3. Христианство продолжало существовать в странах с коммунистическим режимом. В России, после периода, когда воинствующая антихристианская политика коммунистов привела к значительному сокращению численности членов церкви, христианство возродилось вновь и число верующих существенно увеличилось. В Восточной Германии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии и Югославии церкви продолжали существовать, несмотря на многочисленные трудности и притеснения. В Китае, где численность христиан никогда не превышала одного процента от общего числа населения, количество церквей сократилось более резко, а христиане подвергались более жестоким преследованиям, чем в Европе, однако христианство сохранилось и здесь.
4. Стали возникать новые течения в христианстве – наряду со старыми, которые также значительно укрепились. В католицизме о все более широком участии мирян в жизни церкви свидетельствовало возникновение Литургического движения, Католического действия, Евхаристических конгрессов, христианско-демократических партий, Легиона Девы Марии и большого числа молодежных организаций, а также осуществление новых переводов Библии на национальные языки. В Европе позиции католической церкви были особенно сильны в Ирландии, Нидерландах, Бельгии, Северной Франции, Южной Германии, Швейцарии, Северной Италии и в Польше. В энцикликах Quadragesimo anno (1931) и Mater et magistra (1961), по примеру энциклики папы Льва XIII Rerum novarum, папы Пий XI и Иоанн XXIII наметили еще целый ряд принципов, которыми католики должны были руководствоваться в меняющейся социальной и экономической ситуации. В протестантизме возникли такие новые институты, как евангелические академии и церковные съезды в Германии, «Церковь в мире» в Нидерландах, «Айона» в Шотландии и «Сигтуна» в Швеции, призванные внедрить в общество христианские идеалы. В Великобритании и США все более активно предпринимались усилия по приобщению к христианству трудящихся, далеких от церкви. Благотворительная организация «Хильфсверк» Евангелической церкви Германии, Межконфессиональный комитет помощи беженцам (CIMADE) во Франции и Всемирная церковная служба в США явились тем средством, с помощью которого протестанты стремились облегчить физические страдания жертв Второй мировой войны и последующих войн. Протестантские церкви во всеуслышание заявляли о проблемах трудящихся, межрасовых отношениях и о международных проблемах.
5. Предпринимались значительные усилия по учету основных интеллектуальных течений современности. Римско-католическая церковь накануне Первой мировой войны приложила много сил для искоренения «модернизма», который мог вредно повлиять на многих представителей духовенства. Однако эта акция не подразумевала отказа от всякой научной работы. Такие выдающиеся мыслители современности, как Жак Маритен и Этьен Жильсон, в своих трудах излагали теологическое учение Фомы Аквинского, делая его понятным и убедительным для современного человека. Габриель Марсель разрабатывал философию экзистенциализма, популярного и среди верующих, и среди неверующих. В протестантизме Карл Барт стал наиболее влиятельным теологом после Шлейермахера, завоевав признание не только у протестантов, но и у католических теологов. Барт развивал христоцентрическое учение, в соответствии с которым познание Бога возможно осуществить только через Иисуса Христа. В США Рейнхольд Нибур возглавил целую школу, которая занималась изучением проблемы отношения христианства к социальным, экономическим и межнациональным вопросам современности.
6. Христиане достигли такой степени единства, какой не знали раньше. Они по-прежнему были далеки от того, чтобы объединиться в общую церковь, но стали выступать единым фронтом перед лицом всего мира. Эта тенденция была в наибольшей степени характерна для протестантизма, который представляет собой наименее сплоченную и единую ветвь христианства. Создание региональных и национальных советов церквей и особенно – Всемирного совета церквей (1948) позволило достигнуть особенно больших успехов в этом направлении. К началу 1960-х годов во Всемирный совет церквей входило уже подавляющее большинство протестантских и Восточных церквей. Параллельно укреплялись дружеские отношения между протестантскими и католическими церковными лидерами. В 1961 вселенский (Константинопольский) патриарх предпринял важные шаги, направленные на укрепление единства и сотрудничества между Православными церквами. В 1962 по инициативе папы Иоанна XXIII был созван II Ватиканский собор, основной целью которого явилось обновление церкви перед лицом проблем, вставших в 20 в., и движение к достижению христианского единства. После завершения собора в 1965 преемник папы Иоанна, Павел VI, ревностно принялся за работу по осуществлению решений собора.
7. Христианство приобрело значительно больший моральный авторитет в нехристианском мире, чем когда-либо прежде, повлияв, в частности, на формирование идеалов Махатмы Ганди, самого авторитетного духовного лидера Индии в 20 в., а через него – на многих его соотечественников. Хотя христианство и не могло играть доминирующей роли в странах этого мира, оно тем не менее существенно влияло на идеалы и поступки людей.
Численность. По приблизительным оценкам, в 1996 в мире насчитывалось ок. 2 млрд. христиан; из них 981 млн. католиков, ок. 600 млн. протестантов и 182 млн. православных (в России 70–80 млн.). В целом численность приверженцев христианской веры превосходит численность приверженцев любой другой религии.
В Европе продолжают существовать основные ветви протестантизма, возникшие в 16 в.; их рассматривает как свою религию большинство жителей северо-западной части Европы и Великобритании. В 20 в. эти церкви были отделены от государства в Германии и Уэльсе, а еще ранее произошло отделение церкви от государства в Нидерландах. Англиканская церковь и Шотландская церковь избежали отделения от государства, а Лютеранская церковь в скандинавских странах и в Финляндии получила статус государственной. Однако даже там, где церковь отделена от государства, сохраняется почти всеобщий обычай совершать крещение и конфирмацию. Для США характерно особое многообразие христианских церквей и деноминаций. В этой стране представлены все существующие формы христианства, но наиболее крупными и многочисленными деноминациями здесь являются не лютеране, кальвинисты и англикане, как в Европе, а баптисты и методисты (также имеющие европейские корни). К последним прибавились протестантские деноминации уже чисто американского происхождения. Из восточных церквей наиболее многочисленной является Православная церковь.
После Первой мировой войны христианство столкнулось с новыми угрозами и трудностями. В традиционно христианских странах возникли силы, добившиеся осуществления революции – политической, экономической и культурной – в масштабах всей планеты. Две мировые войны затронули все народы на земле. Возникновение в 1945 ядерного оружия поставило под угрозу жизнь всех вообще людей на Земле. В Европе и Азии упразднялись старые формы управления. В обширных регионах – прежде всего в России и в Китае – на смену старому режиму пришел коммунистический режим, обычно сочетавшийся с воинствующим атеизмом. Страны одна за другой переживали промышленную революцию, которая также ставила под угрозу существование традиционной религии. И в Западной, и в Восточной Европе резко сократилось число прихожан. Колониальная система рухнула, а христианство, ассоциировавшееся у жителей бывших колоний с западным империализмом, стало рассматриваться как явление империалистической культуры. В результате в этих странах расцвели нехристианские религии – прежде всего ислам, индуизм и буддизм. Однако основной тенденцией 20 в. во всем мире становится движение к секуляризму, отвергающему всякую религию.
1. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви, тт. 1–3. М., 1994
2. Задворный В.Л. История Римских Пап. Том I. От св. Петра до св. Симплиция. М., 1995
3. Задворный В.Л. История Римских Пап. Том II. От св. Феликса II до Пелагия II. М., 1997
4. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994
5. Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991
6. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998
7. Поснов М.Э. История христианской Церкви (до разделения церквей – 1054 г.). Киев, 1991
8. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. М., 1995
9. Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998
10. Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
11. Христианство: Словарь. М., 1994
12. Шмеман А. Исторический путь Православия. М., 1993