тимофея.
Отец его, Иван Николаевич Татарников, был местный житель, а мать, Нина Андреевна, приехала сюда вместе с родителями в 1933 году из Белоруссии, спасаясь от голода. Младенец появился на свет болезненным и кричал почти беспрерывно, думали, что он не жилец на свете... Около двух лет Нина Андреевна маялась с ним, а потом, по настоянию своей бабушки, окрестила его в православном храме, и он затих, стал здоровым и улыбчивым.