Деятельность католических миссий протекала не без серьезных трудностей. Помимо сопротивления, оказываемого ей туземным населением," с настороженностью и с недоверием относившимся ко всему, что исходило от европейских поработителей, немалую роль играла конкуренция, которую миссионеры-католики встречали со стороны миссионеров-протестантов. Во взаимной борьбе стороны использовали любые средства - интриги, подкупы, даже убийства. В ряде случаев конкурировавшие группировки обращались за помощью к местным властям, в том числе к языческим и мусульманским. Иногда борьба разгоралась между отдельными группировками католических же миссионеров, представлявшими различные государства или интересы разных капиталистических фирм.
Миссионерская активность в колониальных странах стимулировалась не только стремлением к распространению христовой веры. Миссионеры не только активно помогали капиталистам извлекать огромные прибыли из эксплуатации туземного населения, из естественных ресурсов колониальных стран, из работорговли, но и сами не гнушались этой деятельностью. Зафиксированы, в частности, многие случаи, когда миссионеры участвовали в торговле рабами и в прибылях от этих вполне христианских операций.
Католицизм должен был, став религией буржуазного общества, определить свое отношение к основному классовому противоречию - между буржуазией и пролетариатом. Правящим классам было ясно, что на историческую арену вышел революционный пролетариат, в лице которого они имеют грозного противника. Появился марксизм, давший стихийному до этого времени рабочему движению определенную перспективу и осознанную цель. Выбор ориентации в обстановке борьбы двух ясно обозначившихся лагерей не представлял для церкви особых трудностей: он предопределялся и ее собственным социальным бытием как крупного капиталиста, и исторически сложившимися социальными принципами христианства, освящавшими собственность, "порядок", подчинение властям. И уже в 40-х годах XIX в. католицизм активно вступает в бурно кипящую классовую борьбу на стороне буржуазии. Для священной травли призрака коммунизма, как писали в "Манифесте Коммунистической партии" К. Маркс и Ф. Энгельс, объединились все силы старой Европы - "папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские".
Господствующие классы буржуазного общества, напуганные размахом и остротой революционных выступлений пролетариата в 1848 г., Парижской коммуной в 1871 г., основанием социалистических партий в разных странах, деятельностью I Интернационала, возникновением и широким распространением марксизма, охотно принимают нового союзника. Прежнее буржуазное свободомыслие, доставившее столько тревог всем церквам, отходит в прошлое. Политические вожди буржуазии наперебой декларируют свою верность религии и свои надежды на то, что она поможет им держать рабочий класс в повиновении. Палач Парижской коммуны Тьер возлагал надежды на то, что только "церковь может учить бедных смирению, обещая им вечное спасение".
Главным в политике Ватикана начиная со второй половины XIX в. являлась борьба против социализма. И Пий IX, и Дев XIII неустанно предлагали свою помощь в этой борьбе всем, кто был готов ее принять. Папство буквально ринулось в борьбу против социализма. В энциклике папы Пия IX "Quantacura" (1864) и в сопровождавшем ее знаменитом "Силлабусе"были специальные пункты, осуждавшие социализм и коммунизм, причем делалась ссылка на предыдущие папские документы, в которых содержалось то же осуждение. В "Силлабусе" подвергался осуждению и тезис, по которому "римский первосвященник может и должен примириться и согласоваться с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией", так что отрицательное отношение к социализму выглядит лишь как один из элементов общей беспросветно-обскурантистской программы. Тем не менее, надо иметь в виду, что в этой программе осуждение социализма занимало центральное место.
В дальнейшем последовал ряд энциклик, в которых папа Лев XIII декларировал резко отрицательное отношение церкви к социализму и коммунизму: "Quodapostolicimuneris" (1878), "Diuturnum" (1881) и др. Мотивировка такого отношения была стандартной. Учение социалистов противоречит христианству в основной своей предпосылке, по которой люди по природе равны между собой, в то время как по учению церкви неравенство лежит в природе вещей сотворенного богом мира.
Ярую ненависть вызывала у католической церкви деятельность Интернационала. К. Маркс приводит гневные упреки, обращенные Пием IX к швейцарскому правительству, терпящему "у себя секту, называемую Интернационалом, которая хотела бы поступить со всей Европой так, как она поступила с Парижем (имеется в виду Парижская коммуна 1871 г. - И. К). Этих господ из Интернационала, которые, кстати, отнюдь не господа, следует опасаться, ибо они действуют в интересах вечного врага бога и рода людского. Зачем защищать их? За них нужно молиться". Смысл этих слов Маркс истолковал следующим образом: "Сначала повесьте их, а потом уже молитесь за них!". И примерно в это же время журнал иезуитов "Чивильта каттолика", пугая верующих Интернационалом, который-де вооружен "факелами и керосином", требовал от них: "Выбирайте: с папой или Интернационалом!".
