"И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт.4, 15).
Здесь Господь показывает, что для Него мщение не самоцель. Творец хочет, чтобы грешник продолжал жить - ведь, может быть, он сможет прийти к покаянию. Господь действительно ожидает нашего исправления - даже тогда, когда мы сами потеряли надежду на него. Ибо Он Тот, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины".
"И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема" (Быт.4, 16).
У убийцы начинает происходить душевный разлад и наблюдаться психические отклонения: паранойя, мании (преследования и страха быть убитым, причем это справедливая часть наказания его, которое преследует убийцу до конца жизни), психозы раздвоение личности (шизофрения) и т.п. Все это действует разрушительно на его религиозную сферу. Естественное и врожденное религиозное чувство у него сильно повреждается, от чего он становится во враждебное к Богу положение. Своё извращенное религиозное чувство он и реализует извращенно, предаваясь богозабвению, отрицанию бытия Бога (атеизму), богоборчеству, богоненавистничеству, богопротивленчеству, сознательному служению демонам, богохульству, гонению верующих в Бога, бунтам, революциям, разрушениям, тяжким согрешениям. Убийца становится не способным на покаяние или труднообратимым. Он сам себя изгоняет от лица Божьего и всю жизнь чувствует это изгнанничество, оправдывая себя и обвиняя Бога. Гонит его и земля, постоянно взыскуя и напоминая ему о его грехе. От этого он предается скитальчеству. Часто убийца выбирает соответствующий образ жизни, например, кочевой, при занятии скотоводчеством. Скитаясь по земле, он ищет для себя выход и находит его в построении города. Город для убийцы это и убежище от реальных и мнимых преследований за убийство. По этой причине он заливает городскую землю асфальтом и бетоном. Сквозь этот искусственный панцирь не так сильно пробивается "голос" земли. Земля, со своей стороны, часто мстит человеку землетрясениями и прочими стихийными бедствиями, напоминая ему о тяжком грехе убийства. Вот почему по мере роста убийств на земле увеличивается число землетрясений и прочих стихийных бедствий. В каком-то смысле все горожане являются скитальцами и изгнанниками с земли, хотя далеко не все из них убийцы.
После случая с Каином гнев Божий навсегда лишает человечество видеть в этой жизни хотя бы врата райские. И с тех самых пор воспоминание о рае становится тягостной тоскою, живущей в каждом из нас.
Любое стремление к благу, тому или иному, - это осознанное или неосознанное стремление человеческой души вернуться в рай сладости и восстановить прежние отношения с Господом Богом. И никакие суррогаты (подмены) не смогут приглушить этого естественного стремления к подлинному счастью, возможному только в Боге и с Богом. И, уходя на восток, Каин все далее и далее удаляется от подлинного блага, и эту боль он пытается заглушить созданием своего собственного искусственного мира. Как бы хотелось каждому из нас оказаться живущим в этом удивительном мире, где прекратится всякая вражда и противостояние, где не надо будет опасаться за своих детей и друг за друга и где прекратятся все войны, не будет ни болезней, ни печали и ни воздыхания - но Жизнь бесконечная. Но люди не способны самостоятельно восстановить мир на этой земле. Все их попытки - создать земной рай без Бога, только их собственными усилиями, - они никогда не увенчаются успехом. Нет ни одной совершенной формы человеческого правления.
Подводя итог курсовой работы, можно сказать, что основная цель исследования нравственного падения человечества, раскрыта полностью.
Люди часто задаются мыслью: "Что было бы, если бы Адам и Ева не пали! Как Бог мог допустить что это случилось?". Бог мог дать и дал человеку все, за исключением одного: Он не мог дать человеку опытного познания зла, потому что зла не было. А без познания зла человек не может должным образом оценить то благо, которым является Бог. Увы, как часто дети в богатых семьях совершенно не ценят деньги и весь тот комфорт, в котором они находятся: сытый голодному не товарищ, здоровому трудно понять больного, молодому не понять старика. Адам и Ева как свободные разумные личности должны были познать сами, что такое зло, что значит быть без Бога. Только познав, что есть жизнь без Бога, человек может должным образом понять и оценить любовь Божию как великое благо. Бог не творил зла, Он дал возможность человеку отпасть от Себя, то есть познать зло. Зло сущности не имеет, оно есть нарушение добра. Добро есть Бог, а зло есть отпадение от добра. Вот рука здоровая - это хорошо, а вот ее повредили - это зло, вот что такое зло - повреждение здорового. Зло сущности не имеет, поэтому Бог зла не сотворил.
Первый человек не мог знать, кто он есть без помощи Божией. Отсюда у него и возникла мысль, что он, которому Бог покорил всякую тварь, дал власть над этим миром, что он сам - "как бог". В этой гордыне и есть весь смысл вкушения запретного плода, смысл дьявольского искушения. И это искушение "быть как бог" человек не смог победить, не имея опыта познания, что он без Бога ничто. Конечно, Бог знал, что человек падет, Он предвидел, что путь человека к достижению "непадательного" состояния заключается в постижении себя без помощи Божией. Это было единственное средство: через познание себя, что он есть без Бога, человек как существо разумное и свободное может достичь состояния богоподобного.
В курсовой работе раскрыта проблема падения нравственности человечества. Изучены Ветхий и Новый Заветы. Обращено внимание на прародителей всего человечества, рассмотрен их образ жизни, поведение и нравственность. Широко затронута проблема грехопадения. Данная проблема рассмотрена на примере первого человекоубийцы - Каина. А также удалось выяснить, что для Господа мщение не является самоцелью, он хочет, чтобы грешник одумался, пересмотрел свои взгляды на жизнь и смерть и покаялся. Это подтверждается фразой из Ветхого Завета: "И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт.4, 15).
Господь показывает всем людям, что он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
1. Для написания данной курсовой работы по теме "Каин и Авель" был использован Ветхий Завет.
2.