Смекни!
smekni.com

Иудаизм (стр. 1 из 3)

Èóäàèçì

1. Парадигма библейских религий

Иудаизм, вместе с христианством и исламом относятся к типу религий, которые принято определять как религии догматические, религии откровения, библейские религии и, что не менее важно – религии монотеистические. Для дальнейшей ясности необходимо пояснить эти номинации.

Под библейскими религиями принято понимать религии ближневосточного происхождения, прямо или косвенно восходящие в своем учении к группе доктрин, изложенных в Библии. В свою очередь Библия представляет собой текст божественного откровения, в которой трансцендентный (недоступный познанию, лежащий за пределами, в данном случае, религиозного опыта) Бог, «Творец небу и земли, видимым же всем и невидимым» (никео-цареградский символ веры), открывает избранному народу (иудаизм) или общине верующих безотносительно к их этническому происхождению (христианство и ислам) свою сущность и природу, которая не может быть познана и обнаружена человеческими усилиями.

Но откровение ниспосылалось Богом людям и могло быть получено ими только благодаря экстраординарному опыту общения с Богом, который и приписывается традицией Моисею, Иисусу Христу и Мохаммеду. Именно опыт этих личностей, согласно традиции, и лег в основу принципов созданных ими религий. Они являются носителями базового религиозного опыта, причем этот опыт признается невоспроизводимым, неповторимым, или его воспроизведение переносится в загробный мир, или же он считается воспроизводимым в определенной степени, но только особыми личностями – каббалистами, монахами и аскетами, подвижниками – суфиями. Во всяком случае его воспроизведение не предписывается в качестве нормативной религиозной практики всем верующим. Тексты откровения образовывали как бы поле развертывания ортодоксального религиозного опыта и задавали последнему не только направление и границы, но и язык описания и интерпретирующие опыт идеи и основоположения. Это дает право называть библейские религии религиями откровения.

Наконец библейским религиям была придана номинация религий догматических. Это означает, что в библейских религиях опыт их основателей, выраженный в текстах откровения, опосредуется системой стройно изложенного вероучения, данного в общеобязательных для всех верующих формулировках – догмах, претендующих на адекватное и ортодоксальное выражение сущности опыта основателя религии и фиксирующего его текста откровения.

Все три библейские религии являются религиями ярко выраженной монотеистической системы, причем более всего интересно и то, что они базируются на почитании единого Бога, и то, что именно они в наиболее чистом виде выражают идею теизма, то есть представления о Боге как едином и единственном, абсолютном и трансцендентном, личностном или сверхличностном начале, творце и помыслителе всей вселенной, управляющем ею актами своей воли. С идеей монотеизма так же тесно связан и креационизм библейской традиции – доктрина сотворения мира Богом из ничего. И вместе с тем, монотеизм нельзя считать принципом, изначально заданным в библейской религии или по крайней мере в библейском тексте. Существует множество критических трудов, описывающих места Библии, сохранившие следы исходного политеизма. Дж. Фрэзер в своем труде «Фольклор в Ветхом Завете» уделил особое внимание аспектам Библии, представляющие собой архетипы языческого мировосприятия.

Еще одной важной и определяющей чертой библейских религий является линейность времени и идея истории. Существует общераспространенное убеждение о том, что библейская картина мира является единственной, выводящей человека из циклического времени вечного повторения в мир линейного времени – из космоса в историю. Подробно эта проблема рассмотрена в книге М.Элиаде «Космос и история». В ней рассматривается архаический тип религиозности, базирующийся на постоянном воспроизведении некоего архетипа - мифологического события, имевшего место и воспроизводимого в сакральных актах и ритуалах. При таком мироощущении человек живет в «раю архетипов», откуда изгоняется концепцией библейской религии в «ужас истории». Исторический момент в библейских религиях приобрел совершенно уникальную роль, и не случайно, что сама иудейская Библия, строится как история богоизбранного иудейского народа. В христианстве религиозный историзм имеет еще более важное значение, поскольку центральным моментом христианского учения оказывается явление Абсолютного в Относительном, - Бога в истории.

Однако библейская концепция истории не эквивалентна представлению о линейности времени и поступательном движении истории. Собственно в Библии представлен тот же космический цикл, но цикл единичный и неповторяющийся, что дало возможность развернуть его в линию и создать концепцию историзма. Необходимо отметить, что основополагающие фазы библейского цикла – приход мессии, страшный суд, воскресение, - имеют более позднее происхождение и отсутствуют в ранних слоях Библии. Дело в том, что перечисленные базовые для всех библейских религий доктрины получили широкое распространение в библейском иудаизме и статус фундаментальных положений откровения только после вавилонского пленения, в период второго Храма (то есть не ранее середины 1 тыс. до н.э.). Именно в это время древние евреи знакомятся с некоторыми другими, не известными им до того религиозными учениями. Вполне вероятно, что важнейшим источником идеи религиозного историзма может не без оснований быть зороастризм, являющийся, по видимому, древнейшей религией откровения, которой свойственны все выделенные особенности библейского типа религий.