Но это была слишком примитивная постановка вопроса, чтобы она могла принести успех. Рабочее движение оказалось настолько неодолимым, а идея социализма - настолько жизненной, что церковь скоро поняла необходимость изменения своей тактики. На вооружение были взяты некоторые приемы и идеи христианского социализма. Понятие "христианский социализм" весьма условно и по существу не имело бы права на существование, если бы оно не укоренилось так прочно в литературе.В.И. Ленин назвал "христианский социализм" худшим видом "социализма" и худшим извращением его. Церковные деятели прошлого и настоящего, называющие себя "христианскими социалистами", всегда отстаивали основы капитализма: частную собственность и классовое деление общества. Религиозные идеологи снискали репутацию "социалистов" своими частными критическими замечаниями в адрес капитализма. Они критиковали капитализм не в его основе, не за неискоренимые пороки, относящиеся к его природе, а за его "крайности". Тем не менее термин "христианский социализм" утвердился, и нам придется им пользоваться.
Основателем католического христианского социализма считается французский священник Г.Ф. Ламенне, выпустивший в 30-х годах XIX в. книгу "Слова верующего", а в дальнейшем - ряд других работ, в которых призывал к исправлению пороков существующего строя и к установлению социальной справедливости. Красноречиво и темпераментно клеймил Ламенне бесправное положение рабочего, нищету народных масс, общественное неравенство. В позитивном же отношении он не мог предложить ничего серьезного. Была использована банальная религиозно-христианская фразеология относительно морального самоусовершенствования и взаимной любви всех людей, об уничтожении зла в самом себе и т.д. Применение революционного насилия Ламенне осуждал в принципе, ликвидацию частной собственности считал противоречащей природе человека и божественным установлениям. И все же церковь отнеслась к идеям Ламенне отрицательно: он был отлучен от церкви и лишен духовного сана, а его труды попали в Индекс запрещенных книг.
Однако спустя несколько десятилетий католическая церковь была вынуждена сама принять на вооружение идейное наследие Ламенне, хотя ее деятели в этом никогда не признавались. В 60-х годах XIX в. выступил в Германии с подобного рода проповедью епископ майнцский барон фон Кеттелер. Так же как и Ламенне, он оплакивал бедность и бесправие трудящихся, обличал тех жестокосердных собственников и государственных деятелей, которые мирятся с таким положением вещей и даже порождают его. Но ничего большего, чем организация благотворительных обществ и религиозное воспитание в семье, Кеттелер предложить не мог, а сохранение частной собственности считал непременным условием каких бы то ни было христианских реформ в обществе.
Епископ майнцский уже не подвергался преследованиям церкви. Времена изменились и к приемам кеттелеровской демагогии отнеслись в католической иерархии с интересом. В 1869 г.К. Маркс в письме к Ф. Энгельсу писал: "Эти собаки (например, епископ Кеттелер в Майнце, попы на Дюссельдорфском съезде и т.д.) заигрывают, где это им кажется удобным, с рабочим вопросом". И Маркс указывал, что "необходимо энергично бороться с попами, особенно в католических местностях", и заявил, что в таком направлении он и будет действовать через Интернационал. Действительно, христианские социалисты заигрывали с рабочим вопросом, надеясь на то, что критика капитализма позволит им войти в доверие к рабочим и отвлечь их от тех подлинно социалистических идей, которые все сильней овладевали рабочим движением.
Такие методы представлялись папству настолько многообещающими, что оно решило воспользоваться ими в общецерковном масштабе. В 1891 г. папа Лев XIII издал "социальную" энциклику "Rerumnovarum", вошедшую в историю как документ, положивший начало новейшей социальной политике папства.
В энциклике папа старался опровергнуть социализм в основных его исходных позициях. Установив во вступительной части энциклики наличие многих пороков и язв в современном ему обществе, он переходил к вопросу о возможной методике лечения этих болезней. И с самого начала папа отвергал то "фальшивое лекарство", которое, по его мнению, представляет собой социализм. Оказывается, что уничтожение частной собственности на средства производства повредило бы самим рабочим, ибо любой из них может при существующем положении когда-нибудь за счет своих сбережений приобрести земельный участок или другую собственность, а социализм лишает его этой возможности.