Чтобы противостоять этим и другим сходным течениям, христианская церковь выработала три принципа, позволявшие обеспечить сохранение веры в ее изначальной чистоте. Во-первых, это была доктрина апостольского преемства, согласно которой апостолы усвоили Евангелие непосредственно от Христа, а затем, перед смертью, передали его – вместе со своим вероучительным авторитетом – епископам, избранным христианами местной церкви, а эти епископы, в свою очередь, передавали его своим преемникам. В связи с этим церковь должна была определить, какие именно линии епископства восходят непосредственно к святым апостолам. В частности, епископы Римские считались прямыми преемниками апостола Петра.
Во-вторых, следовало четко определить круг писаний, в которых содержалось подлинное учение апостолов. Еще до конца 4 в. был выработан канон из 27 книг, составляющих Новый Завет. Основным критерием для включения той или иной книги в канон было авторство апостола либо лица, непосредственно связанного с одним из апостолов.
В-третьих, вставала задача дать краткую и четкую формулу, которая выражала бы сущность христианской веры, в результате чего возникли символы веры, из которых наиболее распространенным был т.н. Апостольский символ веры. Название этого символа указывало не на то, что он был сформулирован самими апостолами, а на то, что в нем было кратко выражено основное содержание апостольского учения. За исключением двух или трех стихов, включенных в него позднее, этот символ существовал уже во второй половине 2 в.
Концепция апостольского преемства епископов, новозаветный канон и Апостольский символ веры до сих пор остаются фундаментом, определяющим жизнь большинства христианских церквей.
За шесть первых веков истории христианства были достигнуты значительные успехи, позволившие христианской религии устоять перед лицом многочисленных угроз. Многие завоеватели с севера принимали христианскую веру. В начале 5 в. Ирландия, до 9 в. остававшаяся за пределами Римской империи и не подвергшаяся нашествиям иноземцев, превратилась в один из главных центров христианства, и ирландские миссионеры отправились в Британию и в континентальную Европу. Еще до начала 6 в. некоторые германские племена, обосновавшиеся в бывших пределах империи, приняли христианство. В 6–7 вв. были обращены англы и саксы, вторгшиеся в Британию. В конце 7 и в 8 вв. большая часть территории современных Нидерландов и долины Рейна становится христианской. Еще до конца 10 в. началась христианизация скандинавских народов, славян Центральной Европы, болгар, Киевской Руси, а позднее венгров. До того, как арабское завоевание принесло с собой ислам, христианство успело распространиться среди некоторых народов Центральной Азии, а также исповедовалось небольшими общинами в Китае. Христианство распространилось также вверх по течению Нила, на территории, в настоящее время занимаемой Суданом.
Вместе с тем к первой половине 10 в. христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди недавно обращенных народов. После непродолжительного возрождения в эпоху Каролингской династии (8 – начало 9 вв.) монашество вновь пришло в упадок. Римское папство до такой степени ослабло и уронило свой престиж, что, казалось, его ожидает неминуемая гибель. Византия – наследница Восточной Римской империи, население которой было преимущественно греческим или грекоязычным, – устояла перед лицом арабской угрозы. Однако в 8–9 вв. восточную церковь потрясали иконоборческие споры, связанные с вопросом о допустимости почитания икон.
Со второй половины 10 в. начинается новый расцвет христианства, продолжавшийся около четырех веков. Христианство было официально принято скандинавскими народами. Христианская вера распространилась среди негерманских народов на побережье Балтийского моря и на равнинах России. На Иберийском полуострове ислам оттеснялся к югу, и, в конце концов, он удержался только на крайнем юго-востоке – в Гранаде. На Сицилии ислам удалось вытеснить полностью. Христианские миссионеры несли свою веру в Центральную Азию и Китай, жители которых были знакомы также с одной из восточных форм христианства – несторианством. Однако к востоку от Каспия и Месопотамии лишь небольшие группы населения исповедовали христианскую веру.
Особенно бурный расцвет христианство переживало на Западе. Одним из проявлений этого возрождения явилось возникновение новых монашеских движений, создавались новые монашеские ордена (цистерцианцы, а несколько позже францисканцы и доминиканцы). Великие папы-реформаторы – прежде всего Григорий VII (1073–1085) и Иннокентий III (1198–1216) – добились того, что христианство стало играть важную роль в жизни всех классов общества. В народе или в ученой среде возникали также многочисленные течения, которые церковь осуждала как еретические.
