Смекни!
smekni.com

Константин Великий – благодетель или губитель? (стр. 3 из 3)

Все это служит иллюстрацией последствий обращения Константина. В ранней церкви сохранялись традиционные обычаи. Причащение оставалось основным обрядом богослужения и совершалось каждое воскресенье. Крестили по-прежнему погружением, и сохранялось многое из старой символики. Но изменения, вызванные новыми условиями, наблюдались повсюду. Основная проблема, стоявшая перед церковью, заключалась в том, до какой степени и как она должна приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Все были едины во мнении, что так или иначе перемены необходимы. Все были едины также во мнении, что перемены не должны привести к отказу от традиционной веры церкви. Расхождения касались вопроса, что в сущности означает признание новой реальности с одновременным сохранением верности изначальному учению [1].


Заключение

Константин – благодетель или губитель? На этот вопрос нельзя дать однозначный овеет. Но в том, было ли у Константина истинное обращение ко Христу можно весьма усомниться. Надо полагать, что у него суеверный страх перед языческими богами уступил место суеверному страху перед Христом. Войдя в Рим, Константин, прежде всего, позаботился о том, чтобы его статуя была воздвигнута в городе с изображением креста в руке. Здесь явно видно его желание прославить в первую очередь свою собственную персону и уже, между прочим отметить, что в победе ему помог тот Бог, Которому поклоняются христиане.

Он, как умный политик, понял, каких успехов он может достигнуть, если сумеет приспособить христианство для своих политических целей. Он, безусловно, понимал, что в нравственном отношении христианство стоит неизмеримо выше языческих верований. Но вне сомнений, Константин в те годы не пережил полного переворота в своей жизни, который мы называем обращением Можем ли мы себе представить такого верного ученика Христова, который повелел бы отрубленную голову своего врага нести перед собой?

Факты говорят о том, что Константин во все годы жизни был далек от истины. Его статуя стояла в языческом капище среди языческих богов, и он ее оттуда не удалял. Он был грубый, бесцеремонный и властолюбивый. В течение своей жизни он истребил почти всех своих родственников. Убил он и свою жену Фаусту и сына Криспа, подозревая их в заговоре. Хотя он и назвал себя христианином, но в то же время именовал себя и верховным жрецом язычников. Крещение Константин принял только в 337 году, перед самой смертью, очевидно надеясь, что крещение очистит его от прежних грехов.

Если уже во втором и третьем веках наблюдались некоторые отклонения христианской церкви от евангельского учения, то со времени Константина началось величайшее падение церкви. Численно христианские общины стали быстро расти, но духовный их уровень катастрофически падал. Служители стали благословлять то, что было совершенно несовместимо с учением Христа. Использование мощей, синкретизм, извращение христианского вероучения до сих пор ощутимо в церкви вплоть до XXI века. Именно со времен Константина стали с неимоверной быстротой умножаться такие христиане, которые по своей жизни ничем не отличались от язычников.


Список литературных источников

1. Хусто Л. Гонсалес. История христианства: от основания Церкви до эпохи Реформации. Том I. – СПб.: «Библия для всех», 2001. – 400 с.

2. М. Э. Поснов История Христианской Церкви. – Режим доступа:http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Posnov, свободный.

3. Евсевий Кесарийский. Церковная история. – Режим доступа: http://www.biblicalstudies.ru/father4.html, свободный.