В конце XVIII в. под влиянием идей Французской революции возникает движение за эмансипацию евреев - аскала (просвещение), которое приводит к кризису ортодоксального иудаизма и появлению реформистского направления, стремившегося приспособить иудаизм к нормам европейского образа жизни. Однако боязнь ассимиляции с нееврейским населением уже в середине XIX в. активизировала и традиционное ортодоксальное течение, выступавшее против реформизма. В настоящее время большинство евреев Европы и США являются приверженцами реформированного иудаизма, в то время как в Израиле преобладает иудаизм ортодоксальный.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ. ИДЕЯ ЕДИНОГО БОГА
Особенностью учения иудаизма является то, что в его основе лежат две противоречивых идеи: национального избранничества и универсализма. Именно учение о богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизма среди других народов, этнически не связанных с евреями, хотя принятия иудаизма отдельными людьми, этническими группами и даже целыми народами имели место в истории. Универсальный характер учения иудаизма проявляется прежде всего в представлении о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и не имеет зримого образа, хотя человек создан Богом по его образу и подобию. Идея Единого Бога выражена в иудейском символе веры "Шема", которым начинаются богослужения: "Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь один!". В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом "Адонай" ("Владыка", "Господь"). Закрепляя это правило, хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова "Яхве" знаки огласовки для слова "Адонай". Из этого соединения возникла широко распространенная транскрипция "Иегова" - искаженная форма имени "Яхве".
Все религиозные надежды и желания, все помыслы устремлены на посюсторонный мир, потустороннее существование не является ожидаемым: земная жизнь важна сама по себе, а не как преддверие будущей “настоящей” жизни. Соблюдай Закон, “чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было”. Сообщество “народ Израиля” во все времена есть культовое сообщество, в центре которого стоит отдельный индивид, продление жизни которого на земле составляет главную задачу всех членов этого сообщества. Идеи о бессмертии души, о загробной жизни и грядущеем воскресении мертвых в Торе непосредственно не отражены и имеют в иудаизме более позднее происхождение.
Также иудаизм верит, что цель существования евреев – не больше не меньше чем «совершенствовать мир под управлением Бога» (из молитвы «Алейну»).
В еврейских учениях оба пункта – этическое совершенство мира и царство Божие – одинаково важны. Люди должны принести всему человечеству знание о Боге, чье первое требование состоит в нравственном поведение. Все, кто в это верит, - этические монотеисты и естественные союзники религиозных обычаев.
ПРАЗДНИКИ И ПОСТЫ
Иудаизм отличается сильно развитым ощущением хода времени. Ощущение хода времени, особенно исторического, наиболее заметно проявляется в ежегодных праздниках. Каждый год в определённое время исторические события не только отмечают, но и воссоздают заново и, таким образом снова их переживают.
Многие учёные делают акцент на земледельческом происхождении праздников, полагая, что их историческое значение развилось намного позднее. Они указывают на сходство между библейскими праздниками и теми, которые существовали в других странах Ближнего Востока.
В году есть три крупных праздника: Песах, Шавуот и Сукот. Они отображают три этапа исхода из Египта. Песах знаменует свободу, связанную собственно с исходом; Шавуот придаёт свободе духовное значение, отмечая получение Торы на горе Синай, а Сукот подчёркивает, что настоящая защищенность возможна только в Божьем присутствии, и с этой целью отмечает странствие евреев через пустыню к Земле Обетованной. Эти три праздника называются праздниками паломников (или ступнями), потому что во времена Храма евреи совершали паломничество в Иерусалим, чтобы совершить жертвоприношения. Со времени разрушения Храма в 70 году н.э. жертвоприношения больше не совершались, но праздники не потеряли своего значения, и в них входит множество праздничных обрядов дома и в синагоге. В Израиле праздники паломников сохраняют связь с культурой сельского хозяйства и соотносятся с временами года: Песах проводится во время уборки ячменя, Шавуот – во время уборки пшеницы, а Сукот – во время осеннего сбора урожая.
Иной характер носят праздника Рош-га-шана и Йом Кипур. Они главные, поскольку ведут начало от библейских предписаний и ограничений в работе, но характер их торжественный, а не весёлый. Акцент здесь делается на внушающих благоговейный страх требованиях Бога к взаимоотношениям с Ним каждого иудея и с другими народами.
Все остальные праздники и посты иудаизма второстепенны, но не по значению, по возникновению. Они не были заповеданы торой, и, следовательно, на них не устанавливаются те ограничения, которые существуют в библейских праздниках и постах. Некоторые из них, а именно День независимости Израиля, День Иерусалима, День памяти Холокоста,- все они возникли в наше время.
Большими праздниками являются также Ханука и Пурим. Ханука (праздник Освящения). Он установлен в память об освобождении Маккавеями Иерусалима от власти Селевкидов в 164 г. до н. э. и посвящен обновлению Храма. Праздники Ханука и Пурим отмечаются с особым весельем: в дни праздников все дарят друг другу подарки, устраиваются игры, танцы, народные гуляния и детские утренники.
Помимо праздников в иудаизме также приняты и посты, которые посвящаются скорбным событиям еврейской истории. Иудейский пост предусматривает полное воздержание от пищи и питья в течение всего дня до захода солнца. Наиболее важными постами являются: Тиша бе-Ав (9-й день месяца ава) - в память о разрушении первого и второго Храмов; Цом Гедалья (3-й день месяца тишрей) - в память убийства Гедалии, последнего еврейского правителя Иудеи в 186 г. до н. э.; Асара бе-Тевет (10-й день месяца тевет) - в память разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э.; и Шива-асар бе-Таммуз - в память о разрушении Иерусалима римлянами в 70 г. н. э.
Весьма важное значение в иудаизме имеет система пищевых запретов (кашрут): полностью запрещено употреблять в пищу мясо свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла), животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи. Чистым (кошерным) считается мясо жвачных парнокопытных (овец, коз, коров) и птиц, забитых резчиком (шойхетом) по особому правилу, причем из мяса должна быть полностью удалена кровь. Существует также запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи, злаковых и бобовых и даже их смешение в одной посуде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время последователи иудаизма расселены по всему миру и по своей этнической принадлежности почти все они являются евреями. По разным статистическим данным общее количество евреев в мире колеблется от 13 до 14 млн. человек; из них 4,6 млн. человек проживают в Израиле и более 1 млн. человек на территории бывшего СССР. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80 странах мира. Миссионерство среди нееврейского населения в иудаизме не практикуется, но вступление иноверцев в иудейскую общину допускается, хотя и достаточно затруднено. Принимающие иудаизм неевреи (герим) после прохождения обряда обращения считаются евреями; им даже запрещается напоминать об их нееврейском происхождении. Кроме того, существует целый ряд этнических групп, которые исповедуют иудаизм, но в то же время осознают в той или иной степени свою отличность от евреев. Ими являются самаритяне и караимы, а также группы иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), в Индии, Китае, Бирме, США и в других странах. В России в конце ХVIII в. среди крестьян центральных губерний возникли иудействующие секты субботников и геров, немногочисленные последователи которых сохранились и до сих пор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гараджа В. И. Религоведение, 1995г.
2. Телушкин Раби Йосеф. «Еврейский мир»
3. Даймонт Маркс. «Евреи, Бог и история»
4. Адин Штейнзальц. Введение в Талмуд. Москва, 1996г.
5. Авраам Иегошуа Хешель. Тора с небес в зеркале поколений. Лондон – Нью-Йорк, 1962г.