Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. В Ветхом Завете завет означает "союз-договор" между Богом и человеком, о верности со стороны последнего и обетовании спасения со стороны Бога. Новый Завет назван так по аналогии, хотя отношения между Богом во Христе и Его Церковью уже не охватываются словом "договор", они описываются скорее в категориях таинственного "брака" на основе жертвенной любви.
Ветхий Завет охватывает период от сотворения мира и до пришествия в мир Христа. Его смыслом является подготовка человечества к этому спасительному событию, причем особую роль здесь играет судьба Израиля. В Евангелии Господь называет Ветхий Завет так: "Закон /"Тора"/ и пророки"; это и есть основное структурное деление ВЗ. Закон Моисеев нравственно воспитывал израильтян, а пророки возвещали грядущего Христа. Термин "Новый Завет" появляется впервые у пророка Иеремии, предвидевшего наступление мессианской эры. Новый Завет является манифестом осуществившегося спасения. Он описывает события земной жизни Спасителя, Его крестную смерть и Воскресение, первую эпоху христианской Церкви, а также раскрывает перспективу, связанную с окончательной победой Царства Божия над властью тьмы. И, несмотря на то, что Ветхий Завет намного объемнее Новый Завет, он значительно уступает ему по своему духовно-спасительному значению.
В древнем Израиле, книги священного Писания делятся на канонические и неканонические. Это деление сохранилось и в православной традиции. Греческое слово "канон" означает в данном случае ту меру, тот эталон, который выражает полную сущность вероисповедания. Неканоническими считаются те книги, которые не являются необходимыми для спасения, но могут быть назидательными в духовном смысле. В Ветхом Завете 50 книг, из них канонических 39. В Новом Завете все 27 книг - канонические (католики неканонические книги со свойственным им педантизмом называют "второканоническими", а протестанты вообще вырезали их из Ветхого Завета, так что Библия, изданная протестантскими церквами, является неполной). Книги Ветхого Завета писались в общей сложности с XIII по I в. до Р.Х. Книги Нового Завета написаны в I - II вв. по Р.Х. От неканонических книг следует отличать апокрифы. В общем смысле это либо еретические сказания о том или ином персонаже Библии, где попытка объяснить недосказанное часто приводила к значительному искажению его образа, либо народные фантазии на определенную волнующую тему.
Древние пласты книг Ветхого Завета были написаны на древнееврейском языке, но после вавилонского пленения сей язык начал претерпевать значительные изменения. Смешанный еврейско-вавилонский диалект стал называться арамейским языком. В III в. до Р.Х. в Египте при царе Птолемее Филадельфе, знаменитом книжном коллекционере, 72-мя толковниками-раввинами /их было символически по 6 от каждого колена Израилева/ был осуществлен перевод Ветхого Завета Библии на древнегреческий язык, и происходило это в эпоху, когда на этом языке говорил весь просвещенный эллинский мир. Сей перевод получил название Септуагинта /округленно: "перевод 70-ти"/. Кстати, книги Ветхого Завета, написанные в последние три века перед Рождеством Христовым, по большей части писались иудеями рассеяния уже на греческом языке. Новый Завет, за исключением, возможно, Евангелия от Матфея, был записан уже на греческом языке. В IV в. по Р.Х. блаженным Иеронимом был сделан латинский перевод всей Библии, получивший название Вульгата /"общедоступный"/. Святые Кирилл и Мефодий в X в. совершили подвиг перевода Библии на древнеславянский язык. Во второй половине XVI в. была издана на Руси первая печатная Библия. На русский язык XIX-го века Библия была переведена старанием четырех Российских Духовных Академий в 1876 г., в основном благодаря св. Филарету Московскому, одолевшему после многолетней борьбы противников подобного перевода (это "синодальный" текст). На сегодняшний день выявлены недостатки этого издания, но большинство современных попыток перевода всей Библии неудачны. В любом случае синодальный перевод нуждается в подробных комментариях.
Величественная картина - творение Богом мира и человека.