2. История иудаизма.

История иудаизма неразрывно связана с историей еврейского народа и для более полного преставления о ней особенно важны ее корни. Поэтому их целесообразно рассматривать вместе.

· Политеистическая религия древних евреев и небожители еврейского неба.

Первые сведения о религии древних евреев восходят к XV в. до. н. э., к тому времени, когда их кочевые племена появились в Аравийской пустыне. В XIII в. до. н. э. Древнееврейские номады завоевали Ханаан (Палестину) и стали заниматься земледелием. В настоящее время не очень понятна структура родовых групп – миспах – в этот период, но известно, что еще в первые столетия по занятии Ханаана у каждой миспахи был свой родовой или местный бог. Само название бога (в Библии) передается словами: Элогим («боги»), Ягве, Саваоф, Адонай, Эл; упоминаемые много раз в Библии серафимы, херувимы, несомненно, были в свое время богами и духами отдельных племен, отдельных колен или даже, может быть, радов еврейского народа. Библия содержит указания на то, что евреи имели своих домашних богов-идолов, которых они возили с собой, как, например, перевезла (по рассказу Библии) Рахиль домашних богов-идолов во время своего бегства из дома отца (Быт., XXXI, 19) '. Как видно из рассказа о царе Давиде, домашние боги были величиной, по-видимому, в рост человека. Но кроме этих богов, унаследованных еще от кочевой эпохи, в древних еврейских царствах — Израильском и Иудейском —существовала вера в многочисленных богов,. управляющих различными силами природы и направляющих судьбы людей. На всяком высоком месте, под всяким зеленым деревом поклонялись евреи своим богам – ваалам: Баал-Зевуву (Вельзевулу), Баал-Пеору, Баал-Берите и другим, царице небесной (Иерем., XLIV, 17), Эль-Эльону, Эл-Оламу, богине Анат, Херембетэль и многим др. Евреи поклонялись также богам окружавших их народов, и Библия полна рассказами о том, как бог Саваоф, грозный бог, мстительный, ревнивый бог, наказывал их за это увлечение другими богами. У них очень был распространен культ Иштар, или Астарты, и рассказы о Мардохее и Эсфири, без сомнения, указывают на то, что у евреев распространен был культ Астарты и бога Мардука. В Библии рассказывается про культ Адониса и Таммуза.

Во главе этих богов стоял Яхве, ставший впоследствии исключительно богом евреев (у христиан он принял образ бога-отца). Яхве вначале изображался в виде быка, о чем имеются многочисленные указания в Библии. Так, в книге Числ, ХХШ, 22 и XXIV, 8 Яхве приписываются рога единорога. Рога были неотъемлемой принадлежностью жертвенника Яхве. Во многих случаях Яхве прямо назван быком. «Золотой телец», как прямо сказано в Библии, был изображением Яхве (Исх., ХХХП, 4); такие же изображения были в Вефиле и в Дане (4 кн. Цар., Х 29). Об идоле Яхве подробно рассказывается в книге Судей, гл. XVII. На древней еврейской печати также изображен телец. В условиях кочевой жизни Яхве был божеством скотоводческого племени Иуды. Когда же этот клан занял определенную область в Палестине и стал заниматься земледелием, он постепенно превратился в бога-покровителя земледелия. Но даже и в области Иудеи Яхве не был единым богом. Мы уже не говорим о том, что одна часть населения, храня предания о Синае, представляла Яхве и поклонялась ему в образе быка, а другая часть, под влиянием левитских воззрений, почитала его в образе пылающего столба пламени, подземного огня Кадеса. кроме того, в широких кругах находила еще поклонение и змея Нехуштан. Это, по всей вероятности, был бог какого-нибудь арабского или Ханаанского клана (рода), в свое время растворившегося в племени Иуды и передавшего ему свой культ. Позже, когда в Иерусалиме был построен храм Яхве, там нашло себе место и медной изображение этой змеи, перед которым стоял жертвенник. Лишь Иезекия велел уничтожить этого идола и положил конец культу змеи.

Древнейшая религия евреев представляла собой совокупность верований, характерных для первобытно - общинного и родового строя. У них существовали культы духов, природы, стихий, культ предков и другие аспекты архетипического мировосприятия, причем как своего, так и заимстованного. В условиях разложения родового строя происходило расширение представления о божестве и выполняемых им функциях. Оно теперь ведает не только вопросами урожая и плодородия, но и внутриродовыми отношениями. Божества становятся жадными и ненасытными, воплощающими в себе черты восточных деспотий. Они непрестанно требуют жертв и верующие в обилии приносят жрецам результаты своих трудов и даже первородных и единственных детей. Жрецы поддерживали в среде верующих идею о рабстве и бессилии человека перед богом.