Воздвигались величественные готические соборы и обычные приходские церкви, выражающие в камне веру христиан. Теологи-схоласты трудились над тем, чтобы осмыслить христианское вероучение в терминах греческой философии, прежде всего аристотелизма. Выдающимся теологом был Фома Аквинский (1226–1274).
Новым оживлением религиозной жизни отмечен 16 в., положивший начало протестантской Реформации и католической Контрреформации, а также новой, поразительной по своим масштабам территориальной экспансии христианской религии.
Протестантская Реформация, начавшаяся в Германии в 1517 с выступления Лютера, развивалась в четырех основных формах, объединяемых признанием исключительного авторитета Библии и отрицанием авторитета и власти папы Римского. Первая – лютеранство – восходила непосредственно к Лютеру (1483–1546) и со временем стала доминировать на большей части территории Германии и в скандинавских странах. В лютеранстве особое значение придавалось принципу «оправдания только верой» и отрицались те догматы и учения Римско-католической церкви, которые рассматривались лютеранами как противоречащие Библии. Вторая форма – кальвинизм – воплотилась в реформатских и пресвитерианских церквах и своим возникновением была обязана Жану Кальвину (1509–1564). Кальвин особенно настаивал на абсолютном суверенитете Бога и принимал только те учения средневековой Католической церкви, которые, по его мнению, были ясно выражены в Библии. Кальвинизм стал основной формой протестантизма в Швейцарии, в большей части рейнской области, в Нидерландах и в Шотландии; он завоевал также сильные позиции в Венгрии, Англии и в 13 американских колониях, которые впоследствии объединились в США. Третья форма протестантизма – англиканство. Благодаря усилиям Генриха VIII, архиепископа Томаса Кранмера и Елизаветы I оно удержало гораздо больше дореформенных черт, чем другие ветви протестантизма. Наконец, четвертой формой протестантизма явились различные анабаптистские течения. Анабаптисты, отличавшиеся наибольшим радикализмом среди всех течений в протестантизме, подвергались преследованиям не только со стороны Католической церкви, но и со стороны более консервативных протестантов, что со временем привело к сокращению их численности. Однако они стали духовными родоначальниками меннонитов, баптистов и ряда других протестантских деноминаций, позднее получивших особенно большое развитие в США. Три первые ветви протестантизма развивались на фоне возникновения и развития националистических настроений и идей. Осуществляя богослужение на национальных языках, все четыре формы протестантизма в значительной степени способствовали возникновению того культурного плюрализма, который сделался неотъемлемой чертой современной западной цивилизации.
Католическая Реформация, или Контрреформация, начавшаяся в конце 15 в., была порождена необходимостью противостоять протестантизму. Контрреформация ознаменовалась возрождением старых монашеских орденов и возникновением новых. Самым крупным и значительным из новообразованных монашеских орденов стало Общество Иисуса (иезуиты), основанное Игнатием Лойолой (ок. 1491–1556). Тридентский собор (1543–1563) принял постановления, направленные на очищение Римско-католической церкви и на определение католической позиции в вопросах вероучения, относительно которых имелись разногласия с протестантами.
Современное христианское возрождение. Вопреки всем этим трудностям христианство сегодня переживает период подъема. На это указывает целый ряд бесспорных признаков.
1. Продолжается распространение христианства во всем мире. Несмотря на демографический взрыв в странах «третьего мира», последовавший в период после Первой мировой войны, число христиан, по-прежнему остающихся одним из религиозных меньшинств, значительно увеличилось по отношению к общей численности населения в Индии, Индонезии и африканских странах, расположенных к югу от Сахары.
2. Христианство явилось важным фактором самостоятельного социального и культурного развития получивших независимость народов стран «третьего мира». В частности, расширялась программа подготовки христианских священнослужителей из числа представителей коренного населения, и многие из них вошли в епископат Римско-католической церкви (или в его аналог в протестантских церквях). Когда во время Второй мировой войны из целого ряда стран были отозваны европейские миссионеры, работу по обращению населения этих стран в христианство полностью приняли на себя местные священники и епископы.