Очевидно, не один десяток лет понадобится для внутреннего духовного устроения обители. Но огонек монашеской жизни затеплился, и потянулись к нему желающие постнического жития, да и благочестивые миряне, горячо полюбившие древнюю обитель с ее великими святынями.
С чего начинается жизнь монастыря? С молитвы. Без молитвы и монастырь не монастырь, а обычное общежитие. Поэтому центральное место в монастырской жизни занимает богослужение, а первой обязанностью каждого монаха является непрестанное молитвенное общение с Богом. Уникальность Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры в том, что в возрождаемую обитель пришли не только неофиты, но вернулись и старые лаврские иноки, имевшие молитвенный опыт и знавшие лаврские традиции.
День в обители начинается с того, что братия собирается в храме на службу, называемую полунощницей. Всем раздаются помянники — книжечки с именами живых и усопших, для поминовения о здравии и упокоении. По завершении службы читаются часы, а после совершается Божественная литургия. Неусыпающая Псалтирь, и днем и ночью, как негасимая духовная лампада, читается в небольшой часовенке на Ближних пещерах.
Особое место в лаврском богослужении занимают дни престольных праздников лаврских церквей Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Благовещения, Рождества Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Крестовоздвижения, Зачатия Святой Анны, Всех святых, преподобных Антония и Феодосия Печерских, а также празднование Собора всех преподобных отцов Печерских и, по отдельности, Соборов преподобных отцов, в Дальних и Ближних пещерах почивающих.
В пещерах служатся молебны с миропомазыванием от мироточивых глав и одеванием шапочки святого преподобного Марка Гробокопателя. В праздничные дни после литургии совершается чин о панагии — просфоре, из которой во время Божественной Литургии вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы («панагия» в переводе с греческого и означает «Пресвятая»). Панагия торжественно выносится из храма и с призыванием имени Божией Матери разделяется между братией после вкушения трапезы.
Согласно церковному преданию, обычай этот завелся со времен апостольских: после сошествия Святого Духа апостолы, прежде чем отправиться им с проповедью в разные страны, некоторое время жили вместе. Собираясь на трапезу, оставляли они во главе стола одно незанятое место для Христа, полагая пред местом этим хлеб, который после обеда и благодарственной молитвы подымали со словами: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Велико Имя
Святой Троицы! Господи Иисусе Христе, помогай нам». Этот же обряд они совершали уже и после разлучения друг с другом. На третий день после Успения Пресвятой Богородицы, собравшись во время обеда и возвышая по обычаю хлеб, узрели они на воздухе окруженную Ангелами Всецарицу, и Она дала обещание апостолам всегда пребывать с ними. И вот тогда, вместо слов: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!», апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!», после чего отправились к гробу Матери Божией и обнаружили его пустым.
Монашеская трапеза является продолжением богослужения, так как связана с единодушным благодарением Бога за Его щедроты. Во время трапезы читаются жития святых, различные поучения или толкования на Священное Писание.
Вопросы, связанные с порядком богослужений и послушаний, контролируются благочинным. Важнейшие вопросы монастырской жизни выносятся на обсуждение Духовного Собора Лавры.