"В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет... ". Процесс творения вселенной Богом описан в виде семи "таинственных" дней. В первый день Бог творит свет и отделяет его от тьмы. Во второй день Бог создает небесную твердь, отделяющую воды под ней от вод над ней. В третий день появляется земная суша, ограничивающая господство воды, на суше появляется растительность трех основных видов. В четвертый день - солнце, луну и звезды. В пятый день появляются рыбы, птицы и пресмыкающиеся, а в шестой день - млекопитающие. Всей фауне Бог дает повеление плодиться и размножаться. Это заповедь земного воспроизводства. Животных Библия называет "живой душой". Во "второй половине" шестого творческого дня "сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему... ", И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их... создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Адам - Первый человек. Бог привел к нему всех животных для наречения имен, потому что сознавал, что разумную природу в смертном он сделал самодвижущейся, и испытывал, как наставник ученика, приводя в движение его внутренний навык и заставляя проявить свойственные ему умения. Адам был создан для того, чтобы возделывать и охранять землю (Быт.2, 15).
Слово Адам значит "глина", "земля", "почва". Бог как бы создает Адама из самой сущности творения. В истории Ветхого Завета Адам не является неким завершением всех тварей, которые до него существовали или были созданы. Нет, Бог возвращается к самым основам вещества и из него творит человека, который благодаря этому принадлежит всецело ко всему тварному, к самой последней былинке, к самой малюсенькой песчинке - или к самой лучезарной звезде. Адам создан, призван жить любовью Божией, которая себя ему открывает. И тут, по слову митрополита Московского Филарета, он стоит как бы на хрустальном мосту между двумя безднами. Одна - бездна небытия, откуда его вызвало творческое слово Божие; с другой стороны - над ним ширится, раскрывается до ужаса бездна Божественной жизни. И Адам может пасть, но никогда не сможет вернуться к небытию, - он будет как бы бесконечно падать; либо наоборот, может открыться, рискнуть тем, что уже есть, для того, чтобы приобрести все, что ему может дать Бог.
За грехопадение Бог не "выслал" его из рая на время, как того, кто еще не властно захвачен пороком, но "изгнал" навсегда, - ведь Адам теперь есть ум, заболевший неисцелимой болезнью.
Ева - ее имя указывает на ощущение, которое Бог дал уму-Адаму, "вылепил из ребра", когда захотел наделить его способностью постигать не только бестелесное, но и твердые тела, и оно, как только возникло, через каждую свою частицу, словно через некие глазки, стало вливать в ум весь окружающий свет и, рассеяв мглу, позволило ему увидеть природу тел отчетливо и предельно ясно.
Ева, поддавшись искушению коварного змея, отведала плодов с запретного древа познания добра и зла и уговорила Адама последовать ей.
В Ветхом Завете сказано, что после грехопадения они друг на друга посмотрели и устыдились своей наготы. Наготы своей можно устыдиться, только если чужие глаза на тебя смотрят. Когда ты один, ты не стыдишься своей наготы. А здесь вдруг случилось что-то очень страшное. Вместо того чтобы видеть друг друга в полной славе, они вдруг увидели друг в друге - другого, чужого, иного, и их двоица разбилась. И вот то, что было двоицей, стало теперь двумя особями, - не двумя лицами, которые именно как лица глядят и видят друг друга, а особями, которые обособлены друг от друга. В этом заключается и падение, и расторжение чуда взаимной любви, чуда видения друг в друге совершенной красоты, которую Бог вложил в каждого из них. Но сразу после грехопадения они познают свое падшее состояние, в котором они оказались, ослушавшись Бога, как зло. И в силу этого утраченное ими и недоступное теперь райское состояние осознается ими как добро.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт.3.7,8). Познав зло, Адам и Ева познали стыд. Чувство стыда обличает их в том, что они совершили нечто не должное, не доброе. Они почувствовали, что сделались иными - не такими, какими они должны быть. Отныне они познают свое состояние, свое бытие в противопоставленности идеальному должному состоянию и бытию. И поскольку они ему не соответствуют, они, стыдясь быть такими, какими они стали, прикрывают друг от друга и от себя самих свою наготу смоковными листьями и скрываются от зовущего их к Себе Творца за райскими деревьями. Познание добра и зла ответственно за то, что свобода порабощена этическим долженствованием, "категорическим императивом". В крайнем случае, если и осталась какая-то свобода, то это только свобода выбирать между добром и злом, которые неподвластны человеку. Свобода оказывается выброшенной "по ту сторону добра и зла". Она осталась там, в Эдеме, где человеку была дана власть вовсе не вызывать зло к бытию. Там, где Творец всего сущего сотворил все "добро зело".