В условиях постоянных преследований хариджиты распались на несколько групп, избравших разные линии тактического поведения. Ибадиты, или абадиты, заняли сравнительно мирные и умеренные позиции. Они отказались от вооруженной борьбы и от участия в восстаниях, что позволило им не только выжить, но в некоторые моменты Даже занимать видное место в политической системе халифата. Так, при последних Омейядах ибадиты пользовались большим влиянием в Омане и в Восточной Африке. Противоположную в сравнении с ибадитами позицию занимали азракиты. Они считали своим религиозным долгом постоянную вооруженную борьбу не только с неверными, но и с теми мусульманами, которые не разделяют хариджитских взглядов.
Азракиты карали смертью всех отпавших от харид-жизма, они даже считали богоугодным убийство любого нехариджита. Среднюю позицию между ибадитами и азракитами занимали суфриты. Они считали допустимым временное прекращение "священной войны", осуждали убийство детей неверных. Суфриты рекомендовали своим приверженцам применять в нужных случаях приемы конспирации (такыйя), скрывая от властей и от населения свою веру, что позволило этому сектантскому направлению выжить.
B ходе борьбы за халифат между Омейядами и семейством Али произошло разделение ислама на два основных его вероисповедания - суннизм и шиизм.
Еще при Али объединившиеся вокруг него приверженцы именовали себя "шиа" - группировка, фракция, партия. После того как Омейяды окончательно захватили трон, шииты не покорились, наоборот, противоречия между ними и господствующей группой с течением времени все углублялись. В их основе лежала борьба демократических элементов и феодально-аристократической верхушки халифата во главе с Омейядами. Политическим лозунгом этой борьбы было предоставление трона халифов вначале Али, а после смерти - его потомкам, что должно было означать признание наследственного династического принципа замещения трона. Разумеется, объединившиеся вокруг Али массы не были заинтересованы именно в установлении этого принципа. Нужны были идеологические основания для борьбы потив ненавистных Омейядов. И такие основания обнаруживались в том, что династия Али является непосредственным ответвлением семьи пророка, а сыновья Али - внуки Мухаммеда, поскольку рождены они Фати-мой, дочерью последнего. Кроме того, Омейядов обвиняли в отступничестве от Корана и в безбожии.
В сложившихся условиях шло возвеличение и чуть ли не обожествление покойного Али. В преданиях шиитов он оказывался не' только равным Мухаммеду, но и большим по своему значению. Получило распространение такое "высказывание" Аллаха, обращенное к Мухаммеду: "... если бы не ты, я не создал бы небес, но если бы не Али, я не создал бы тебя". К 114 сурам османовского Корана шииты прибавили еще одну-"Два светила", где одним из светил признавался Мухаммед, другим - Али. Обвинения в адрес кодификаторов Корана сводились к тому, что в его содержании преуменьшена роль Али в первоначальной истории ислама. Однако и в шиитском Коране не обнаруживается серьезных разночтений с османевским ни по этому вопросу, ни по другим.
Иначе обстояло дело со священным преданием. По мере того как фиксировались и накапливались предания Сунны, текст Корана и содержание вероучения все больше препарировались в пользу идей, благоприятных для владычества Омейядов. Понятно, что шииты не могли с этим мириться и декларировали свое враждебное отношение к Сунне. Параллельно с ней у них формировалось свое священное предание - Ахбар. Не следует противопоставлять эти два свода священного предания. "... Большинство текстов, - пишет А. Массэ, - являются общими иразличаются лишь по именам тех, кто передавал их". Тем не менее наименование основного направления в исламе - суннизм - исходит из того, что отличительным признаком его вероучения является именно признание Сунны.
Попытки Хасана и Хусейна (сыновья Али) выдвинуться на авансцену политики халифата кончились неудачей. Их положение и звание имамов не давало им ни власти, ни влияния.
В 680 г. Хусейн предпринял попытку выступить против халифа из династии Омейядов и во главе небольшого отряда направился из Мекки в Ирак, где собирался создать базу для дальнейшей борьбы за власть. По дороге, у города Кербелы, он был застигнут и окружен войсками халифского наместника. И Хусейн, и все его немногочисленное воинство были уничтожены. Шиитам это событие послужило материалом для обогащения их культа и вероучения мотивами траура и мести. Хусейн был объявлен мучеником: и в настоящее время бытует траурная церемо" ния Шахсей-Вахсей. Эти слова обозначают: "шах Хусейн, вах (увы! - И. К) Хусейн". То обстоятельство, что первые имамы погибли насильственной смертью, дало шиитам основание полагать, что такая смерть является уделом всех имамов.
Значение имамов в вероучении шиизма выглядит значительно большим, чем в системе суннизма. Имамы получают свою власть установлением Аллаха, ибо рождение каждого из них в династии алидов предустановлено. Они непогрешимы, и их мнение по любому политическому или вероисповедному вопросу выражает авторитетность последней инстанции. В этом отношении шиизм резко отличается от суннизма, ибо в последнем окончательное решение достигается общим согласием ("иджмой") богословов и других авторитетных в исламской иерархии лиц; здесь же окончательное решение остается за авторитетом имама. Приоритет решения вероисповедных проблем оказывается, таким образом, за суннизмом, да и в более широком плане первоначальный демократизм шиитского движения исчез очень скоро.
Распространению шиизма в народных массах различных провинций халифата иногда способствовали случайные обстоятельства. Так, в Иране принцип наследственной передачи власти, соответствовавший историческим традициям этого древнего государства, был более привычен и понятен людям, чем сложные и даже запутанные порядки, бытовавшие у суннитов. Впрочем, этот принцип оказался удобным и для Омейядов, так что халифу Муавии уже унаследовал его сын Иазид.